Dec 16, 2024 09:37
[из ностальгии]
Когда восемь лет назад не стало Валерия Романовича Беляковича, только что поставившего «Макбета», я сожалел о том, что Мастер уже не поставит «Короля Лира» и «Мёртвые души». Спасибо Михаилу Беляковичу, что взялся за Гоголя. Шекспир подождёт.
[из воспоминаний]
Зрителю, знакомящемуся с Театром на ЮЗ новым спектаклем «Мёртвые души», должны зайти многие приёмы. Но зрители ЮЗ с сорокалетним стажем видели и медленно поднимающиеся с пола во тьме невнятные фигуры («Фотоаппараты»), и летающие по залу карты («Игроки»), и бальные танцы / многофигурные развратные композиции («Дракула», «Портрет Дориана Грея»). Да, на маленькой сцене и возможностей развернуться сценографу мало, но.
[из программки]
Ну, а каков этот путь, зритель увидит в процессе просмотра.
[из Умберто Эко]
Павел Иванович Чичиков, блестяще сыгранный Антоном Багировым, по ходу спектакля проходит путь от чёрного ангела-истребителя до белого ангела - певца всеобщей любви, лишь круглых очков Джона Леннона не хватает. С работой безумного слепого монаха Хорхе, посылающего смерти по их склонностям всем, кто не вписывается в его модель правильной души, Чичиков справляется на ура. А вот внезапный переход в финале от неуклонного искоренения носителей греха (как он ни пытается на голубом глазу рассказывать, что уничтожает грехи, а не убивает грешников) на позицию «всем добра» настолько шит белыми нитками, не мотивирован, что я искренне обескуражен, зная, какой мастер слова писал инсценировку. Нельзя же считать серьёзной причиной перемены уход в монастырь слуги Чичикова - Селифана, чудесно сыгранного Артуром Хачатряном.
[из Гоголя]
Идеологический посыл автора инсценировки, глубокоуважаемого Павла Владимировича Суркова, настолько силён, что объёмного текста поэмы оказалось мало. Для внедрения нужных идей в мозги зрителей прямой наводкой использованы цитаты из (писем?) Гоголя, которые великолепно озвучивал будущий монастырский послушник Селифан. Не замечал за Артуром Хачатряном портретного сходства с Николаем Гоголем, но вот что делает осанка - поворот головы - правильные усы. Артур, браво!
[из Молота ведьм]
В отличие от поэмы Гоголя, от которой остался лишь скелет - фамилии персонажей (дополненные именами артистов там, где у автора И.О. не прописаны) и их основные слабости - для всех помещиков, встреченных Ангелом-истребителем на нелёгком, но богоугодном пути, встреча с Чичиковым заканчивалась 1 сообщением Павла Ивановича о том, что ему нужна одна-единственная душа, а именно душа хозяина, и 2 немедленной смертью последнего. И если Ноздрёв (Антон Белов, браво!) умирает за карточным столом, Собакевич (Максим Гигенин, браво!) в своей парной, Манилов (Андрей Кудзин, браво!) в объятиях любящей Сибиллы Вейн (ой, кто это?), а Плюшкин (Андрей Санников, брависсимо!) у собственного сундука, но все они - в одиночестве, то Коробочке уготована смерть на миру.
[из программки]
Что же стоит за хитрым умыслом главного героя?
[из повестки]
Не секрет, что основным идеологическим органом российской империи является ЦК РПЦ. Основной задачей момента для домовой кремлёвской церкви является бесперебойное снабжение государя солдатами, несущими Русский Мир с оружием в руках в страны, которые по глупости к нам ещё сами не попросились. Но солдат убивают, их надо рожать, и рожать, и рожать. Именно поэтому Коробочке (Ксения Ефремова, браво!) инкриминируется в первую очередь нежелание иметь детей. Убить сто человек - нормально, для этого есть институт индульгенций. Не родить одного ребёнка, который будет убивать следующие сотни - преступление. И Коробочка удостаивается ритуального принародного сожжения… в пламени которого Чичиков и становится из чёрного ангела белым. Браво, Павел Сурков!
[из программки]
История о том, что всегда есть возможность в этой жизни очистить свою душу, измениться.
[из спектакля]
…желательно - путём смерти.
south-west,
theatre