1168 г. Французский историк Манрик, упоминая крещение жителей Рюгена в 1168 году, называет остров то Ругия, то Русция.
На географических картах генуэзских и каталонских торговых домов, основавших в XIII-XV вв. свои фактории в Крыму, нынешняя Тендерская коса носит название Росса, в окрестностях Евпатории значатся Россофар («Росский маяк», что указывает на развитое мореходство у живших здесь русов) и Россока.
В Приазовье значатся Rosso или fiume Rosso (вблизи устья Дона) и casale dei Rossi (к югу от Азова). На одном из берегов Керченского пролива, в близком соседстве с городом Матархой, хрисовул Мануила I Комнина от 1169 г. и печать Феофано Музалон (XI в.) указывают область Росию.
Действительно стоял такой город на Тамани вплоть до монгольского завоевания в XIII веке. Назывался он Русийа, и еще в 1169 году упоминался - вкупе с Таматархою - в договоре между византийским императором Мануилом и генуэзцами о свободной торговле.
В сочинении арабского географа Идриси (середина XII в.) город Русийа расположен километрах в двадцати к западу от Матархи (Тмуторокани).
Средоточием Тмуторокани был остров Тамань с соседним побережьем Крыма и Азовского моря
1169 - не ранее 1174 гг. Печать митр. Константина II, 1169 - не ранее 1174 гг.:
"Константин, божией милостью митрополит всея России (παснс Ῥωσίας)"
На этой печати в русском митрополичьем титуле уточнение "всея" упомянуто впервые.
1169 г. Новгородская Четвёртая Летопись
Въ лето 6677 (1169). На зиму придоша Суздалци ратью къ Новугороду, на Сборъ, князь Романъ Андреевичь, а с нимъ князь Мьстиславъ съ Смолняны, съ Рязанци, съ Муромци, съ Торопчаны, съ Полочаны, вся земля просто Руская, и бысть всехъ князей 72,а въ Новегороде бяше князь Романъ молодъ;
1169 г. Новгородская Первая Летопись
«Въ то же лѣто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь , Романь и Мьстислав [Ростиславичи] съ смолняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци… полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская»
1174 г. Ипатьевская Летопись в некрологе Андрея Боголюбского
Тъı же страстотерпьче . молисѧ ко всемогущомоу Бу҃ . ѡ племени своемь . и ѡ сродницѣхъ и ѡ землѣ Руськои . дати мирови миръ
(в
Ипатьевской летописи ПСРЛ. Т. 2. Стб. 585)
........................
"...узнав об убийстве твоем, страстотерпец княже Андрей, изумились небесные силы, глядя на кровь, за Христа проливаемую; рыдает народ православный, видя отца сирот и кормильца, омраченную тьмою звезду светоносную; а убийцы проклятые огнем окрещаются вечным, что пожигает тернье любого греха, то есть любое деянье. Ты ж, страстотерпец, проси всемогущего Бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю - миру мир даровать."
Андрей Боголюбский это страстотерпец за Русскую землю.
Ок. 1175 г. Бенуа де Сент-Мор в «Хронике герцогов нормандских» называет рядом «рогов и унгров» (венгров).
1176 г. В войске чешского короля Собеслава II и князя Конрада Зноемского, воевавших против австрийского герцога Генриха Язомиргота, были русские.
1177 г. НОВГОРОДСКАЯ ЧЕТВЁРТАЯ ЛЕТОПИСЬ о воцарении Всеволода Большое Гнездо во Владимире-на-Клязьме:
Въ лето 6685 (1177). Преставися Михалко Юрьевичь, іюня 20, на память святого отца Мефодія, и положиша его въ граде Володимере, въ церкви святыя Богородица Златоверсей, княживъ лето; седе Всеволодъ братъ его, владея всею Рускою землею.
(ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 167)
https://swky.co/RzGxYA О владениях Всеволода Большое Гнездо :
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ И ПО СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА (1246 г)
О, свѣтло свѣтлая и украсно украшена, земля Русьская! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, рѣками и кладязьми мѣсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными звѣрьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававѣрьная вѣра хрестияньская!
Отселѣ до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от нѣмець до корѣлы, от корѣлы до Устьюга, гдѣ тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви,- то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, дѣду его Володимеру и Манамаху, которымъ то половоци дѣти своя полошаху в колыбѣли.
А литва из болота на свѣтъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы желѣзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьѣхалъ, а нѣмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ.
http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4953 1179 г. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ в некрологе новгородскому князю Мстиславу Ростиславичу о его походах против чуди:
«всегда бо тосняшеться оумрети за Роускоую землю и за хрестьяны, егда бо видеша хрестьяны полонены от поганых» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 611).
Под названием Русской земли Смоленск и Смоленская земля выступают в контексте Киевской летописи 1180 г.:
«Прислаша новгородци муже свои ко Мьстиславу к Ростиславичю [смоленскому князю], зовуче и Новугороду Великому… Онъ же, не хотяше ити из Руской земли, река имъ…»
1180 г. Из Мирного Договора Новгорода с немцами:
"Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому ся выимьть, роте шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое"
Киевская летопись второй половины ХII в. называет Русской землей и Суздаль (1182 г.), и подмосковный город Дмитров (1184 г.), говоря о последнем:
«Придоша измаилтяне безбожнѣи половци на Русь воевать ко Дмитрову»
До 1182 г. В «Генеалогии королевы Ингеборги» упомянуто, что женой датского короля Вальдемара I (ум. 1182) была дочь рутенского короля Валедара Софья. Позднее Софья была ландграфиней Тюрингии
1182/83 г. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ о походе Всеволода Большое Гнездо на волжских булгар :
«Того же лѣт̑ Всеволодъ Гюрговичь кнѧзь Соуждальскии . и заратис̑ с Болгаръı . и присла ко Ст҃ославоу помочи просѧ . и поусти к немоу сн҃а своєго Володимѣра . рекъ ємоу . даи Бъ҃ брате и сн҃оу во дн҃и нашѣмь намъ створити брань на поганъıӕ . бъıс̑ идоущимъ по Волзѣ на Болгаръı .....
Болгарѣ жѣ видѣвше множьство . Роускихъ полъковъ . не могоша стати . затворишасѧ в городѣ . ...
А ис Торьцького на конихъ приехавшимъ на лодье Роуское, и вышедше на островъ тотъ и поидоша на Роусь. Роусь же доспѣвше полкъ . Бж҃иєю помощью оукрѣплѧєми . и поидоша противоу имъ . и снѧшасѧ с ними ѡни же видивше побѣгоша а наши погнаша . сѣкоуще поганъıӕ . ....
... и поможе Бъ҃ Роуси . и побѣдиша ӕ . избиша ихъ полъ третьи тъıсѧчѣ . а прочии поидоша к лодьӕмъ . ....
(в
Ипатьевской летописи ПСРЛ. Т. 2. Стб. 625-626)
В записи о походе Всеволода суздальского на волжских болгар встречаем указание, что болгары не смогли оказать сопротивления, «видевши множьство Роуских полков», а ниже читается, что «поможе Бог Руси и победиша я»
1185 г. Слово о полку Игореве, (Северский Князь):
«Вступита же, господина, въ злато стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святьславлича!»
1186 г. Восставшим против Византии болгарам и эдтхам помогают русские, «ветвь тавроскифов» из Вордоны или «поистрийские скифы»
1187 г. Хроника Эрика.
.......Свеям урон наносили огромный 475 козни карелов - язычников темных. [25] До вод Мелара они доплывали, будь сильный шторм иль спокойные дали. Шли, не стесняясь, шхерами свеев, гости незваные, злобу лелея. 480 Плыли до Сигтуны раз корабли. Город сожгли и исчезли в дали
54. Жгли всё дотла и многих убили. Город с тех пор так и не возродили. Архиепископ Йон там сражен. 485 Весел язычник, в радости он, что у крещенных так плохи дела. Русским, карелам смелость дала мысль та, что свеям не устоять и можно смело страну разорять. 490 Чистую правду поведал здесь я: славный погиб в Асканесе
56 Йон ярл
55, тот, что последние девять лет, дом свой не видя, в латы одет, с русскими и ижорой сражался..
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Erik/frametext1.htm Этот набег карелов датируется 1187 г. Новгородцы тогда были очень недовольны удачным походом шведов на Емь и решили отомстить шведам, но не самостоятельно, а руками своих союзников - карелов (Lehrberg 1816, 166). Те не без помощи Новгорода добрались до богатого шведского города Сигтуны, сожгли город дотла, так что его "с тех пор так и не возродили". Слова хроники, однако, следует понимать как красочное преувеличение. На том же самом месте вскоре возникла "новая" Сигтуна. Воспоминанием о древней Сигтуне остались только знаменитые городские ворота,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Магдебургские_врата, не иначе как по иронии судьбы украшающие Софийский собор Новгородского кремля. Тесная связь карелов с Новгородом выражается в "Хронике Эрика" в том, что и они, и русские радуются успеху набега 1187 г. (Рыдзевская 1978, 110)
1187 г. В привилее Фридриха I городу Любеку названы купцы «рутены, готы и норманны».
X-XII в. обозначение «рутены, русин» (лат. rutheni, rhuteni) закрепляется за жителями Древней Руси
Вторая четверть XII в. Вождь рутенов Хольдер упоминается в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Хольдер был союзником легендарного короля Артура, прообразы которого уходят в V-VI века. Рутены Гальфрида Монмутского жили по соседству с Фландрией в нынешнем французском департаменте Па-де-Кале. Хольдер погиб и был похоронен в своем городе (нынешний Теруан). Античные географы помещали на этой территории племя моринов (т. е. поморян). Видимо, рутены в данном случае - это другое название каких-то племен моринов. Частью этих северных рутенов, возможно, являлись и рутены на реке Роне в Южной Франции. По археологическим данным, они пришли именно с севера.
1189 г. Бенедикт из Питерборо (конец XII в.) в числе народов Священной Римской империи рядом с «альпинами» называет рутонов.Здесь же помещено послание Фридриха I Саладину, в котором последовательно названы Богемия, Австрия, Фрисция, Рутония, «часть Иллирика».Фрисция - Каринтия. Рутония соответствует Штирии.
У Рюриковичей «не голова идет к месту, а место к голове». Старейшие князья по «ряду Ярославичей» сидели в Киеве, Чернигове и Переяславе, сын старшего князя - в Новгороде и т.д. По факту. Что кто-то рождался сыном, допустим, черниговского князя, он не начинал автоматический рулить на месте отца - т.к. действовало лествичное право и перераспределение столов.
1189 - 1199 г. Слово «русин» встречается в «Договорной грамоте с Готским берегом и немецкими городами о мире, о посольских и торговых отношениях и о суде» Новгородского князя Ярослава Владимировича 1189-1199 гг.
https://dzen.ru/a/Y8wW1Hd1NX2GOyr3 - Древнейшие договорные грамоты Новгорода
Обратим внимание, что в тексте грамоты 1191-1192 гг., с новгородской стороны упоминается "русь", "русин" (наряду с названием "новгородцы", "новгородец")
«Се язъ князь Ярославъ Володимеричь сгадавъ с посадникомь с Мирошкою и с тысяцкымь Яковомь и съ всеми Новгородьци, потвердихомъ мира старого с посломь Арбудомь и съ всеми Немьцкыми сыны и съ Гты и съ всемь Латиньскымь языкомь… Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому ся выимьть, роте шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое. Оже родится тяжа в Немцехъ Новгородцю, любо Немчину Новегороде, то рубежа не творити, на другое лето жаловати: оже не правять, то, князю явя и людемъ, взяти свое у гости, оже тяжа родится в Новегороде. Оже тяжа родить в ыное земли в Рускыхъ городехъ, то у техъ свое тяжа прашати, искати Новугороду не надобе, а тяжа на городы»
Также в тексте грамоты Новгород называется одним из русских городов:
" ...то, князю явя и людемъ, взяти свое у гости, оже тяжа родится в НовЪгородЪ; оже тяжа родить в ыное земли в рускыхъ городЪхъ, то у тЪхъ свое тяже прашати, искати Новугороду не надобе...".
Ок. 1191 г. Герцог Австрии и Штирии Оттокар IV в уставе городу Эннсу назначает размер платы за провоз соли «на Русь» и «из Руси». Соляные источники в Подунавье находились в районе Зальцбурга и в верховьях притока Дуная Трауна.
Ок. 1191 г. В булле бременскому архиепископу папа Климент III епископию Икскуль (близ Риги) помещает «в Рутении».
9 июля 1192 г. В привилее Регенсбургу австрийского герцога Леопольда II указаны сборы за проезд купцов русариев через территорию Австрии (два таланта в одну сторону и полталанта обратно).
Конец XII в. В грамоте Емерика Остригомскому монастырю (Венгрия), подтверждающей более ранние грамоты, упоминаются купцы из Руси, прибывающие в Пешт и Остригом покупать коней.
Конец XII в. Годефруа из Витерба в поэме «Пантеон» помещает по берегам Дуная «Хунгарию, Рутению, Грецию».
Конец XII в. Житие Оттона Бамбергского, написанное монахами Эббо и Гербордом, именуют жителей острова Рюген - рутенами (rutheni). Герборд называет рутенов «самым варварским народом из всех живущих», имея ввиду их невероятную свирепость и языческую религию.
Конец XII в. В анонимном сочинении рубежа XII-XIII веков, известном под условным названием «История и восхваление венценосцев», излагается деятельность грузинских царей Георгия III (1154-1184), Тамары (1184-1213) и ее супруга Давида Сослана, и в нём говорится о сыне Великого суздальского князя Андрея Боголюбского Юрии:
"Тогда выступило одно из главных влиятельных лиц Тбилиси, взысканный царями эмир Картлийский и Тбилисский, по имени Абуласан, который сказал:
“Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея 169; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядею своим Савалатом 170 (Всеволод Юрьевич Большое Гнездо - примеч.), удалился в чужую страну, теперь находится в городе Кипчакского 171 царя Севенджа”.
http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Istor_vencenoscev/frametext1.htm