Создавать завтра сегодня? Like.

Jan 20, 2012 19:03

Like? Ещё лет десять тому назад такой запрос в Google показал бы в результатах десяток ссылок на словари с толкованием этого слова. Сегодня под результатам запроса под номером один появляется совсем другая ссылка, не имеющая ничего общего со словарями. В век фейсбука главная нематериальная ценность - информация - становится самым дорогим товаром.

В девятнадцатом веке зародился серьезный рынок, произошла революция, зародилась промышленность, но на тот момент миром владели монархи и только ещё поднимающийся класс промышленников. В двадцатом веке произошел глобальный индустриальный переворот мирового масштаба, развивается банковское дело, добываются новые ресурсы, а в воздухе появляются самолеты, по дорогам несутся автомобили. Начинается новая эпоха, появляется мир, которым всецело и полностью владеют банкиры, промышленники и нефтяные магнаты.

Новый век принес нам другую революции: не новых масштабов производства или добычи полезных ископаемых, но нового витка развития роли нематериальных активов. Сдвинувшись с места, заставив скрипеть вновь отлитые колеса истории, нематериальное с силой двигает представления, трансформирует парадигмы, перенаправляет информационные потоки и создает новые стандарты. Тот, кто владеет информацией и знанием, а также может этими ресурсами управлять, тот владеет миром.

Последствия этого глобального переворота нам ещё придется оценить. Но то, что он затрагивает по крайней мере четыре важнейших сектора нашей жизни, можно признать уже сегодня.

Во-первых, это сектор информационный. Старые и привычные нам источники информации - газеты, журналы, телевидение - теряют своё влияние и морально устаревают не медленнее, чем купленный позавчера телефон или закаченная из Интернета программа. Media 2.0 завоевывают своё место, не оставляя первому поколению ни единого шанса на выживание. Facebook, YouTube, Twitter - это уже не просто слова, а сила, смещающая режимы и распространяющая информацию со скоростью света. Это новое поколение людей, выросших на новых технологиях и не представляющих себе жизни без них. Это новые виды общения, это новый вид жизни.

Второй сектор - это красота и жизнь. Красота трансформируется в формате non-stop, изменяются её идеалы, мода и подход к её описанию. На кардинально новый уровень вышла медицина, подняв уровень жизни. Это 7 миллиардов человек, живущих на земном шаре. Третий сектор - это мобильность и культура, в который мы живем. Это глобализация, размытие границ между народами, культурами и государствами. Это смесь современного искусства и самобытности; это новая культура путешествий и наслаждения культурными достижениями.

И в этом круговороте информации и размытия границ мы подходим к четвертому - и не менее важному сектору - сектору знаний и доступа к ним. Заветное желание получить к нему доступ становится с каждым днем только выше, его ценность неудержимо растет, и борьба за знание продолжается несмотря ни на какие тренды мировой экономики. Это показали прошлогодние протесты студентов в Великобритании, Чили, Венгрии, а активная борьба за справедливость в Германии, Франции и Швеции стали ярким тому подтверждением.

В мире растет мобильность, вовлеченность, меняются стандарты. В век креатива нельзя оставаться равнодушным, нужно творить, неважно - знание это или сам творческий процесс - важен результат. Студент - это не просто маленький человек в системе, но полноправный хозяин своего будущего, обладатель пытливого ума и горячего сердца. Университет - это источник его будущего. А, значит, студент в борьбе за своё будущее имеет полное право этой ценностью распоряжаться.

Именно поэтому мы наблюдаем всестороннюю борьбу за знание, борьбу за управление этим ресурсом, борьбу за повышение вовлеченности студентов в управление своими университетами. Только будучи полноправными управляющими жизнью своего университета и имея возможность на неё влиять, он сможет вывести знания на кардинально новый уровень. Подтверждение этому - новые проекты крупнейших американских, европейских и азиатских школ, организация учебного процесса, конференций, технопарков, предприятий, создание новых стандартов жизни и подходов. Это - переход к абсолютно новому витку развития демократии и управления.

Голому авторитаризму прохода в новом веке быть не может; голова одного человека и его приближенных не сможет противостоять вызовам ярких людей, объединенных по принципам демократии. Только соуправление и плюрализм смогут вывести страну на кардинально новый уровень.

Для этого нужны новые образы, новые парадигмы и новые решения проблем. Союзы, департаменты, председатели, съезды, члены, зеленое сукно, ковровые дорожки и всё остальное, так сильно пахнущее советской номенклатурой и нафталином, в новый информационный век будет сметено и уйдет на свалку истории вместе с  их отставшими от жизни лидерами под давлением вызовов времени.

Россия не может отставать в этой гонке за знание, иначе борьба будет проиграна ещё не начавшись. Нам предстоит сформировать новый путь для нового студенчества России. Для этого студентам нужно дать возможность самореализоваться и перестать загонять их в рамки жестких иерархий. Единственным действенным способом их совместной работы сможет стать лишь идейность, облаченная в стандарты нового века высоких технологий. Живые группы с сильными лидерами, заимствуя мировой опыт, обучаясь у лучших мастеров самоуправления, совершенствуя свою работу и получая всё новый и новый опыт, смогут войти в новый поток развития нашей страны.

Главный вопрос: будут ли эти возможности молодому поколению предоставлены? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности; в своей статье «Россия сосредотачивается» Владимир Путин делает отдельный акцент на том, что образованная молодежь - основа развития нашего государства. Ведь именно социально активная, самостоятельная, вовлеченная в самые разные процессы деятельности молодежь сможет правильно и достойно использовать весь «образовательный драйв», о котором говорит Путин.

Молодому поколению нужно дать возможность подстроиться под грядущие перемены, вызовы. Трансформации и переход в новое измерение, креативная революция и новые знания должны поразить их сердца. Если поддержать их развитие, самореализацию и самоорганизацию, то в среднесрочной перспективе они смогут обеспечить и так желаемый экономический рост, и устойчивое развитие страны, сполна вернув вложенное в них. Это инвестиции в будущее.

Студентам нужно дать право управлять и создавать своё будущее самостоятельно. Так зачем ждать? Press “like” and move forward. Время не ждет.

Previous post Next post
Up