Оригинал взят у
bocharoff в
Кино, вино и домино Подслеповатому оптимисту может показаться, что алкоголь и пьянство чувствуют себя на киноэкранах желанными и частыми гостями. Однако стоит начать усердствовать в своих поисках, и понимаешь, что выпивка в мировом кино занимает куда как меньшее место, чем в российской жизни.
Вот хорошо было в СССР - хоть Партия и не одобряла тягу пролетариата к бухлу, но фокус был в том, что пила и интеллигенция тоже. А ведь фильмы снимала именно она, родимая! Потому и смотрела вся страна «Самогонщиков», «Афоню», «Иронию судьбы» и «Осенний марафон» - где было столько выпивки, что можно было запросто опохмеляться, взглянув лишь краем глаза на экран.
Все же наиболее мощный алкокульт явился в Россию в самый тяжелый для нашего кинематографа период - в 1995 году. До сих пор перед глазами стоит чудное воспоминание: на Горбушку явился один из друзей, достал внушительных габаритов ящик видеокассет с «Особенностями национальной охоты» (купленным на личные сбережения!), и принялся раздавать их налево и направо с хмельным криком: «Смотрите, дураки! За этим фильмом будущее! Ничего такого вы не видели, и никогда больше не увидите!».
Так что все фильмы до, во время, после «Особенностей национальной охоты» - будь они наши или буржуйские - волей-неволей приходится сравнивать с этой картиной Рогожкина. Предметов для сравнений, скажем честно, немного.
В прошлом году, например, отличились ирландцы - рано или поздно это должно было случиться. В картине «Грэбберсы» пришельцы высаживаются на ирландском островке, и пока трупы множатся, местные жители вычисляют, что единственный способ выжить - нажраться и не просыхать, тогда кровожадные твари тебя не точно тронут. Дальнейшее ты и сам способен себе представить. Это же Ирландия!
Вот с Америкой все сложно - такое ощущение, что на большом экране наркотики давно победили алкоголь. Конечно, изрядная доля классического репертуара Голливуда выстроена на алкогольной теме. В первую очередь вспоминается завоеватель «Оскара» за 1945 год «Потерянный уикенд» о четырехдневном запое конченого алкоголика, и так же богатая на «Оскары» драма 1966 года «Кто боится Вирджинии Вульф» о пьяных свирепых междоусобицах американской интеллигенции.
Как несложно заметить, алкоголь в этих картинах фигурирует как сугубо негативный, лишенный малейшей романтической ауры персонаж. В добром раздолбайском ключе его можно встретить в именитых комедиях вроде «Зверинца» (1978) или «Мальчишника в Вегасе» (2009) - но там выпивка мелькает в кадре как неизбежный антураж, не более того. Да и сюжет не допускает полного погружения зрителя в выпивку.
Если тебе требуется меньше мозга, больше пива и веселого угара, то ближе всего к таковым чаяниям приближается комедия «Пивной бум» (2006) - о том, как прожжённые американские забулдыги едут в Германию тягаться с местными алкоголиками в искусстве поглощения хмельных океанов. Это своего рода «Тупой и еще тупее» для пьяниц… в хорошем смысла слова.
Самый хардкорный алкофильм Америки, возможно, «Пьянь» (1987) с Микки Рурком в главной роли по сценарию Чарльза Буковски (достойным сопровождением к фильму станет столь же безалаберная и душевная одновременно книга Буковского «Голливуд», изданная два года спустя). Этот фильм - сугубо штучный продукт, не факт даже, что можно вспомнить какой-то подобающий русский аналог.
Наконец, давай посмотрим прямо в лицо фильму, который в настоящий момент идет в российском прокате - и без особого успеха. Это «Армагеддец» с Саймоном Пеггом и Ником Фростом - квинтэссенция английского пивного дебоша, настоящий фильм-попойка. Такое ощущение, будто Эдгар Райт (режиссер и автор сценария) решил, что называется, закрыть тему. Чтобы после выхода фильма «Армагеддец» в прокат никто в Британии и покушаться больше не посмел на священную алкогольную тематику. И эму это, клянусь Бахусом, удалось.
В крохотных промежутках между бесконечными пинтами пива Райту и Пеггу удалось донести до зрителя вполне себе трезвые наблюдения и месседжи - начиная с темы деградации и увядания национального местечкового колорита, и кончая бездушным вероломством корпоративной этики. Но что делает «Армагеддец» настоящим побратимом «Особенностей национальной охоты» - так это щемящая ностальгия по тем старым милым временам, когда культура пития и развлечений имела особое наполнение и казалась чем-то невероятно важным, почти сакральным для твоей жизни. В «Особенностях» эту генеральную линию продвигал финн, рисовавший мысленные картины старой русской охоты, если ты помнишь.
На этом пора заканчивать беседу, оставлять чаевые официанту и покидать паб. Вдогонку только тебе сообщу, что если соберешься-таки на «Армагеддец», внимательно читай названия всех кабаков - все они так или иначе связаны с сюжетом. Где они встретят сестру одного из друзей? В трактире «Старый знакомый». Что будет в баре «Знаменитый петух»? А вот и не скажу, и не уговаривай. Ну разве что если угостишь за свой счет.