О восприятии музыки

Mar 24, 2012 23:05

К классической музыке у меня всегда было неоднозначное отношение. С одной стороны я понимал, что это высшая форма музыкального искусства, то что творилось гениями и великим музыкантами, их творчество внесло огромный вклад в развитие музыки в целом. С другой стороны эта музыка сложна для восприятия обывателя: сочетание гармонии, музыкальной формы и тщательно проработанной композиции помноженное на порой философские и очень глубокие темы, которые хотел раскрыть автор делают ее трудно понимаемой с первого раза. При прослушивании такой музыки надо напрягать свои чувства и свой мозг. Тут тебе обо всем не скажет текст. Инструментальную музыку вообще воспринимать сложнее чем песенные композиции. Нам легче слушать что-нибудь из современного (каждому на свой вкус и свой жанр). Те песни, которые прослушав один раз мы можем затем проигрывать в фоновом режиме не напрягая сознания. Мне например всегда нравилась рок музыка. Там тоже бываю сложные мелодии, но как правило если ты понимаешь текст, воспринимать звуковую дорожку намного проще. В сочетании вокала и инструментов рождаются определенные ассоциации, образы. Чтобы такие четкие образы появились после прослушивания классики надо хорошо напрячь свое воображение. В общем подводя итог всему выше сказанному могу констатировать, что мысли пойти на концерт классической музыки у меня не возникало. Я считал что еще не готов к ее пониманию.
Тут помог случай и прочтение одной очень занимательной книги. Книга эта - принадлежащее перу немецкого писателя Герберта Розендорфера произведение «Письма в Древний Китай». Кратко перескажу содержание: китайский мандарин, живущий в X веке, во времена династии Сунн в эпоху расцвета Китайского государства попадает в современную Германию. В нашем мире ему не правиться практически ничего: Его раздражает быстрый темп жизни и бесконечная погоня людей за материальными благами. Ему не нравиться современное общество потребления и его взгляды на жизнь, постоянный шум и грязь современного города. Все достижения цивилизации и научного прогресса он воспринимает лишь как то, что люди создают в своем бесконечном бегстве от самих себя. По его мнению в мире был утрачен смысл порядка - то есть осознание своего места в общей гармонии настоящего. Единственным что его действительно привлекло в нашем мире, где он нашел гармонию и смысл была классическая музыка. Он смог понять и воспринять музыку от которой его отделяет много веков.

Так, как эта книга после прочтения произвела на меня определенное впечатление, а тут как раз подвернулся случай и у знакомого оказался лишний билет на концерт в филармонии, мне захотелось сходить туда и понять, что же так привлекло в этой музыке мандарина из Древнего Китая. Концерт был органный - играли музыку немецких композиторов - Баха, Бёма, Пахельбеля. Раньше я такую музыку пробовал слушать только в домашних условиях. Пытался понять ее смысл и ритм, но у меня не особо получалось. Вживую сначала испытывал похожие чувства. Пытался вникнуть в перемену мелодий и тона, звучание инструмента и форму композиции. Особых успехов не было. Мне казалось что по своей конструкции эта музыка похожа на современную архитектуру. Тут форма столь сложна, что кажется понять ее может только сам архитектор. Поняв это решил воспринимать все проще (как архитектуру Гауди) - на уровне эмоциональных ощущений получаемых от прослушивания. Как только я пришел к этой мысли и просто откинулся на заднее сидение, закрыл глаза и стал просто слушать, так сказать напрямую открыл сознание и душу для восприятия. После этого я стал что-то понимать. Сознание само строило визуальные образы этой музыки. Настроение мое менялось в зависимости от изменения темпа и тональности. Я испытывал чувство удовлетворения, когда тот или иной отрывок из произведений приходил к своему логическому концу. Перед сознанием выстраивалось полотно на котором как на море ровные и спокойный волны сменялись настоящими бурями и штормами. Один мотив сменялся другим при всех своих различиях создавая целостную картину восприятия. Смена тональности здесь играла ключевую роль. Музыка влияла на меня чисто на эмоциональном уровне. Когда играли последнюю часть концерта - полифоническую мелодию, можно было уже ощутить мурашки на теле. Сила мелодии стала осязаемой. После того как органист сыграл последние ноты, слушатели испытали чувство эйфории и эмоционального подъема. Несколько минут после этого в зале установилась абсолютная тишина и затем гул аплодисментов. Я видел по лицам людей, что многие испытали чувства похожие на мои. Я смог отчасти понять, что же так поразило мандарина Гао-Дая. За сложностью конструкции классической музыки скрывается огромная энергия и сила воздействия на человека. Достаточно просто открыть сердце для восприятия. Возможно я лишь чуть-чуть приблизился к пониманию этой музыки и возможно также, что к этому приходят путем регулярного посещения подобных концертов и вникания в историю и музыкальную теорию. Могу лишь сказать, что оказывает сильное воздействие в живом исполнении.

кстати нашел просьбу о помощи. почитал и вроде не разводка, так что даю ссылку может кто чем помочь сможет или хотя бы информацию распространить. можете сами посмотреть.  кстати как медик могу сказать что синдром такой действительно существует и он очень редкий.

музыка, концерт

Previous post Next post
Up