без фоточег

Apr 07, 2012 21:04


Город - это отражение нас. Как устроены мы, то есть люди, жители города, так устроен и сам Город.
Конечно, речь идет не физиологии человека, а об его внутреннем мире и его видении внешнего мира - картине мира.
В нас всегда есть место темному и светлому, ежедневному и праздничному, мирскому и священному, общественному и индивидуальному. Человек состоит не только из дихотомий, полярностей, но и из переходных состояний. Иерархия ценностей человека, того что для него важно или имеет значение, распределенно индивидуально, но наши индивидуальности можно типологизировать в зависимости от пола, национальности, родины.
Взглянув на карту Киева, можно увидеть, что некоторым домам и площадям присвоено большее значение чем другим. В центре Города расположен майдан. Слово "майдан" является не географической категорией, а общественно-географической - местом, где собираются люди. То есть аналог римского форума или афинской "агора" Город - громада, центр - майдан. Центральная площадь - это символ не города, а жителей города. В большинстве городов Европы центральными площадьми являются рыночные площади. В Средние века город рассматривался как место обмена и встреч для крестьян и цеховиков, поэтому логично в центре города находится рынок, на ней же находилась ратуша. На примере Киева это хорошо иллюстрируется Подолом, который был наиболее живым и населенным районом в позднем Среднековье (13-17 ст.) при литовско-польской администрации и магдебуржском праве. В центре Подола находится Контрактовая площадь (конечно, площадь под таким названием появилась в конце 18 ст, но дело не в названии, а в назначении).
Любой великий деятель, находившийся во главе Города и всей страны, оставлял после себя архитектурное наследство. Конечно, в первую очередь, необходимо сказать о сакральной архитектуре. Город маркировался соборами и церквями, которые создавали религиозную атмосферу Города. За тысячу лет, прошедшую после крещения Киева, и до прихода большевистской власти, Город был притяжением для всего правсолавного славянского мира. Необходимо сказать, что религиозность человека до 19 столетия была тотальной, а не частичной, как сейчас. Как говорят специалисты, поведение человека детерминировалось собственной религиозностью, а значит любой человеческий поступок соизмерялся с его религиозными убеждениями.
Безусловно, тотальная религиозность отражалась и на карте Города. Доминантами Города, его опрными точками были монастыри и соборы. Главный собор Киева должен был нести в себе идею соборности (единства) не только Города, но и всей страны - Киевской Руси, Украины, Малороссии. Десятинная церковь, первый собор Киева, должен был повязать десятиной все народы, с которых собрал дань князь Владимир. Название - Десятинная - показывало, что "с миру по нитке" построили символ единства. В свою очередь, собор св. Софии князя Ярослава Мудрого отвечал на более важные геополитические амбиции молодого государства. Идея Софии, Премудрости Божей, утвержденной в центре Города, показывало Божественный промысел (Божественную волю и действие) в появлении нового христианского государства - Киевской Руси.
Божественного благословления требовала не только политика, но и любая другая деятельность человека. Путешествия, торговля, ремесла, военное дело, сельское хозяйство - все требовало своего святого покровителя и церкви, посвященной ему. Киев полнился церквями не только благодаря профессиональным ассоциациям, но региональным представительствам - княжеским и боярским подворьям. Количество в 600 церквей в Городе в период Киевской Руси не сильно удивляет исследователей Киева, потому что Киев был отражением всей страны.
Соборное значение церквей Киева падает в то время, когда город не был столицей и не имел своей страны. На первый план выходят подольские церкви и Пирогоща - храм Киевского митрополита, тогда как Софийский, Десятинный соборы находятся в руинах.
Недаром Петро Могила обратил свое внимание на восстановление этих соборов, ведь в 17 столетии происходит подъем национального украинского (православного) движения, что, автоматически, поставило вопрос о национальных соборах. Гетьман Мазепа не жалел денег не на обустройство Печерского монастыря, не на постройку соборов.
Уникальность Киево-Печерского монастыря в том, что он вырос в столичном городе. Как правило, монахи удаляются от мира не только символически, но и пространственно. Афон, Троице-Сергиева лавра, Почаев и Святая Гора не находятся в больших городах. Печерский монастырь со старцем Антонием ушел от Города не в лес, а под землю. Конечно, пещерные монастыри - это не киевское изобретение, да и находился монастырь за пределами древнего Города, но вспоминается только Рим с катакомбной церквями в период правления Нерона и его наследников.
Монастырь в городе - это Божья территория.
Но Киев известен не только православными храмами, а имеет звание и темного, мистического города. В душе каждого человека скрывается Terra incognito, потаенная часть, в которую боится заглянуть он сам. Также и Город скрывает в себе неизвестные, тайные места. Запретные, табуированные территории присущи любому народу. В этих местах находится избыток силы, который может принести вред проникнувшему туда. Сама по себе сила не имеет этических измерений, она не плохая и не хорошая - она просто есть.
Previous post
Up