Пограничник, ставший профессором (часть четвёртая)

Apr 02, 2021 13:29

Что касается ремонта и переоборудования, вскоре после докования в Корсакове зам. по флоту передал мне выглядевшее вполне приемлемым предложение китайской верфи. Надо сказать, в Китае вполне быстро и качественно выполняли корпусные работы, которых, несмотря на нашу уверенность в хорошей сохранности корпуса судна, при дефектовке набралось изрядно. А что касается более тонкого ремонта, бригады механиков-дизелистов приезжали в Китай трудиться прямиком из Владивостока - с российских заводов, на которых самих ничего нельзя было отремонтировать в те годы, не переплатив втридорога и не наняв десяток охранников, чтобы с судна не растащили последнее, в том числе и те, кому будет поручено его ремонтировать. Поэтому, искренне перекрестившись (как может только истинный атеист), в начале февраля 2005 года я дал добро на выход судна в Китай. Зимним утром судно отряхнуло с бортов снежок и двинулось наискосок через залив Анива и дальше в Японское море, а там и в город-порт Дальний (Далянь). А зам полетел курировать ход ремонта и превращения купленного «легкораненого» судна в боевой рыбацкий пароход.
[На фото: На выход из порта Корсаков в зимнее Охотское море. Это фото сделано месяцем позднее из рулевой рубки НИС «Дмитрий Песков», но из рубки НИС «Профессор Пробатов» картинка в феврале выглядела сходно]



Одна закавыка в сделанном выборе на месте обнаружилась практически сразу. Док, в котором предстояло поднимать из воды наше судно на китайском заводе, оказался не плавучим сооружением, а капитальным, выложенным строительным камнем на берегу. Соответственно, судно могло в него зайти и выйти только по очень высокому приливу, случающемуся не чаще раза в месяц. И ремонт поэтому мог продолжаться только время, близкое к целому количеству месяцев, а любая проволочка могла обернуться дополнительным простоем длиной в 30 дней с соответствующей платой за аренду этого уникального сооружения. А с деньгами в институтской казне начинался совсем швах. Соответственно, в своём ЖЖ я в тот месяц разместил придуманную, но такую выстраданную шутку: «В связи с резким ухудшением финансирования, в институт философии срочно требуется на должность бухгалтера-материалиста бухгалтер-циник».
[На фото: НИС «Профессор Пробатов» поднят в сухопутный док для ремонта]


Между тем, в феврале состоялась очередная отчетная сессия и совет директоров ассоциации НТО «ТИНРО», на котором мы обычно делили квоты ресурсного обеспечения исследований. Я представил коллегам короткую презентацию о нашем новом судне, напирая на выполнение с его борта двух донных траловых съемок - на Северных Курилах и вдоль восточного побережья Сахалина с освоением выделенных ресурсов, для чего предложил минтай Восточно-Сахалинской подзоны отдать нашему институту полностью, а Северо-Курильской зоны - в размере 80%. Также выразил пожелание передать нам все квоты терпуга у северных Курильских островов. В относительно благополучные в части финансирования первые годы 21-ого века СахНИРО получал до 1350 тонн (75,0% от общего объема научной квоты) минтая в Северо-Курильской зоне и 1200 т (34,3% от квоты) терпуга. По мере ухудшения финансирования, снижения объема научных квот и роста конкуренции со стороны ТИНРО-Центра, КамчатНИРО и ВНИРО, эта доля уменьшалась и упала до 200 т (11,0%) минтая и 525 т терпуга. И в этот раз споры над планами расстановки флота были достаточно ожесточенными. Но в итоге коллеги все же слегка «подвинулись», дав возможность нашему новому судну проявить себя в деле. Возможно, сыграло роль обстоятельство, что «хозяевами», принимающими сессию, в этот раз были мы - СахНИРО. И организовали мероприятие достойно при помощи поддерживающих нас рыбопромышленников.
[На фото: Директора / зам. директора дальневосточных институтов с поддерживающими и сочувствующими на выездной сессии в Южно-Сахалинске после выезда «на природу» в посёлок Охотское. В составе директоров по сравнению с 2003 годом (см. часть первую истории) - только две замены]


Ново-крещёный «Профессор Пробатов» благополучно добрался до судоремонтного завода и по высокой воде был поднят в док. Расчет времени ремонта составил чуть больше двух месяцев, чтобы 11-ого апреля по высокому приливу судно смогло выйти из дока, предъявиться инспектору Российского регистра судоходства и, забункеровавшись топливом, в двадцатых числах отбыть в сторону родного острова. Никакого «левого» народа мы в ремонты не катали, взяли в состав экипажа побольше опытных матросов, чтобы часть ремонтных работ выполнять своими силами.
[На фото: члены команды счищают старую краску с надстройки судна до металла. Затем металл покрывают суриком (цвета от алого до темно-бордового) для защиты от коррозии, а по высохшему сурику уже красят в основной цвет]


Была при прежней дирекции такая традиция - катать в ремонт с соответствующими зарубежными командировочными главного экономиста, который если о чём и договаривался, то только о том, чтобы перекачать 10-15% стоимости ремонта в собственный карман. Я же в первый судовой ремонт во время работы на директорской должности вообще сделал неожиданный финт - послал курировать ремонт не одного из членов дирекции, а зав. лабораторией, которая потом эксплуатировала судно в рейсе. Надо ли говорить, что это был самый тщательный, дисциплинированный и недорогой ремонт за весь период моей работы, а зав. лаб. после него был назначен заместителем. Зам. по флоту тогда перетерпел, однажды только высказав, что недоверие его обижает. А главный экономист от обиды слетел с катушек и вскоре в сильном подпитии кричал во дворе института, что планировал «проворачивать с новым директором дела, а он оказался пацаном». Водка сгубила его окончательно - в следующей московской командировке он явился перед светлые очи начальства в состоянии не вязания лыка, потерял документы, включая собственный паспорт. Настойчивая рекомендация сменить главного экономиста последовала незамедлительно.
[На фото: китайские судоремонтники исследуют извлечённый гребной вал СРТМ. В оранжевом комбинезоне, по-видимому, инженер. Можно заметить, что в Китае уже в 2005 году некоторые носят маски от COVID-19]


Среди направленных в ремонт матросов тоже оказались слабые личности. Понятно, что на борту судна в ремонте действовал строгий «сухой закон». Этим стали пользоваться местные женщины, заманивая морально неустойчивых моряков в свои сети. Самые податливые завели себе, по сути, китайские семьи, куда уходили ночевать вместо тесных пароходских кают.  Зам. по флоту через месяц ремонта попросил ещё народа подослать, потому что числящихся в судовой роли из китайских кварталов на работу не вытянешь. А надо сказать, китайская гаоляновая водка - штука для российского человека, как в той поговорке, «что китайцу хорошо, то русскому - смерть». С первых лет работы на флоте наслушался про неё столько страшных историй, что попробовал только в 2007 г., да и то глотнув по ошибке. Сказывали, что мозги у русского человека от неё сразу же сдвигаются набекрень, и человек себя не контролирует.
[На фото: большой кусок правого борта, видимо, пострадавший в швартовых операциях и утративший надёжность, пришлось заменить полностью]


Хотя в целом команда на наших судах была умелая и надёжная, да и вести себя умели, и в разговоре, и в праздновании. Вспомнилось, когда праздновали в 2002 году 70-летний юбилей института, приехавший коллега из дирекции владивостокского ТИНРО спросил меня об одном мужчине в костюме, рассуждавшем об изменениях климата: «А это кто, из ИМГиГа что ли кто-то подошёл?» (ИМГиГ - академический институт морской геологии и геофизики, квартирующий в Южно-Сахалинске». Ответ поразил его до глубины души, и он вспоминал его ещё несколько раз позже - Ну надо же, моряк с «Пескова»! Видимо, такого же видного нашего маримана отхватившая его китаянка отпустила на судно только перед самым отходом в море. Думали уже без него уходить. 
[На фото: матрос НИС «Дмитрий Песков» на праздновании юбилея института в Сахалинском театре имени А.П. Чехова, 2002 год]


В ремонт мы из института слали все, что могли - и деньги, и запчасти. Прибыла морем и была удачно установлена рыбообрабатывающая машина. Одну из запчастей для главного двигателя удалось найти на Сахалине в партнерской компании и выпросить в долг с оплатой осенью, как думалось, из первых заработанных судном денег. Правда, дали железяку не просто так. Взамен попросили помочь с выделением квоты на вылов лосося. Предприятие в декабре прошлого года выделилось из другого, довольно крупного, у которого три промысловых участка, история по вылову, суда.  Один промысловый участок и один пароходик был выделен в отделившееся предприятие. А вот истории по промыслу у них - ноль.  Соответственно, при расчете квот на 2005-ый год (он производится по прецеденту) им круглый ноль и достался. Но выделившейся компанией рулили сахалинцы, а прежней - жители «центрального региона». Так что можно было рассчитывать на патриотические чувства руководства области, и я согласился пролоббировать.
[На фото: Сахалинский пейзаж конца августа. Улов горбуши и кеты, привезённый самоходной баржей из ловушек ставного невода, каплёром перегружают в грузовик для доставки в цех на переработку, восточная часть залива Анива у реки Островка]


И вот сидим мы тесным кругом на заседании комиссии, слушаем вопрос по этой компании. Доложил исполнитель расчета квот, что по формальным признакам - никак. Его начальник выступил о том, что расчеты проведены в соответствии с местными законами и распоряжениями. Председательствующий выступил, сказал, что нужно бы помочь как-то, поскольку люди свои, сахалинские и авторитетные. Только я рот открыл, потому как наступил наилучший момент присоединиться к обсуждению… Как вскакивает приглашенный представитель этой компании и начинает, размахивая руками, выступать: И в расчетах все неправильно! И расчетчиками все это сделано нарочно (с намеком на полученные ими взятки)! И промысловый участок у них хотят отнять, чтобы передать другим, «приближенным» компаниям! И что в прокуратуре он еще разберется, и что все документы у него есть. 
[На фото: Заседание Комиссии по (коротко) анадромным видам рыб. Фото 2015 года, более раннее найти не удалось, но действующие лица еще те же. СахНИРО представляет ВРИО директора]


Немая сцена. Я потом все же выступил и сказал примерно то, что собирался, но с дополнением. «После выступления уважаемого Имярека закралось у меня сомнение. Потому как древние говорили: «Юпитер, ты гневаешься, следовательно, ты не прав! Поэтому не могу настойчиво рекомендовать указанную компанию к наделению квотами, хотя первоначально казалось, что основания есть. Пусть другие выскажутся». Другие вяло высказались, за исключением обвиненных расчетчика с его начальником, которые «рвались с поводка» смешать выступившего с субстратом, но председательствующий слова им не дал. Решили, в конце концов, от нашего сборища письмо в отделившую компанию написать - с предложением разделить историю, наделить долей новое предприятие. Но это уже по статусу как рекомендация… Кто ее послушает, когда дело о деньгах идет. Вышли мы в коридор, тут меня этот «лоббированный» за пуговицу ухватил, хотел продолжить пар на меня выпускать. А я ему без обиняков так сказал: «Ты посчитал, что вспыхнешь и всем осветишь, а на деле лопнул и всех забрызгал. Если это и была твоя цель, то ты ее добился. Но зачем тогда было о деле договариваться - шел бы вон к пикетирующим эвенкам и выступал с ними перед зданием администрации». Нет, правда, обидно было, когда все уже само собой решалось, он влез и все развалил. А запчасти мы им все равно раньше осени не оплатили, просто не из чего было.
[На фото: Обновленный НИС «Профессор Пробатов» на слипе судоремонтного завода в апреле 2005 года]


Продолжение следует
Previous post Next post
Up