Бихевиоризм и научение (Уотсон, Торндайк, Скиннер). НЛП (разбор, хардкор)

Jan 28, 2022 22:14

В этот раз мы будем разбирать НЛП. Сразу скажу, что я не считаю это всё чем-то реально работающим в любом виде, может по отдельности что-то там и притендует на научность. Разбор будет идти по самому адекватному изложению теоретических основ НЛП, ссылка на то, откуда это будет браться, будет в конце, не устраивает-дайте своё изложение материала как надо или хотя бы укажите где написана хрень. Также для начала познакомимся с бихевиоризмом, много чего прояснится.



Типичная картинка для иллюстрации статьи. Мозг с глазами на МРТ

Бихевиоризм-направление в психологии, изучающее поведение. В понимании классического бихевиоризма по Уотсону всё поведение человека подчиняется одной единственной формуле S->R, стимул рождает реакцию, т.е всё поведение человека-ответ на какой-либо стимул. Под поведением подразумевается совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций после воздействие стимула.
Сам классический бихевиоризм и создавался ради того, чтобы внести точность в психологию, слишком много было сложностей, с непонятными результатами, а тут всё понятно, есть определённый стимул, есть определённая реакция, в теории это предполагалось использовать как раз для понимания и формирования определённых, заранее известных реакций у людей на какое-либо событие, главное найти нужный стимул.
Здесь существуют условные и безусловные реакции на стимул. Безусловные реакции-реакции, которые изначально заложенны в человеке, по Уотсону это любовь, гнев и страх, условные-формирующиеся у человека уже позднее в результате наложения безусловных реакций. Вообще основой этому всему послужили работы нашего известного физиолога Павлова, отсюда и пошли безусловные и условные реакции. Также есть безусловный и условный стимулы, безусловный стимул-к примеру, громкий звук, за которым следует реакция-страх со вздрагиванием, а в качестве примера создания условной реакции возмём эксперимент того же Уотсона, проведённый с 11-месячным ребёнком по имени Альберт. Суть эксперимента в том, что ребёнку даются некоторые вещи, животные, сходные по какому-либо признаку. Ребёнок до этого никого и ничего из этого не боится, ребёнок здоров и здоровым останется после эксперимента. Когда ребёнок видит этот предмет рядом с ним звучит громкий звук, который пугает ребёнка. Так происходит несколько раз, в результате чего у ребёнка вырабатывается реакция страха не только на звук, но и на то, что было рядом с ним, в частности это были крысы (ну кто же ещё). Уже без громкого звука ребёнок начинал бояться крыс и того, что или кто достаточно похож на них, типа кроликов. Условным стимулом служит, в данном случае, признак, объединявший этих животных, типа пушистости, возможно белый мех. Сам процесс создания условного стимула называется обусловливанием.
После этого реакция на условный стимул сразу гасилась Уотсоном, но при этом сам по себе данный процесс происходит постепенно, объект, порождающий реакцию, сначала расположен далеко от ребёнка и прикрыт так, чтобы была видна только небольшая его часть, постепенно он пододвигается до возникновения реакции страха, становится менее закрытым. Так постепенно ребёнок привыкает к объекту, ребёнок постепенно понимает, что связи нет между шумом и объектом, реакция страха на данный объект исчезает.
В конце уже не было безусловного стимула, без него реакция на условный стимул постепенно исчезает.
Основная проблема классического бихевиоризма-пренебрежение деятельностью психики человека, по сути его внутренним миром, есть определённый стимул, он определённым образом влияет, что об этом думает сам человек-всем пофиг, это вот сильно ограничивает применение данной концепции. К примеру, какое-либо действие человека может быть спровоцированно лишь его сознанием, без воздействия внешних факторов, что-то вспомнилось, что-то придумал человек и пошёл действовать. На счёт того же опыта. У взрослого человека с хотя бы средним интеллектом вряд ли возникнет логическая цепочка: громкий звук слышно, когда рядом крыса-> крыса-причина звука, её надо бояться. Это всё максимум будет на уровне рефлексов, а может вполне и ничего не сформироваться. Думать, что это способно перестроить сознание никак нельзя, это именно уровень рефлексов, максимум неправильно построенная причинно-следственная связь, но это уже идёт участие сознания, именно в формулу стимул рождает реакцию это не вписывается.
Для продолжения разговора о бихевиоризме стоит вспомнить о таком процессе, как научение-относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой; приобретение знаний, умений и навыков. Большую работу по изучению этого процесса проделал Торндайк.
В экспериментах Торндайка были использованы т.н. "проблемные ящики". представляющие собой клетки для животных, в частности для кошек. В клетке находилось что-то вроде кнопки для открытия двери, которая выглядила неприметно. Снаружи клетки располагалась какая-либо нямка для животного, ради которой то животное должно было нажать на неприметную кнопку. Вот, животное помещалось в ящик, оно видело ту нямку и хотело добраться до неё, но дверь клетки была закрыта. Животное бегало по клетке, пыталось выбраться и вдруг случайным образом нажимало на кнопку и дверь открывалась, животное получало нямку. Потом животное помещали обратно в клетку. Постепенно животное могло находить кнопку быстрее, ну там могло запомнить область, где находилась кнопка, и где её точно не было, потгм, может, и находилась сама клетка. Понятное дело, что это всё очень долго, и иногда было, что животное искало выход ещё дольше, чем в прошлый раз, фактор обыкновенного везения тоже никто не исключает, но постепенно животное чему-то научилось.
В последствии Торндайк вывел 4 закона:
Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.
2. Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно - положительное или отрицательное.
3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение (это если заранее ничего неизвестно о втором раздражителе, тоже не всё так просто).
Торндайк выделил также дополнительные условия успешности научения - легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними (сознание тут всё же учитывается, в отличие от классического бихевиоризма).
Научение происходит методом проб и ошибок.
Позднее бихевиоризм развил психолог Скиннер, его концепция была названа радикальным бихевиоризмом. Скиннер всё также считал, что поведение регулируется внешними факторами и внутренний мир (чёрный ящик, как его называл Скиннер) человека здесь на него не влияет.
Скиннер разработал концепцию операторного научения, согласно которой поведение всё же тот же набор определённых реакций (оперантные реакции) в ответ на какие-либо стимулы. Поведение формируется только окружающей средой, а личность представляет из себя набор определённых шаблонов поведения. Поведение можно определять, контролировать, предсказывать.
Существует респондентное и операторное поведение. Респондентное поведение-это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом (реакция не формируется, заранее известна); стимул при этом всегда предшествует реакции.
Оперантное поведение - это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Оперантное научение - это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения.
Операторное обусловливание-процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями, особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции.
В теории Скиннера существует негативное и позитивное подкрепление, также позитивное и негативное поведение наказание. Позитивное подкрепление подразумевает под собой приятный стимул, пообещали премию за правильно сделанный и вовремя сданный отчёт на работе, ты начинаешь усиленно работать (но мы то знаем) ради этой премии, негативное подкрепление подразумевает под собой получение нужного негативного ответа для исключения ненужной реакции, решил поехать на море, как раз недостающие деньги может дать премия, которую в прошлый раз не дали и ты не поехал на море, негативный результат, который не нужен человека.
Негативное наказание подразумевает удаление положительного стимула. Начальник вообще решил никому премии не давать, его все сотрудники своим пофигизмом достали, причём не важно, хорошо сделана работа или нет. Позитивное наказание подразумевает под собой наказание, нужное для того, чтобы заставить кого-то действовать. Начальник грозиться вообще уменьшить зарплату, если не сделать работу.
В общем, вся деятельность человека-набор реакций, которые можно контролировать, группировать особым образом, таким образом можно человека по Уотсону можно научить чему угодно, главное правильно направить человека с помощью тех же подкреплений в нужную сторону. И всё это строится на изначально безусловных реакциях. Скиннер как бы дополнил Уотсона, используя работы Торндайка.
Главная проблема опять же в том, что воздействие внутреннего мира человека на его поведение исключается, вообще все мысли, эмоции не имеют значения, но всё же это влияет на деятельность человека, человек имеет интеллект, теже гены определяют не только безусловные реакции, но и предрасположенность к какому-либо темпераменту. На влияние биохимии организма на него как бы тоже всем пофиг. Если рассматривать систо с точки зрения нейрофизиологии, то рефлекторные дуги занимают не так уж и много места в нервной системе, а именно благодаря им и идёт безусловная реакция на стимул. Также не учитываются индивидуальные способности к обучению, в этом плане сравнивать поведение человека разумного с крысами и собаками не очень уместно, да и сами люди чисто физически не всё смогут понять и не всему научиться, индивидуальные особенности.
Польза бихевиоризма в виде, приведённом выше всё же есть, тут и дрессировка животных, тут и, скажем, создание более благоприятных условий для обучения, побуждение к обучению. Опыты Уотсона дали хороший способ избавиться постепенно от ненужной реакции, типа страха сцены, боязни каких-либо животных, но тут тоже не всё берётся во внимание, здесь убирается как бы симптом, но не ищется причина какого-то поведения, и не всегда это сработает, к примеру с боязнью не сдать вовремя наш любимый отчёт такое не прокатит, особенно если начальник не очень добрый.
Появился позже когнитивный бихевиоризм Толмена, куда включено уже внутреннее состояние человека, формула приобрела немного другой вид. В современном виде бихевиоризм всё же много где используется, всё не пустили на свалку истории, просто многое было не верно.
Перейдём к НЛП. НЛП-нейролингвистическое программирование (название уже не внушает доверие, если честно)-псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии по определению Википедии, более лояльное определение-популярное направление практической психологии и психотерапии, которое широко распространилось в различных сферах жизни. Человек, владеющий НЛП, воздействует на подсознание своих слушателей или на свое подсознание с помощью специально подобранных фраз - лингвистических конструкций.
Сразу скажу, что даже в теории нет намёков на "зомбирование" населения, это чисто выдумки любителей теории заговора, даже там были намёки на индивидуальный подход. Они там человека в лёгкий транс вводят в теории, такое невозможно против воли человека, "зазомбировать" всех не получится.
В общем, НЛП-попытка собрать знания из психологии и разных областей, примешав что-то ненаучное, какие-то догадки, ради получения нужного результата путём воздействия слов. Где-то так всё и выглядит.
В теории как бы используется связь между неврологическими процессами (процессы, происходящие в нервной системе, буквально), языком и шаблонами поведения. На самом деле связь между языком, а точнее речью, огромная, правда там смысл совершенно в другом, развитие именно речи как таковой, а не отдельных слов сильно способствует развитию головного мозга. Отдельные же слова действуют в соответствие со смыслом, который человек сам понимает, как бы это банально не звучало. Одни и теже слова могут по разному на людей воздействовать, не все поверят в себя от фразы "будь уверенней", может у человека серьёзная проблема, требующая помощи уже психиатра, здесь слова точно не помогут. Да и чисто по психотерапии, здесь эффективней будет не одна работа языком, улыбка, слова поддержки в трудной ситуации, иногда больше пользы будет, если человек расслабится, его обнимут, он расслабится на диване под приятную музыку, займётся делом, от которого он получает удовольствие.
Шаблоны поведения же берутся с успешных людей, один человек пытается примерить на себя роль другого успешного. Вот это уже хрень, т.к. люди индивидуальны, люди имеют разные мыслительные способности, пытаться навесить на одного человека поведение другого это неправильно, можно, конечно, сделать человека уверенней, но с шаблонами перебор.
В НЛП есть т.н. пресуппозиции - это утверждения и постулаты, которые являются теоретической базой методики. Люди, практикующие НЛП принимают пресуппозиции как аксиомы, которые не требуют доказательств. Эти утверждения призваны изменить точку зрения человека на ситуацию, чтобы упростить решение проблем (согласно определению, это всё уже настораживает).
1) Карта - это не территория. В общем, человек уникален, его видение мира-это только его видение мира, которое всё не охватывает. Жалко, не всегда теже НЛПшники это понимают. Истина где-то рядом.
2) Тело и «сознание» - единая система. Самочувствие зависит от мыслей человека, и одновременно самочувствие значительно влияет на ход мыслей. Изменения в сознании и эмоции влияют на телесные ощущения, поскольку способны снять или повысить тонус мышц, улучшить или ухудшить кровообращение и иннервацию.
Самочувствие далеко не всегда зависит от мыслей человека, эмоциональный стресс может повлиять на самочувствие, но вот тем же вирусам, хроническим заболеваниям пофиг на мысли. Самочувствие тоже не всегда значительно влияет на ход мыслей.
3) В основе любого поведения есть позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением. Человек всегда «хочет как лучше», то есть им движет позитивное намерение. А вот действия, которые он предпринимает для достижения цели, не всегда одобряются обществом. Например, чтобы обеспечить семью один будет воровать, а другой - работать. Выбор действия (поведения) зависит от ситуации, в которой принималось решение, воспитания, характера, моральных норм. Случается, что действительность меняется, и та модель поведения, которая раньше была приемлема, больше не работает. В этом случае необходимо понять, какое намерение стало основой данного поведения, а затем изменить поведение на положительное. Например, в основе энуреза лежит подсознательное намерение ребенка привлечь к себе внимание родителей (что, блин?, это недержание мочи, невроз, как одна из причин-не способ привлечь внимание). Поэтому, чтобы избавиться от нежелательного поведения нужно помочь ребенку достичь цели другим путем, предложив здоровую альтернативу - доброжелательно общаться с ним, проводить вместе больше времени.
Слишком хорошее мнение о людях, серьёзно, и не всмысле, что все злые, это намерение просто может быть нейтральным
4) Весь жизненный опыт хранится в нервной системе. Все, что когда-то случалось с человеком, записывается в его нервной системе и остается в памяти, хотя иногда доступ к этим воспоминаниям может быть затруднен. В НЛП прошлое не всегда рассматривается как корень проблем. Опыт прошлого - это источник ресурсов, которые помогают найти решение в сложных ситуациях. Также примеры удачного поведения можно найти в опыте других людей и вымышленных персонажей.
Прошлое не всегда рассматривается, как корень проблем, что радует. Правда вот про нейропластичность НЛПшники не слышали похоже, то, что из человеческой памяти могут стираться воспоминание тоже.
5) Субъективный опыт разделяется на зрительные образы, звуки, запахи, ощущения и вкус. В НЛП выделяют пять каналов восприятия информации - зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кинестетический (рецепторы тела и мимика). Один из органов чувств является ведущим, через него человек получает основную информацию. На основе информации он строит свои суждения и намерения, которые влияют на поведение. Зная модальность человека, то есть какой анализатор у него ведущий, владеющий НЛП может эффективнее донести ему нужную информацию. Тем самым он влияет на поведение собеседника. Например: чтобы достучаться до подсознания человека, у которого ведущим является кинестетический канал, и убедить его поехать с вами, можно построить фразу таким образом: «Почувствуй, как обжигает кожу горячий песок, как освежает морская вода».
У человека нет какого-то ведущего органа чувств. У человека есть зрение, через которое он получает большинство информации. Человеку может быть проще воспринимать информацию, к примеру, на слух, но чтобы там было подобное влияние, это крайне сомнительная вещь, про такое и вне НЛП слышал, но при этом это также критикуемо. Вообще лучше всего информация воспринимается, когда участвует и зрительное восприятие, и слуховое.
6) Нет поражений, а бывает лишь обратная связь. То, что люди привыкли считать поражением или неудачей, на самом деле является новым опытом и полезной информацией, которая делает человека совершеннее и приближает к успеху. Например, после собеседования человека не взяли на работу. Ситуацию можно рассматривать как полезный опыт. Проанализировав ошибки, можно сделать выводы: как вести себя в следующий раз, какие навыки и умения требуются, чтобы собеседование прошло успешно.
Это уже к психотерапии относится, так можно человека успокаивать. Что-то в этом есть.
7) Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. Когда человек говорит, он имеет определенное намерение: передать или получить информацию, эмоциональную реакцию, побудить собеседника к действию. Случается и так, что слова вызывают реакцию противоположную той, на которую рассчитывал говорящий. В ответ на нейтральную фразу или похвалу собеседник может обидеться. Это означает, что действие (высказывание) не соответствовало вашему намерению. НЛП предлагает выход, который поможет получить от оппонента желаемую реакцию - изменить действие, подобрать другой тон, фразы, ситуацию. То есть, если по реакции человека видно, что ваши доводы его не убеждают, то следует сменить тактику. Например, не рассказывать, а задавать вопросы.
И тут же НЛПшники забывают про индивидуальную реакцию человека, которому может быть пофиг вообще на любые аргументы. Про Томаса и стратегии в конфликтах видать тоже не слышали, что можно не только доказывать свою правоту.
8) Поведение - выбор лучшего варианта из того, что доступно на данный момент. Человек в любой ситуации выбирает самое лучшее и эффективное из того, что имеется. Обычно этот выбор закрепляется, и он ведет себя подобным образом в аналогичных ситуациях, даже если методика потеряла свою эффективность. Например, человек может постоянно отвечать криком на конструктивную критику, если это сработало один раз. Чем больше его возможности (умственные, финансовые, физические), тем богаче выбор стратегий поведения. Методика НЛП направлена на развитие поведенческой гибкости и новых нестандартных моделей поведения в различных ситуациях. Это повышает возможности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, и за счет этого стать более успешным. В рамках психотерапии эта пресуппозиция помогает научиться не жалеть о содеянном в прошлом - ведь это было лучшее решение в той ситуации, а руководствовались мы исключительно позитивными намереньями.
В начале-наивно, человек не идеален, в середине умная мысль про то, что стоит поискать нестандартные ситуации.
9) У каждого есть все необходимые ему ресурсы. Под ресурсами в НЛП имеются в виду знания, умения, убеждения, способности, время, финансы, вещи и люди. Это все, что позволяет расширить выбор решений проблемы. Например, стоит задача сделать ремонт. Если у вас достаточно ресурсов, то вы можете выбрать один из трех вариантов: 1) можно сделать самостоятельно, затратив время и силы; 2) можно привлечь знакомых; 3)можно заплатить наемным рабочим. Если ресурсов недостаточно (нет времени, нет денег), то число вариантов снижается. Чем больше ресурсов, тем шире выбор и легче справиться с проблемой. Пресуппозиция утверждает, что необходимые ресурсы есть у каждого. На первый взгляд с этим утверждением сложно согласиться. Но сторонники НЛП утверждают, что человеку достаточно начать действовать, как будто ресурсы у него есть, и они и действительно появятся.
10) Вселенная благоприятствует нам и изобилует ресурсами. Окружающий мир наполнен ресурсами. В процессе эволюции человечество научилось их использовать, что и поставило человека на вершину пирамиды. Если бы люди только избегали опасностей, а не пытались добиться большего, этого бы не произошло. Эта пресуппозиция говорит нам, что стоит верить в добрые намерения других людей и смело использовать все доступные ресурсы. В этом случае вселенная будет становиться еще более дружественной и щедрой.
Не, ну это можно говорить пациенту для того, чтобы он успокоился)
В общем, сомнительные бездоказательные вещи, основа теории, блин.
В самих методиках присутствует чёткое разделение по типажам, что уже хрень, так называемые якоря, то, что связанно с ними очень уж напоминает бихевиоризм, только там свои проблемы.
Даже в более уравновешенном виде это всё имеет много ненаучных вещей, сомнительных утверждений. А в том виде, котором это всё иногда преподносят-вообще бред.

Источники
Теория НЛП
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
https://www.polismed.com/articles-nejjrolingvisticheskoe-programmirovanie.html
Бихевиоризм
https://impsi.ru/general-psychology/biheviorizm-dzh-uotson-e-torndajk-b-skinner-e-tolmen/
https://psylogik.ru/110-biheviorizm.html
https://youtu.be/O46hAbGVyfk
Бихевиоризм Скиннера
https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/71-operantnyj-bixeviorizm-b-skinnera.html
https://studbooks.net/1689484/psihologiya/vzglyady_skinnera_osnovopolozhnika_biheviorizma

рефлексы, НЛП, Скиннер (психология), мозг, психология, бихевиоризм

Previous post Next post
Up