Русь это Украина? Источники о славянах и Руси. 7- 8 век

Sep 10, 2020 15:22



Англосаксонская Песня "Видсит" (Widsith) относится к VII веку и известна нам по списку в собрании Codex Exoniensis, относящемуся к X столетию.

В ней изображён поэтический образ странствующего сказителя, который повествует о героях древности, которых он будто бы повидал.

Кроме того, в Песне перечислены все северные народы, у которых будто бы гостил сказитель. Очевидно, что в данном тексте приводится древнейшее из известных нам упоминаний о варягах (варинах), которые представлены отдельным народом, отличным от викингов в целом и от всех скандинавских народов в частности, что очень созвучно летописному упоминанию варягов в ряду других северных народов.

Ic wæs mid Hunum ond mid Hreðgotum,
mid Sweom ond mid Geatum ond mid Suþdenum.
Mid Wenlum ic wæs ond mid Wærnum ond mid wicingum…

Я был с гуннами и со славными готами,
Со свеями, и с гаутами, и с южными данами,
С венелами я был, и с варинами, и с викингами…

Помимо этого, в тексте упоминаются гепиды, венды, англы, свевы, саксы, бургунды, франки, фризы, руги и т.д.

Данный источник не использовался при изучении начала Руси. Разве что покойный скандинавист А.Я.Гуревич как-то отозвался о нём с некоторым пренебрежением.

Интересная деталь "Видсида", - перечисляя правителей земель и племен, поэма указывает "Хаган правил хольмругами", т.е. островными ругами.

Прямая параллель к арабским известиям об "острове русов", которым правит "каган русов"...

622 год. Грузинская летопись, написанная в 1042 году Георгием Мтацминдели, сообщает что Император Ираклий откупается от скифов, которые есть Русь, и которые напали на Константинополь в лодках, выдолбленных из дерева (моноксилы).

626 год. Византийский поэт Константин Манасси (XII в.) называет Русов в числе осаждавших вместе с аварами Константинополь.

643-644 год. Арабский автор ат-Табари (838-923) дважды называет Русов как врагов мира, в особенности арабов. Далее он говорит что Русы и хазары напали на Дербент, при описании событий 644 года, когда правитель Дербента Шахрияр сообщал правителю арабов:

«Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - Русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы платить дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием, и будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны»

765 (или 773-74) год. Византийский хронист Феофано (В "Хронографии" Феофана (810-814 годы) ум. 817) упоминает русские хеландии (корабли)... греческое «та роусиа»....указано, что росы составляли часть флота императора Константина V в 774 году, хотя некоторые исследователи утверждают, что здесь идет речь о красном цвете кораблей, что по-гречески созвучно с названием "рос".

773-774 годы. Во французской поэме «Песне об Ожье-Датчанине» (XII-XIII вв.) упоминается русский граф Эрно (в другом произношении Ортнит), возглавлявший отряд Русов, защищавший Павию - столицу лангобардов - от войска Карла Великого (Лангобардская война 773-774 г). В Северной Италии Русы занимали район Гарды близ Вероны (скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь из-за её множества городов - «Гардов»).

Ок. 778 года. «Песнь о Роланде» (записи XII-XIV вв.) называет Русов в числе противников франкского войска. Упоминаются также «русские плащи»

В 799 Карл Великий окончательно разбивает саксов.

В поэме Рено де Монтебан (конец XII - начало XIII в.) среди приближенных Карла Великого назван русский граф.

В поэме «Сэсн» (конец XII в.) русский великан Фьерабрас "Железная рука", выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого( Саксонская война 770-780). «Фьерабрас из Руссии» - исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».

В поэме «Песнь о Фьерабрасе» (вторая половина XII - начало XIII в.) - богатырь Фьерабрас, сын эмира Балана, - царь Александрии и Вавилона, а также «правитель Кельна и Руси», -  в которой он воюет против Карла, попадает в плен, мирится с Карлом Великим и становится его верным слугой.

В поэме «Флоован» 12 пэров Карла Великого, находясь в плену, избивают сарацинских предводителей и русского короля.

В поэме "Песнь о Роланде" перечислены враги франков : лютичи, моравы, лужицкие сербы..нет аваров, с которыми франки вели большую Аварскую войну ( 791-798), но есть Русы, в поэме "Фольк из Кандии" указано место проживания русов -  Среднее Подунавье, рядом с Моравией

(См.Кузьмин А.Г. "Руги и русы на Дунае" (разн.издания), Древнерусская цивилизация,М.,2013;"Деяния русов. Потерянные царства Европы".).

В поэме «Фольк из Кандии» (XII в.) Ганита Прекрасная получила в удел Русь и «аморавов». В отсутствие отца она сдает город франкам и принимает крещение.

Причина франко - русских войн возможно в том, что Русы решили прибрать к рукам аварское наследство, но интересы Русов столкнулись с интересами франков. К моменту Аварской войны с франками, сами авары уже были выбиты хорватами из Далмации, славянское государство Само (а затем Карантания) выбили аваров из нынешней Чехии, болгары теснили их на Дунае. Словом, дела Аварского каганата шли отнюдь не блестяще, чем, очевидно, и решили воспользоваться Русы и франки.

Ок. 790 - 802 гг. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин, напавший на южный берег Крыма. Это известие уместно связать с крещением князя Бравлина, описанного в русском списке «Жития Стефана Сурожского».

Неизвестный автор, "Житие Стефана Сурожского"

Житие Стефана Сурожского - это сочинение неизвестного византийского автора, имеющееся как на греческом языке, так и в древнерусском переводе (список XV в.). О жизни самого святого известно очень мало. Стефан (начало VIII - конец VIII в.) приехал в Сурож при императорах Льве Исавре или Константине Копрониме для проповеди и поддержки христианства (тогда Сугдея находилась под властью Хазарии).

При нем в Суроже была основана епископская кафедра; он и стал первым архиепископом города. Прославился он и как иконопочитатель, противник иконоборца Константина Копронима, укрывавший в Суроже гонимых монахов. В Византии житие популярностью не пользовалось, потому в греческих рукописях сохранилась только краткая редакция жития, где самое интересное - поход русов на Сурож - отсутствует. Он есть только в русском переводе, но исследователь жития В. Г. Васильевский установил, что упоминание о русах было и в греческом тексте, а составление источника датируется первой половиной IX в.

Русский переводчик жития, конечно, что - то изменил в оригинале, но это касается только географических названий:

«По смерти святого (Стефана) минуло мало лет. Пришла рать великая русская из Новгорода, князь Бравлин весьма силен и, попленив от Корсуня до Корчева, со многою силою пришел к Сурожу. Десять дней продолжалась злая битва, и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, вошел в город и, взяв меч свой, подошел к церкви Святой Софии.

И разбив двери, он вошел туда, где находится гроб святого. А на гробе царское одеяло и жемчуг, и золото, и камень драгоценный, и лампады золотые, и сосудов золотых много. Все было пограблено. И в тот час разболелся Бравлин, обратилось лицо егон азад, и, лежа, он источал пену. И сказал боярам своим: „Верните все, что взяли“. Они же возвратили все и хотели взять от туда князя. Князь же возопил: „Неделайте этого, пусть останусь лежать, ибо хочет меня изломать один старый святой муж, притиснул меня, и душа изойти из меня хочет“… И не вставал с места князь, пока не сказал боярам: „Возвратите все, сколько пограбили, священные сосуды церковные в Корсунии Корчеве, и везде, и принесите сюда все и положите к гробу Стефана“.

И затем устрашающе говорит святой Стефан князю:

«Если не крестишься в моей церкви, не уйдешь от сюда и невозвратишься домой». И возопил князь: «Пусть придут попы и окрестят меня. Если встану и лицо мое вновь обратится, то крещусь». И пришли попы и архиепископ Филарет, и сотворили молитву над князем, и крестили во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И снова обратилось лицо его вперед. Крестились же с ними все его бояре. Но еще шея его болела. И сказали попы князю: «Обещай Богу, что всех мужей, жен и детей, плененных от Корсуни до Корчева, ты велишь освободить и вернуть назад». Тогда князь повелел отпустить всех пленников восвояси. И в течение недели не выходил он из церкви, пока не дал великий дар святому Стефану. И отошел, почти в город, людей и попов. И, услышав об этом, другие ратники опасались совершать нападения, а если кто и совершал таковые, то уходил посрамленным»

Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами, свеонами и фризами. Свеоны и Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток. Участвовала и русь.

О битве при Бравалле, произошедшей во 2-й половине VIII века на территории нынешнего шведского лена Эстергётланд (коммуна Норрчёпинг), упоминается в различных скандинавских сагах (например, в исландской саге о Хервёр), в сочинении Саксона Грамматика Деяния данов, в рунической надписи на камне из Рёка.

«Новгород» здесь - буквальный перевод греческого Neapoliz, стоявшего в оригинале. Соответственно, этот «Новгород» не может быть отождествлен с Новгородом Великим. Вероятнее всего, это известный по источникам Неаполь Скифский, находившийся около современного Симферополя.

Ок. 790 - 802 гг. - поход Бравлина/Бранислейфа/Пролиса на крымское побережье, описанное в «Житии св. Стефана Сурожского»; первые контакты Руси с Византией, получившие отражение в предании о крещении Бравлина, предании о создании русской азбуки по приказу императрицы Ирины, записанное в Густынской летописи и Киевском Синопсисе:

«О том, когда Росси начали письмена знать. Надлежит знать, что Славеноросський народ еще году от Рождества Христово семьсот девяностого почав письмо иметь и знать, потому что в том году кесарь греческий, войну вивши со славянами, и замирившись, послал им в знак дружбы и непреложного мира буквы, то есть слова азбучные: А, Бы, В и другие, что в то время на основе греческого письма были новоизобретены ради славян. И с тех пор Россія наша начала письмо и книги знать, и деяние свои описывать»;

предание Начального свода также привязывает первое упоминание Руси именно к Ирине (регент в 780-798 гг., императрица 798-802 гг.), по ошибке названной матерью Михаила III.
Previous post Next post
Up