Заложенные в Ялте и закреплённые в Потсдаме решения о будущем Европы и мира создали надёжную архитектуру, построенную на балансе влияния ведущих мировых держав. Крымская конференция союзников по антигитлеровской коалиции проходила на фоне триумфальных успехов Красной армии и близящейся Победы. Однако уже в феврале 1945 года обнаружились трещины, которые раскололи фундамент сотрудничества между странами-победителями. Сегодня каждый пункт и едва ли не каждая фраза в переговорах «большой тройки» наполняется новым смыслом. Он обогащён драматическим опытом последних десятилетий: крушением Ялтинской системы, Восточного блока, структуры европейской безопасности и, наконец, СССР. И всё же - история не закончилась, а поэтому Россия обречена на продолжение своей исторической роли…
Решения Ялтинской конференции предопределили послевоенный облик Европы и мира почти на 50 лет, вплоть до крушения социалистической системы. Сохраняют они юридическую силу и по сей день, хотя со стороны западных стран все активнее попытки отбросить их и окончательно разрушить Ялтинско-Потсдамскую систему мироустройства (система международных отношений), которая стала распадаться после крушения в 1991 году СССР.
Извращение, а порой и прямая фальсификация истории продиктованы политической задачей - подменить значение и смысл Второй мировой войны. Будто бы жертвенная борьба шла не за историческое существование целых народов, а исключительно за торжество «американской демократии». В рамках такой концепции истории XX столетия необходимо объявление возникшей по итогам Ялтинской конференции системы международных отношений сначала «устаревшим реликтом доктрины баланса сил». А затем - «итогом борьбы равно отвратительных тоталитарных режимов», с которым Запад вынужден был временно смириться, чтобы сначала разгромить одного, а потом в течение полувека ослаблять и разрушать другого.
Собственно говоря, именно такие слова однажды сорвались с уст президента США Джорджа Буша на праздновании приглашения Литвы в НАТО: «Мы знали, что произвольные границы, начертанные диктаторами, будут стерты, и эти границы исчезли. Больше не будет ни Мюнхена, ни Ялты». В этом высказывании - квинтэссенция атлантической геополитики в Старом Свете на протяжении всего XX столетия. В устах американского президента формула «ни Мюнхена, ни Ялты» буквально означает: «Восточная Европа не будет отныне сферой влияния Германии или России - она будет сферой влияния США».
Симптоматично, что пытаются переоценивать и развенчивать именно те итоги Ялты, которые были в пользу СССР, - итоги, оплаченные жертвенной борьбой с гитлеровской агрессией. А ведь без нашей Победы не было бы ни демократии в Европе, ни самого Европейского союза. Многие восточноевропейские народы вообще превратились бы в материал для чужого проекта без языка и культуры.
Разве сегодня мир не стоит перед глобальными вызовами? Да, они иные, но не менее драматичные, а главное - трудно предотвратимые. Очевидно, что сам тип международных подходов начала XXI века, а не только отношения между Россией и США нуждаются в широко разрекламированной «перезагрузке». Но перезагрузка может и должна означать зрелую сдержанность и способность к политике, ориентированной на принципиально новое будущее. России вряд ли удастся найти устойчивое равновесие между традиционным евро-атлантическим центром силы, обретающим серьезнейшую роль исламом, а также стремительно модернизирующимся и обладающим ядерным оружием густонаселенным Китаем, без осознания сути явлений и понимания необходимости восстановления национально-государственной воли и геополитической миссии России.
Сегодня Ялтинско-Потсдамская система мироустройства находится под вопросом, в том числе роль ООН. Для СССР и России ялтинская система, даже в тех жалких остатках, какие сохранились теперь - право вето в ООН, сохраняемый принцип нерушимости послевоенных границ, - исключительная ценность. И если разрушение ялтинской системы дойдет до логического конца, то положение нашей страны в мире будет довольно неуютным.
Нет, не отличий, найдите десять совпадений геополитической ситуации сегодняшнего мира...