Часто слышу про то, что новое поколение деградируют, что вот сидят в соцсетях, играют в компьютерные игры, читают комиксы вместо книг, смотрят всякую хрень, а это всё отупляет. Тему компьютерных игр уже разбирали и выяснили, что они не делают жестокими людей, даже наоборот, хотя про отупление как раз и не было, ну ладно, в этот раз упомянем.
Разберёмся для начала вообще с влиянием на человека чего-либо, с его воспитанием.
Головной мозг, придаёт более умный вид написанному
У человека есть определённый набор генов-генотип, который в определённой мере определяет то, каким будет человек, какие у него будут проявляться признаки, в какой степени. Одновременно с этим на человека оказывает влияние внешняя среда, оказывает влияние также его активность, типа развития мозга, когда решаешь логические задачи, человек сталкивается со средой, различные его действия и решения формируют различные связи в головном мозге (сейчас будет именно про мозг, в данном случае именно он нам и нужен). Но при этом его действия, будут зависить именно от начальной структуры нервной системы, в частности головного мозга. Есть нужные гены, кодирующие нужные белки, которые потом синтезируются, из которых в частности частично и будет создаваться нужный нейрон в нужном месте. В итоге у получается какой-то головной мозг, уникальный сам по себе с уникальным распределением нейронов, нейроглий и т.д. по различным частям головного мозга (вообще и во время нахождения в матке на мозг будущего ребёнка можно влиять, всякую хрень кушать стоит поменьше, а что-то нужное побольше (не будем углубляться в подробности), да и к концу беременности мозг тоже действует (не с момента образования зиготы, да, Милонов)). Ребёнок начинает познавать мир, формируются новые связи, на их формирование и влияет распределение нейронов и других клеток, веществ в мозге. Т.е. внешняя среда на мозг влияет, только её влияние зависит от изначального вида мозга, который зависит от генов. Это будет влиять на то, как именно человек посмотрит на какую-либо вещь, как именно будет анализировать информацию, с какой лёгкостью он будет анализировать информацию, как он будет определять её важность. При этом он будет руководствоваться определёнными фактами, которые он получил, может использовать определённые логические шаблоны (имеется в виду не прям тебе что-то в мозг вбили и ты пошёл, слово "шаблон" не только это подразумевает, тут просто набор логических цепочек, подходящих к какой-либо ситуации, задачи решают часто тоже по шаблону), которые ему нужны, которые для него подходят, которые для него не кажутся странными, что важно.
Наибольшее влияние идёт в раннем возрасте, ребёнок смотрит на поведение людей, ему рассказывают как вести себя, со временем он принимает определённые шаблоны поведения, а потом и вылезают результаты воспитания.
В подростковом возрасте логическое мышление развивается больше всего, в это время человек способен строить гипотезы, способен их проверять. И вот если вдруг полученный образ мира в детстве не будет соответствовать тому, что видит подросток могут быть проблемы (хотя такое порой способны заметить и дети помладше). Если какая-то новая логическая цепочка покажется более справидливой, чем старая, то тоже. Но, блин, на всё это в наибольшей степени влияет окружение, если ребёнку не объяснили нормально, что и как, то он и может потом влипнуть в неприятную ситуацию (хотя он может влипнуть и при нормальном воспитании, но при этом частота, вероятность попадания в такую ситуацию, неприятного исхода снижается), найти нехорошую кампанию, ну и стать не очень хорошим человеком.
Очень много проблем возникает из-за того, что родителям либо плевать на ребёнка, либо они чрезмерно его опекают или стараются сделать идеального человека. В первом случае воспитанием может заняться либо кто-то другой, с неизвестными намерениями, либо ребёнок будет повторять действия родителей, вряд ли всё это будет действовать хорошо на ребёнка. Во втором случае ребёнка могут просто замучить, он будет бояться совершить ошибку, совершить шаг в сторону, как-то возразить, так можно совсем психику расшатать, без должной помощи можно довести до печальных последствий (если надо, вроде комментарии открыты, выскажитесь). Иногда бывает и обратный эффект, ребёнок начинает вести тайную жизнь, что вообще очень не хорошо, во-первых, такое поведение само по себе потом другим людям не понравится, во-вторых, нарваться на неприятности при встрече с неизвестным очень легко, иногда запреты не на пустом месте появляются, даже у таких родителей.
Просто стоит не забивать на ребёнка, всё же воспитывать его, обращать внимание на его состояние, но не перегибать палку, люди не идеальны, люди разные, у них разные вкусы и увлечения, не из всех можно сделать Ломоносова, оберегать их вообще от всего не надо, если это не вредит, то в чём проблема.
Ну тут мы перейдём к теме влияния массовой культуры и соцсетей на человека.
Тут прям доходит до маразма, типа вот, западное кино и мультфильмы, да и вообще тупые шоу способствует разлажению, вот кругом сплошное отупление. Люди не стали тупее, просто тупость вылезла наружу с появлением интернета. Шоу всякие не отупляют, просто люди с изначально невысоким интеллектом любят такое смотреть, типа Дома-2 (невысокий интеллект тоже не всегда, кто-то просто по приколу, чтобы поржать над тупостью передачи, смотрит) А вообще иногда интерестно смотреть на людей, которые говорят о чьей-то тупости, при этом у них куча грамматических ошибок. Я понимаю, что придираться к орфографии последнее дело, но когда с кучей ошибок пишет борец за ум, то так и хочется его ткунь в написанное им же.
Непонятно, как человека, который всё же нагружает мозг может повредить тот же Дом-2 или какая-нибудь трешовая комедия, человек мозг и так напрягает, связи нужные не исчезнут, если он до этого занимался умственным трудом и будет им заниматься, нервные связи так быстро не исчезают, к тому же мозг тоже должен отдыхать иногда, ресурсы имеют свойство расходоваться и выводиться.
И да, просмотр умных передач тоже не всякого гением сделает, извилины, может, будут, связи будут, но вот объём мозга практически не меняется, есть всё же предел. К тому же просмотр просто ради того, чтобы казаться умным дополнительных знаний не даст, человек даже толком не воспринимает информацию, как он может нормально её осмыслить и запомнить непонятно.
Если человек понимает, что это не хорошо (имеется в виду реально, объективно не хорошо), то ему это не навредит, а если и не понимает, то чему там вредить.
А зло от западных фильмов вообще вещь субъективная, есть полная хрень, есть попсовые фильмы Марвел, а есть Форест Гамп, По соображениям совести (хороший фильм, религиозность главного героя никак не мешает), Зелёная миля (оригинально)) и т.д., всё перечислять не буду, не про это пишу. Да и с мультфильмами таже ситуация. Вообще, что плохого в том, что человек фильмы Марвел смотрит, можно посмотреть как развлекательное кино, дети может и поверят в их существование, а вот взрослый человек, подросток вряд ли. Какой-довод прям у некоторых, что вот люди верят, что в Америке такие вот реальны. Где они таких находят? Уж тем более взрослый человек не будет им поклоняться, куда больше переживаешь, когда на полном серьёзе люди поклоняются реальному человеку и идут за ним. Хотя некоторые и в выдуманных существ верят, причём это иногда сочетается и с ненавистью к супергероям.
Да, хрень показывают не из-за желания управлять миром, люди просто любят деньги, на которые можно что-то купить, среда, где нет конкуренции, где из бюджета государства деньги текут и всем пофиг производство всякой хрени процветает, российское телевидение-ярчайший пример.
Про музыку есть самый первый пост в моей ЖЖ, то, что слушают люди исключительно их дело, если они никому не вредят и не включают на полную громкость любую музыку. Помню случай, проезжает рядом автомобиль из которого орёт Rammstein, так что не только рэп там слушают. Вот это единственная проблема. А так вообще пофиг, пусть даже моргенштерна слушают, там большинству его слушателей плевать на текст, а уж идти и употреблять что-то от одного текста вряд ли кто-то будет, если и пойдёт, то вопросы скорее к тем, кто его воспитал будут или к его изначальному психическому здоровью. Ну вот не может человек пойти и что-то употребить от одного упоминания этого.
И да, рэп не отупляет, по причине, описанной выше про фильмы и шоу, а так же потому, что он не весь тупой, даже русский, до сих пор слушаю NTL (Время, Дождь и Мелодии бетонных улиц советую послушать) и Многоточие.
Да, мои любимые комиксы, которые для детей и дебилов, книга лучше. А кино вообще для эмбрионов. Основная претензия к комиксам-там картинки и лишь немного текста для чтения, типа фантазию не развивает. Ну тут даже к книгам можно придраться, вон, пластилин вообще заставляет свою историю придумать, как и Лего, ещё и мелкую моторику развивает и вообще сами всё в голове придумывайте. К чисто художественной литературе тоже, вон, научная как мозг развивает, а тут (тут тоже можно сказать, что произведение анализировать порой надо, но сам факт придирки к другим заставляет посмотреть с другой стороны на худ. литературу. Комиксы-способ показать какую-либо историю, за которыми порой стоит большой труд, а их называют книжками для детей. Порой в комиксах больше смысла, чем в книгах, в книгах тоже можно хрень написать, Донцова, творчество Инстасамки, куча книг про попаданцев это доказывают, а подборок хороших комиксов много. Да и в любом случае в голове тоже воспроизводишь происходящее, голова работает всё равно. И опять же, иногда нужно отдыхать.
Кстати, не все комиксы про восхваление супергероев, даже есть комикс, в котором супергероев выставляют не в выгодном свете, комикс называется Пацаны, достаточно интерестный. Есть также Каратель, история которого началась с противостояния с супергероем, вне закона сражается со злом, типичным супергероем не назовёшь.
Вот наконец самое главное, соцсети и компьютерные игры, зависимость, клиповое мышление, деградация и всё такое прочее.
Почему люди сидят в соцсетях, потому, что им там либо интерестно, либо реально там идёт переписка по работе, может там реально полезная информация размещена (не всегда там хрень, хотя её и много), полезное видео (Ютуб тоже соцсеть, как ни странно, он же видеохостинг). Почему там залипают. Для начала там бывает интерестно, хочется что-то узнать, банально расслабиться, тут зависит от того, что именно смотришь. Почему люди следят за уведомлениями. Скорее всего всё упирается в желание получить какой-то очень нужный человеку результат, который сделает его счастливый, дофамин делает своё дело. И да, его образуется не так много, как при употреблении некоторых запрещённых веществ, там намного больше образуется и серотонина, и дофамина. Вдруг кто-то важный ответит тебе и твоя жизнь изменится).
Да и вряд ли, когда расслаблен, когда что-то смотришь захочется оторваться от этого.
Так, самое, важно, деградация же. Повторюсь, конечно, деградировать от того, что решил расслабиться, человек не может, и опять же там контент не только тупой бывает, просто не надо лазить непонятно где.
На счёт того, что игры и соцсети занимают время, которое можно потратить на учёбу. Ну на развитие лобной доли головного мозга можно тоже время потратить, вместо того, чтобы в комментариях писать про всеобщую деградацию. И почему-то у меня большие сомнения по поводу того, что если заблокировать все соцсети, компьютерные игры, все дети начнут сразу учиться, ага, сейчас, найдут другое занятие, не связанное с учёбой. Если человек постоянно сидит и не встаёт, то это реально не хорошо, правда таких случаев не так уж и много, всё равно куда-то надо будет уйти, если человеку совсем уж не плевать на будущее. Таким же образом можно засесть за книгу или высиживать перед телевизором.
Да, есть компьютерны игры, которые мозг развивают, такие есть даже для телефонов, есть квесты, очень хорошо мозг развивают.
Да, есть ещё клиповое мышление, о котором только в нашей стране говорят и которого на самом деле нет, есть желание посмотреть что-то более интерестное, есть желание увидеть что-то новое, но не то, что сейчас, вот и переключаешься на что-то другое. И уж явно из-за этого не будешь мыслить обрывками, использовать только банальными логическими цепочками. В конце концов просто чисто какого-то одного определённого типа мышления у человека быть не может, обязательно смесь с чем-либо, ну может есть единичные случаи, но проецировать единичные случае на всех явно не стоит. Вот интерестно, а сколько людей полностью бы осилило весь текст.
На этом закончим, итак много букв.
Книга по психологии:
А.А. Реан Психология человека от рождения до смерти (не новая, но хорошая, информации нужной очень много, цифры уточняйте)
Про клиповое мышление:
https://postnauka.ru/longreads/156614