ЭкономикаАрктическая лихорадка
03 августа 19:31
Павел Вершинин
Либерал-монетаристы торопятся отдать на откуп иностранному капиталу шельфовые месторождения углеводородов.
Фото с сайта rosneft.ru.
Либеральный блок российского истеблишмента решил переиграть правила, установленные в ТЭКе вокруг арктического шельфа. По введённым ещё в 2006 году ограничениям, право на разведку и добычу шельфовой нефти в Северном Ледовитом океане принадлежит исключительно госкомпаниям, обладающим пятилетним опытом подобных работ, то есть «Роснефти» и «Газпрому». Это объясняется стратегическим характером арктических месторождений: по некоторым подсчётам, в них сосредоточена четверть всех запасов «чёрного золота» в мире. Очевидно, впускать абы кого в эти «закрома» у государства нет резона. Однако радикал-монетаристы считают иначе - и готовятся передать северный шельф напрямую в руки не только «частников», но и иностранцев.
Сейчас либеральная пресса взахлёб рассказывает о том, как 2 августа на заседании правительства РФ была отправлена на доработку программа освоения континентального шельфа до 2030 года. Основную претензию к документу «Ведомости»
формулируют так: «Отсутствие достаточных стимулов для частных компаний работать на шельфе». Причём «вариант контролируемого и ограниченного допуска частных компаний и иностранцев на русский шельф на тех же условиях, что «Газпром» и «Роснефть», Белый дом уже не устраивает»,
добавляет «Коммерсант».
Для чего же понадобилось зазывать на шельф новых игроков, которые будут куда меньше контролироваться со стороны власти, нежели госкомпании? Дело в том, что «сил двух компаний недостаточно для выполнения необходимых поисково-оценочных работ на шельфе, это грозит переносом сроков выполнения лицензионных обязательств»,
беспокоится «Газета.ру». Сетевое СМИ цитирует эксперта из «Сколково» Дарью Козлову: «С учётом масштаба шельфовых работ «Роснефть» может не справиться с ними даже при поддержке иностранных партнёров - Exxon, ENI и Statoil». «Это очевидно даже по постоянному затягиванию согласования условий разработки Штокмановского месторождения», - резюмирует «Коммерсант».
«Перенос сроков», «затягивание»… Откуда взялась спешка? Ответ, со ссылкой на правительственное заседание,
приводит «Независимая газета»: программа-2030 «может оказаться бесполезной, если в обозримом будущем произойдёт революция в энергетике, и тогда российское углеводородное сырьё окажется никому не нужным».
Логика, на первый взгляд, стройная. Нужно, дескать, как можно быстрее выкачать нефть и газ из арктического дна - иначе будет поздно. В условиях такой лихорадки одних госкомпаний мало, и поэтому надо отрядить на шельф «частников» и иностранцев. А поскольку те и другие неохотно идут работать на сложные северные месторождения, следует всячески их стимулировать: через всевозможные льготы и преференции.
Действительно ли дело обстоит именно так, как преподносят либералы? Разберёмся.
Начнем с упомянутых партнёров «Роснефти» по работе на российском шельфе. Как мы уже знаем, госкомпания, обвиняемая монетаристами в неповоротливости и отсутствии результата, только за последние полгода привела в Арктику трёх опытных иностранных нефтедобытчиков (и это явно не предел). Причём привела через создание совместных предприятий, в которых по две трети активов принадлежат российской стороне, то есть, в конечном счёте, государству. Чем подобный подход не устраивает либералов? Ведь резкое увеличение сил на шельфе, о котором они так мечтали, уже состоялось. Работа вот-вот закипит.
В этом уверены даже иностранцы, особенно после прихода на пост «Роснефти» Игоря Сечина, в энергичности и компетенции которого на Западе не сомневаются. Достаточно почитать восторги британской прессы вокруг перспективной сделки «Роснефти» и ВР по продаже доли последней в ТНК-ВР. К слову, ВР торопится выйти из мезальянса с AAR, совладельцем ТНК-ВР, потому, что боится опоздать в Арктику, к «Роснефти» в компаньоны по работе на шельфе, считают аналитики.
Однако либералы словно не замечают этой активности госкомпании и не испытывают никакой радости от её совместных предприятий. Не потому ли, что доли в этих СП распределены, на взгляд западников, «неправильно»? Судя по их «подвигам» в 90-е годы, монетаристов куда больше устраивает ситуация полного произвола иностранного бизнеса в российской «нефтянке». Чего стоит одно только «соглашение о разделе продукции», при котором вся прибыль от разработки наших месторождений доставалась иностранцам, а убытки ложились на плечи бюджета.
Отметим, что «Роснефть» приглашала к совместной работе на шельфе и отечественные частные компании. Однако её предложения принимались безо всякого энтузиазма. «Частники» сетовали на «высокий порог вхождения в дело» - начальных инвестиций в геологоразведку, которые отсеяли бы проходимцев. Их сетования напрасны: в таком серьёзном деле, как освоение шельфа, стране не нужны фирмы-однодневки с тысячей рублей в уставном капитале, которые нахапают кредитов под громкую сделку и сбегут через месяц.
Буквально пару месяцев назад, ссылаясь на соглашения «Роснефти» с иностранными партнёрами, об этом же
говорил и Владимир Путин. Ворота открыты для всех, кто готов вкладывать деньги и рисковать, заявил тогда президент России. «Единственное, чего бы мы не хотели, - это чтобы частные компании взяли права на эти участки шельфа, а потом перепродали эти права тому же Exxon, Chevron или кому-то ещё», - добавил тогда Путин.
Однако «частники», похоже, не услышали лидера страны. Кто-то скажет, что у частных компаний каждая копейка на счету - вот и отказались работать с «Роснефтью». Но как же они смогут добывать нефть на шельфе самостоятельно, если у них не оказалось средств даже на совместный проект с состоятельной госкомпанией? Откуда они возьмут деньги?
Впрочем, и здесь ответ лежит на поверхности. Либералы сулят «частникам» необыкновенные льготы за то, чтобы они соизволили поработать на национальном шельфе России. При этом уже сегодня, как признаётся «Коммерсант», постановлением правительства обнулена экспортная пошлина для добытых на шельфе нефти и газа, а также применяется фиксированная ставка НДПИ. Но «частникам» и этого мало. Чего ещё они хотят? Вообще не отчислять налоги за добытые в Арктике углеводороды? Однако в чём же тогда состоит интерес Российской Федерации? В том ли, чтобы частный бизнес взял с её шельфа четверть мировых запасов нефти и газа, не заплатив при этом ни копейки в бюджет?
Складывается ощущение, что западники лично заинтересованы в успехе исключительно частных нефтяных компаний России. Хотя России ли? Ведь, например, «ТНК-ВР Холдинг» мало того что на 50% принадлежит сегодня британцам, так ещё и
контролируется через
кипрский офшор. Не лучше обстоят дела и у «Лукойла», более 76% акционерного капитала которого номинально
держит ЗАО «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)», «дочка» голландского финансового конгломерата. Официальными же собственниками той и другой компании являются всем известные миллиардеры.
Спешка монетаристов по передаче российского шельфа напрямую или опосредованно в руки глобалистско-олигархического капитала объясняется успехами бизнес-дипломатии «Роснефти». Однако прямо об этом говорить им не выгодно - отсюда и блеф про то, что скоро углеводороды никому не понадобятся. То, что западники блефуют, ясно уже из полной нелогичности их действий. Коль скоро уже через восемь (!) лет нефть и газ станут никому не нужны, следовало бы действовать совершенно иначе: развивать иные виды энергетики, снижать роль углеводородов в экономике страны и т. д. Но либералы об этом даже не заикаются, их цель - поскорее «приватизировать» российский шельф, отдав его богатства за бесценок Западу.