Отпуск 2020, день второй

Jul 27, 2020 23:42

По плану второго дня, наш маршрут пролегал на север от места ночёвки - к водопадам Доусон и Хелмкен на реке Мёртл, несущей воды из одноименного озера в реку Чистоводную. Подумалось, что вряд ли она зазывается в честь плаксы Миртл, той столько не наплакать. Мёртл - самый крупный приток Чистоводной, соответственно, и водопады не маленькие. Хелмкен - третий по высоте в Канаде, а полукруглый Доусон из-за соотношения высоты и ширины туристы называют «маленькой Ниагарой». Правда, в отличие от Ниагарского водопада, поток воды в Доусоне не обрывается прямо в чашу, а скользит по уступу примерно на первой трети его высоты, особенно хорошо выраженном у левого берега реки, с которого мы и обозревали водопад.
Фото: Водопад Доусон, вид с верхней части каньона, недалеко от парковки



От парковки к водопаду идти всего около 300 метров, и дальше тропы вдоль берега реки нет. Мы поснимали виды водопада, а ещё засняли короткое забавное видео с веткой кустарника, гребущей против течения: струя воды отклоняет ветку вниз, потом она упруго разгибается и перелатает поток, чтобы погрузиться в него снова, и так до бесконечности. Это видео можно увидеть на https://youtu.be/5r_x39S1lPA
Фото: Водопад Доусон, вид сверху


Возле водопада встречаем ещё одну группу туристов, обмениваемся камерами для групповых снимков. Вспомнилась вчерашняя встреча у водопада Маул, когда после короткого знакомства с другой парой посетителей мужчина впал в кратковременный ступор и сказал, что в первый раз в жизни видит русских. Я не нашелся, что сказать оригинального, только пошутил, что водопад снизу все-таки выглядит более необычно, чем пара русских (мы встретились на верхней площадке).
Дальше отправляемся к величественному водопаду Хелмкен. Как и положено всяким «величествам», дорога проложена непосредственно к смотровой площадке над ним, а мест на парковке достаточно. Водопад действительно очень высокий и входит в кадр только если камеру повернуть набок. А ещё у него в нижней чащи симпатичный разветвленный перелив из чаши в чашу. Вода зелёная, почти изумрудная, хотя в водопаде, конечно, белая от пены.
Фото: Водопад Хелмкен на реке Мёртл с северной стороны


Я пытался рассмотреть места подхода к водопаду с южной стороны, так как туда тоже ведёт тропа, и мы собираемся по неё пройтись в четвёртый день отпуска. Но падающий поток разбивается на мириады капель, которые парят над чашей, поднимаясь на всю высоту водопада, и, кроме деревьев у края каньона, никаких искусственных сооружений или просто следов человека отсюда не видно.
Высокие стены каньона реки Мёртл выглядят сложенными из отдельных блоков. Как поясняет наглядная агитация у платформы для наблюдения, виной тому просачивание вулканической лавы через слои породы, формирующей своеобразную структуру вроде слоеного пирога. А там уже эти слои трескались, постепенно выкрашивались, образуя насыпи у подножия стен каньона.
Фото: Стена каньона реки Мёртл ниже водопада Хелмкен


Мы решили пройтись вдоль края каньона по узкой тропе, ведущей, как обозначено на небольшой табличке у её начала в ущелье Гатлинг. Не совсем, конечно, по самому краю. Здесь хватает крестов, установленных в местах, где кто-то неосторожно ступил на край, собираясь сделать исключительный снимок, или решил, что ему хватит сил бороться с потоком. Работники парта эти знаки не убирают, поскольку что ещё может лучше предупредить об опасности новых посетителей. К сожалению, на взятой нами с собой карте тропа не обозначена, и мы шли по ней, не представляя, на сколько километров она протянется и куда приведёт. Только на ранчо, раскрыв купленную накануне книгу, я узнал, что по ней можно спуститься прямо к реке Чистоводной и обозреть, как она протискивается в узкое ущелье. Но длина тропы по мокрому глинистому склону - 4 км, к тому же начал срываться дождик, и мы, дойдя до места, где тропа круто поворачивает на север и идет вниз, повернули назад. С этого места было хорошо видно место слияния Чистоводной и Мёртл. Также из книги я узнал, что перелив в нижней части Хелмкена считается отдельным водопадом и носит имя Ли.
Фото: Водопад Ли крупным планом


Мы вернулись на основную дорогу, быстро превратившуюся в грунтовую, и поехали дальше на север, намереваясь посетить минеральные источники у заброшенной фермы мистера Рэя (и его семейства). Это также популярное туристическое место, поэтому тропа к нему проложена вытянутым овалом - можно пройти вдоль озера Алисы и выйти к источнику, а потом пройти мимо остатков строений фермы, а можно и навстречу. Я выбрал путь вдоль озера, так как задняя мысль посмотреть, нельзя ли в нем половить рыбу, присутствовала. Увы, берега озера столь густо заросли кустарником, что подход к воде обнаружился только в одном месте, а из фауны встретилась только канадская дикуша (мелкий тетерев), испуганно упорхнувшая на дерево. Следы пребывания оленей валялись на тропе повсеместно, но оленя мы встретили позднее, только одного, мирно пасущегося у дороги.
Фото: Вид на озеро Алисы.


Как только тропа отвернула от озера, и мы уже стали предвкушать встречу с прекрасным источником минеральной воды, путь преградила затопленная ложбина. Предлагалось разуться и прошлепать метров тридцать по жидкой грязи. Комары приготовились наблюдать за этой переправой, усиленно порхая над головами и сужая круги. Такая перспектива нам не понравилась, и мы после недолгих сомнений повернули назад. Прошлись еще пару сот метров по ответвлению тропы, посмотреть, куда ведет оно, но снова вернулись, когда поняли, что оно выходит к шоссе, только севернее от парковки. Поэтому пришлось считать мостки, проброшенные через ручьи, впадающие в озеро Алисы, в обратном порядке.
От парковки к заброшенной ферме было совсем близко, не более пятисот метров. Здесь же оказался и небольшой выход на поверхность минеральных вод, по цвету понятно, что железистых. Но если основной источник, к которому мы так и не дошли, по форме напоминал гипертрофированный муравейник из-за годами откладывающихся солей, то здесь минеральные воды терялись в глине припойменного луга.
На фото: вод так здесь выглядит источник минеральной воды


Мы распрощались с развалинами и двинули ещё дальше на север - смотреть несколько невысоких водопадов в русле самой реки Чистоводной. Первому из них даже гордое имя водопада не присвоено - он называется chute («шют»), что означает «стремнина». Назван этот Бейлиз шют не в честь сладкого ликера, а по фамилии инженера, который прибыл в эту местность с заданием строить мосты через Чистоводную. Но поскольку мост через неё существует только один - уже в одноименном посёлке, а инженер Бейли в тридцать лет трагически утонул при переправе через реку, то, видимо, в строительстве он не преуспел.
На фото: живописная стремнина Бейлиз шют


От стремнины тропа уходит еще на 3,5 км вдоль реки к двум водопадам под названием Маркус и Майянз. Первый из них назван в честь геодезиста Маркуса Смита, работавшего на прокладке железной дороги (надеюсь, он не утонул в этом водопаде), а вот второй - редкий не «именной». Его название - упрощенное от латинского названия Maianthemum, под которым скрывается в том числе и наш майник двулистный (только у канадского вида на один ряд листьев больше, поэтому он, соответственно, трехлистный). Возвращаясь назад, можно сделать петлю и пройти по берегу Западного озера, в котором, как утверждает путеводитель, можно рыбачить. Но уходящий наверх поворот тропы выглядит таким разбитым и грязным, что мы решили порыбачить где-нибудь ещё. Тем более впереди на нашем пути лежало само огромное озеро под названием… конечно же, Чистоводное. Изыски в названиях местным географам были чужды.
На фото: оставшаяся неизведанной тропа к Западному озеру


Водопад Маркус невысок, даже в маловодный период высота едва достигает пяти метров. Сейчас и подавно рельеф водопада заглажен полноводным потоком. Но ближе к западному берегу водопад обтекает небольшой скалистый островок, что придает ему неповторимый шарм. 
На фото: водопад Маркус


По пути к водопаду Майянз мы встретили пару возвращавшихся туристов. Мужчина скептически поздравил нас с тем, что через 500 метров мы сможем добавить в свой список посещений ещё два водопада. Видимо, он имел в виду Маркус и Майянз, но чувствовалось, что турист разочарован зрелищем, ради которого пришлось заложить петлю в семь с лишним километров от парковки. Мы же нисколько не расстроились. Во-первых, прямо у тропы мы «подмели» себе на ужин отличный подосиновик, а во-вторых, ниже водопада Майянз на нашем берегу реки оказался чудесный галечный пляж, который тоже называется совершенно прямолинейно Shingle Beach («галечный пляж»). Галька здесь - разноцветные жестко обкатанные шарики, много белого кварца красивых оттенков. Мы не удержались утащить с собой несколько кварцевых окатышей на память. Сам же Майянз - три метра в межень и едва ли больше метра в половодье.
На фото: Галечный пляж на реке Чистоводной


Мы вернулись по тропе «след в след», посидели ещё минут десять у впечатляющей стремнины Бейлиз. К сожалению, фото не вполне передаёт её буйный характер. А к концу августа народ приезжает сюда смотреть, как стремнину преодолевает, высоко прыгая, возвращающаяся на нерест чавыча. Вернулись в машину и скоро достигли крайней северной точки нашего путешествия - южной оконечности огромного озера. Накрапывал дождик. Я вышел на пирс, с которого вполне можно было бы спустить лодку и отгрести от истока реки, чтобы не унесло в водопады. Но смысл?! Понятно, что при таком разливе рыба держится в одной ей известных тайных местах, до которых, скорее всего, не догрести веслами. Хотя любимая была готова подождать меня час-полтора в машине, пока я достаточно промокну в своей лодке, я не стал её распаковывать. Из этого времени с полчаса уйдет на сборку-разборку, да и очевидно, что усилия что-нибудь поймать будут тщетными. Поэтому мы поехали на кемпграунд искать последний запланированный на сегодня водопад Osprey имени речного ястреба - скопы. Кстати, гнездо скопы мы заметили на противоположном берегу на подходе к водопаду Майянз, но птица не захотела позировать.
На фото: водопад Майянз


Прошлись мимо кафешки, в которой нечем было порадовать уставших мокнущих туристов (в пределах провинциального парка запрет на алкоголь). Судя по карте, водопад должен быть виден отсюда, но вместо него на краю убегающей реки виднелась только какая-то дымка. Мы двинулись вниз по течению мимо мест для установки палаток, но водопада не было видно и, что удивительно, слышно.
На фото: кафе у кэмпграунда


На наше счастье, нам встретилась работница парка, проезжающая через территорию на огромном проходимом «траке». Я спросил, правильно ли мы идём к водопаду Оспрей, и получил ответ, что водопад - прямо за нашими спинами. Да, сейчас он скрыт под водой, но когда воды мало, его перелив достигает двух метров и он выглядит очень симпатично, потому как очень широкий.
На фото: водопад Оспрей, вернее, место, где он должен быть


Мы медленно двинулись в обратный путь. Поскольку времени до темноты было ещё вдоволь, прогулялись пару километров (в оба конца) до места, где река сильно разливается, упираясь в выступающий язык застывшей лавы, и формирует выраженный круговорот шириной до 100 метров имени Джека Норманна, одного из первых поселенцев. Были вознаграждены вторым подосиновиком на ужин, но у самого водоворота встретили ещё один памятный знак в память унесенного этими водами, так что день закончился на грустной ноте.
На фото: полноводный водоворот Норманна


Через час прибыли на ранчо, любимая быстро приготовила ужин, а я добыл у хозяев две бутылки пива, которого почему-то неимоверно захотелось под моросящим большую часть дня дождем. Ужин прошёл с видом на луг, на котором мирно паслись две лошадки. 
Previous post Next post
Up