C 15 февраля 2010 года в России вступило в силу постановление об отмене обязательной сертификации продовольственных и парфюмерных товаров.
Основная внутренняя мотивация отмены - существующие нормы и законы всё равно не гарантируют необходимого качества продукции. Хорошая мотивация, правда? Да и сети, говорят [нам], не будут допускать в продажу продукцию без сертификации (отменили только обязательную сертификацию, но не добровольную; да и не на все продукты питания), поскольку сети не желают терять своего постоянного покупателя.
Только знаете, сети давно уже ничего не боятся. В Москве уже давно, да и другим городам за 500.000 жителей скоро светит олигополия в продуктовом ритейле. Олигополия, как известно из экономической науки и зарубежных и российских примеров (чтобы не быть голословным, ближайший пример -
топливо), характеризуется периодическими ценовыми сговорами участников. В таких условиях постоянному клиенту, ограниченному прежде всего временем, но и расстоянием и сбежать-то особо некуда.
А вы обратили внимание, насколько за последний год среди ваших знакомых участились случаи отравления продуктами питания? Я заметил. Это заметили и почти все мои знакомые, с которыми я общался на эту тему. Молочная продукция, мясная продукция, рыба, овощи, фрукты ... Это далеко не полный список. Отличиться при этом успели и крупные, и средние ритейлеры, премиум класса и дискаунтеры.
Выход, правда, мы нашли: закупаемся теперь на народных рынках / ярмарках: мясо, творог, картофель, капуста, морковь, петрушка ... Следующий шаг - это организация собственного среднего по размеру хозяйства, которое со временем и появлением новых желающих питаться здоровой пищей будет расширяться и приобретать рамки чуть более широкие. Надеюсь, когда-нибудь, когда все земельные пузыри не по разу надуются и снова сдуются, Россия поймет, откуда её корни и вернет многим своим землям прежний статус - сельскохозяйственного назначения - а здоровье и продовольственная безопасность нации снова станут главной государственной доктриной, стратегией, если хотите.