(чтобы увидеть содержание дисков - кликни обложку)
Сегодня, 11 июня 2020 года, фирма Old Records выпустила в свет еще один сборник песен Булата Окуджавы. В нем представлены записи, сделанные в студии МХАТ, в период с октября 1984 года по ноябрь 1986. Всего было 19 студийных сессий, во время которых Окуджавa записал 135 песен и 17 стихотворений. Это самая большая студийная работа Окуджавы, по количеству записей многократно превосходящая его записи в других студиях.
Записи делались для архива Московского КСП по инициативе его руководителей: Аркадия Гербовицкого, Игоря Каримова, Бориса Лысенко и Андрея Крылова. Последний стал продюсером проекта. Основной целью проекта была запись всех песен Булата Окуджавы в одной студии, с единой акустикой, включая его старые песни, многие из которых никогда в студии не записывались и существовали только на любительских записях невысокого качества. Незадолго до этого МХАТ приобрел современную студию звукозаписи, которой заведовал известный звукорежиссер Александр Самовер.
По желанию Булата Шалвовича в записи песен принимал участие еще один аккомпаниатор. В основном это был профессиональный гитарист Михаил Виноградов, в некоторых песнях аккомпанировали Сергей Никитин, Александр Васин, а также сын Булата Окуджавы - Антон. Подробная история этих записей описана в одной из глав книги Андрея Крылова «
Мои воспоминания о Мастере или Как я стал агентом КГБ».
Записи делались в первую очередь для архива, поэтому в некоторых песнях прозвучали куплеты, которые Окуджава обычно не исполнял; в других песнях он спел несколько разных вариантов стихов. Благодаря высококачественной аппаратуре и профессионализму звукорежиссера, записи прекрасно сохранили голос Окуджавы, его интонации, акценты, другие детали исполнения. Заметим, что звучание песен несколько отличается от того, как Окуджава пел их в молодости, хотя неповторимая Окуджавская интонация осталась неизменной.
После смерти Александра Самовера магнитофонные ленты сохранила его дочь Ольга. Судьба записей была весьма непростой, несколько раз им грозило уничтожение. И хотя, в соответствии с максимой Михаила Булгакова, записи дошли до нас в целости и сохранности, я отношу сей факт скорее к чуду, чем к чему-то неизбежному.
Поскольку при записи не ставилась задача подготовить фонограммы к изданию - это потребовало бы гораздо большего времени, - они получились достаточно «сырыми» и требовали серьезной работы. Несмотря на опыт, который я приобрел во время издания сборника «Все песни Булата Окуджавы» (туда вошла часть записей студии МХАТ), работа над подготовкой полного издания была очень сложной и заняла около года. А в целом путь этих записей к слушателю занял 35 лет. Это их первая полная публикация.
На компакт-дисках песни расположены в хронологическом порядке: по годам их написания. Датировка базируется на публикациях Игоря Зимина, статьях Владимира Фрумкина и Светланы Бойко.
В заключении я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в издании: музыкальных редакторов Евгению Азимову и Александра Галкина, художника Марину Ленскую, консультанта Марта Абрамзона, музыкального консультанта Александра Костромина, архивиста Петра Трубецкого, а также сотрудников фирмы, где были напечатаны компакт-диски.
Продюсер издания, звукорежиссер Михаил Дайчман
Контакты