Память. Виды памяти. Процессы памяти. Развитие памяти. Генетическая память (хардкор, разбор)

Feb 19, 2022 20:41

Сегодня будем изучать человеческую память, будем разбираться, как она работает, разберём генетическую память.
У каждого человека есть память, если вам кажется, что у вас её нет, то вы очень сильно заблуждаетесь, в любом случае вы будете помнить какие-либо события, слова на русском языке, если, конечно родители именно русский язык вам дали. Память может быть плохой, но чтобы полностью отсутствовала, это вообще крайне сомнительно.



Строение мозга

Разберёмся, что такое память. По определению Википедии память-обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Также память - психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении (узнавании) или забывании чего-либо. Вообще память представляет собой одну из основных познавательных (когнитивных) способностей, также к этому относятся мышление, ощущение, восприятие. Как мы понимаем из определений, память не просто заключается в запоминании и сохранении информации, но и к воспроизведению того, что когда-то запомнили, а также удалении информации из нервной системы. Также, как мы понимаем, память относится не к хранению знаний об окружающем мире, но и к навыкам и умениям, а тут уже включаются именно действия человека, может идти и запоминание, сохранение последовательности действий.
Разберём процессы памяти. Есть запоминание, есть сохранение и это разные процессы. Запоминание - процесс запечатления чего-либо, запоминание именно предшествует сохранению. Сохраниние-процесс, при котором полученная информация перерабатывается и задерживается в памяти.
Запоминание делится на:
Преднамеренное (произвольное) запоминание-когда человек прилагает усилия для того, чтобы что-то запомнить. Это, к примеру, когда пытаешься заучить что-то из какого-то учебника, справочника, конспекта и т.п.
Непреднамеренное (непроизвольное)-запоминание которое происходит, когда человек и не думал что-то запоминать, но он всё же это запомнил, запоминание без поставленной заранее цели что-то запомнить, к примеру запоминание необычно красивого вида, запоминание того, что сильно испугало человека.
Ещё есть:
Механическое запоминание-запоминание без понимания сути того, что запоминаешь, к примеру обыкновенная зубрёжка
Логическое запоминание-запоминание, при котором есть понимание того, что запоминаешь. Ну тут и так понятно, когда что-то учишь, при этом понимая материал. Это поэффективней будет, чем просто зубрёжка, быстрее запоминается, да и так, если в дальнейшем придётся использовать заученное, то и проще будет вспомнить и проще что-то будет сделать на основе заученного. Но иногда и механическая будет более полезной, иногда действовать необходимо без раздумий.
Запоминание по времени делится на кратковременное и долговременное.
Сохранение делится на определённые уровни:
Сверхкратковременная (сенсорная)-полученная информация сохряняется в течении долей секунд, информация идёт непосредственно от органов чувств и никак не преобразовывается. Как пример-письмо под диктовку, если не задумываться над написанным.
Кратковременная-информация хранится небольшое количество времени в небольшом объёме. Больше всего информации в ней сохраняется в течении 20 секунд, дальше либо переходит в долговременную при последующих повторениях полученной информации, либо происходит процесс забывания.
Долговременная память имеет большой объём и способна хранить информацию длительный период, наиболее долго она будет хранить определённую информацию, если информация или действие постоянно повторяется, если информация очень интерестна и нужна, если она относится к базовым потребностям (даже если принять тот факт, что та самая пирамида потребностей не идеальна, людям в любом случае надо есть, без еды никак), расположение магазина с дешёвой, относительно безвредной, вкусной едой, куда человек часто заходит, тот самый человек точно запомнит надолго. Также хорошо что-то запоминается, когда есть какие-то ассоциации, связь с тем, что уже известно.
Долговременная память также делится на:
Декларативная память-содержит информацию, которую человек может изложить рассказать, и которая также делитмя на эпизодическую (воспоминания о жизни) и семантическую (знания о мире).
Недекларативная память-обеспечивает хранение элементов прежнего опыта, не связанного с представлениями: навыки, условные рефлексы, эффект предшествования (прайминг, неосознаваемое и непроизвольное влияние некоторого стимула на
обработку последующих стимулов).
Есть ещё оперативная (рабочая) память, информация для которой берётся из долговременной памяти, и которая хранит в себе информацию, нужную в настоящий момент для работы с ней, действует до окончания работ с ней.
Также есть деление на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую память, здесь по органам чувств.
Воспроизведение-процесс при котором полученная ранее информация становится актуальной для человка, человек что-то вспоминает, если просто.
Воспроизведение бывает:
Произвольное (преднамеренное)-человек сам пытается что-то вспомнить.
Непроизвольное (непреднамеренно)-человек спонтанно что-то вспоминает, у него не было цели вспомнить эпизод, информацию и т.п., но это всё вспомнилось. Бывает вспоминается что-то из-за ассоциаций или кто-то о чём-то напомнил.
Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Память располагается по сути по всей коре больших полушарий в зонах, которые соответствуют тому, с чем связанно то, что именно запоминается, если то, что запоминается, связанно со зрением, то соответственно информация сохраняется в зоне, связанной со зрением. Также память располагается в базальных ганглиях и мозжечке. В кратковременной памяти запоминание идёт уже на основе существующих связей, в долговременной запоминание идёт в частях мозга, где ещё нет связей, которые уже задействованны в чём-то, но вот нейроны, между которыми есть будущая нужная связь по сути и должны иметь связи с задействованными областями.
Развитие памяти в контексте возрастной психологии.
Первоначальным у ребёнка память проявляется в виде условных рефлексов, это наблюдается ещё с первых месяцев после рождения. В конце первого полугодия ребёнок начинает узнавать предметы, людей, в начале это только узкий круг лиц, предметов, которые быстро забываются, срок, в течении которого ребёнок будет помнить что-либо из того, что видел, при этом то, что он видел до этого в данный период не наблюдается называется латентным (скрытым) периодом, который обычно не превышает нескольких дней, в дальнейшем круг узнаваемых предметов и лиц расширяется и к концу второго года скрытый период доходит до нескольких недель. В это время память является основным познавательным процессом, благодаря которой развиваются остальные, развивается речь.
У детей от 2 до 6 лет идёт развитие произвольной памяти, дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес, скрытый период у детей в этом возрасте значительно удлинняется, к концу 4 года ребёнок уже может помнить то, что было год назад.
У детей от 6 до 11 лет активно развивается механическая память, логическая память развивается медленней. Для хорошего развития памяти в этом возрасте память ребёнка необходимо тренировать и лучше тренировать разные виды памяти, а не ограничиваться одним зазубриванием, тогда в последующим будет меньше проблем с запоминанием.



Школьник, тренируй память, блин

В подростковом и юношеском возрасте преимущественно идёт развитие логической памяти, развитие механической замедляется. Здесь уже память не выполняет такую важную роль, как в начале жизни, но всё равно важна.
В период ранней взрослости активно развивается кратковременная вербальная память (связанна с речевой информацией), долговременная вербальная отличается своим постоянством.
Ну теперь напоследок будем разбирать генетическую память.
Какого-то чёткого определения данного "типа" памяти нет, в Википедии говорится про совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов. Есть ещё менее похожии на реальность определению по типу того, что даже воспоминания, опыт могут передаваться через гены. По этому поводу есть один эксперимент с крысами суть которого в том, что будущим родителям по мужской линии давали нюхать вещество, запах которого напоминал запах сирени при этом их пугали, у них вырабатывался условный рефлекс на запах сирени, они пугались его. Впоследствие у их детей тоже оказывался данный условный рефлекс без его формирования, даже если детей воспитывали другие крысы. Попытались описать метилированием ДНК, суть которого в том, что в определённым генам к цитозину присоединяется метиловая группа, такие группы подавляют активность генов, если их достаточно много присоединилось. Типа заглушили определённые гены и появился условный рефлекс у потомков.
Тут прекрасно всё, даже попытка описать, что как бы намекает, что либо у нас переводчики очень сильно накосячили или специально хрень написали, либо сами учёные не такие уж хорошие, а то ведь есть всякие Клёсовы и Савельевы. Излишние метилирование может влиять на склоннось к более тяжёлой реакции на эмоциональный стресс из-за воздействия на ген, связанный с выработкой кортизола, но чтобы из-за этого появлялась определённая условная реакция, формирующаяся уже впоследствие после рождения, такое просто нереально. Гены на такое не влияют, в том числе и olfr151, который был сильно метилирован. Кстати, ацетофенон, использующийся в опыте, обладающий тем самым запахом сирени обладает также снотворным эффектом. Есть вариант, что мыши просто стали более восприимчивы к стрессу по пути, описанному выше, есть вариант, что их сами учёные запугали, что крысы другого боялись, возможно рядом пытали родителей крыс. Но как-то даже такое не доказывает, что у людей есть та самая генетическая память.
Единственное, что передаётся через гены, так это безусловные реакции, свойственные любому человеку. Только вот тут скорее связанно не с тем, что у какого-то предка выработалась вдруг после рождения какая-то реакция, а с естественным отбором, в результате которого дольше жили, а соответственно оставляли больше потомства те, у кого посредством мутаций произошло изменение в генотипе из-за которого появлялась нужная реакция, так эта реакция закреплялась, даже не у человека, у его предков. Собственно этим и объясняется схожесть некоторых реакций. Но чтобы из-за приобретённых реакций, множества реакций во взрослом возрасте.
Ну пройдёмся по возможности изменения генов из-за изменений в мозге. Есть такой вариант, что деятельность мозга может повлиять на гормональный состав крови (другой вопрос, действуют ли они именно на ДНК в половых клетках), повлиять на выработку вещества, которое может повлиять на ДНК половых клеток (другой вопрос, сколько надо этого вещества) но тут уже мутации генов будут хаотичными и вероятность, что прям все ДНК потерпят одинаковые изменения крайне мала с учётом количества элементов ДНК, на практике вероятность будет нулевая. И да, гены не связанны с каким-то определённым запахом, сказанным словом и т.п., они скорее определяют склонность к чему-либо, если это относится к поведению. На поведение у людей хорошо влияет окружающая среда и деятельность самого человека, а не только генетика. Скорее всего как раз окружающая среда способствует тому, что и у детей, и у родителей схожие привычки и поведение, дети, особенно в раннем возрасте, копируют поведение родителей, никакая генетическая память тут не нужна. И да, если в механизмы кратковременной, блин, памяти гипотетически встроенно то, что РНК может что-то сохранять никак не означает, что у половых клетках в ДНК что-то меняется.
Ещё в попытках объяснить данную память встречались ссылки на Юнга. Когда люди поймут, что Юнг давно уже устарел и коллективное бессознательное признано ненаучным.



Нервная система с глазами

Ну на этом закончим.

Информация тут:
Память, её классификация, определение
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C
Общая психология, под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера, 2006 г.
Память по возрастам
Психология человека от рождения до смерти, под общей ред. А.А. Реана, 2002 г.
Сверхкратковременная память
https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/384/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%28%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%29_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C
Оперативная память
https://srazu.pro/teoriya/operativnaya-pamyat-v-psixologii.html
Виды памяти
https://studopedia.ru/18_35377_chto-takoe-pamyat-vidi-pamyati-protsessi-pamyati-kachestva-pamyati-predstavlenie.html
https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1605-vidy-pamyati-i-
Зоны головного мозга, ответственные за память, классификация видов долговременной памяти
https://psychiatr.ru/education/slide/358
Генетическая память (ну автор старался, "носителями генной памяти выступают нуклеиновые кислоты, объединённые в хромосомы и гены", Википедию тоже с осторожностью использовать надо)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C
(Чисто описание явления, которое опровергается)
https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/geneticheskaya-pamyat
Эксперимент с крысами наиболее адекватно
https://m.gazeta.ru/science/2013/12/02_a_5778657.shtml
Метилирование и стресс
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434499/Metilirovanie_DNK_i_povedenie
Ацетофенон
https://wiki2wiki.ru/wiki/Acetophenone
Ген у крыс
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/gene/406176

виды памяти, память человека, нейроны, мозг, ДНК, генетическая память

Previous post Next post
Up