Мы так просто расстаемся с героической памятью наших предков

May 08, 2012 15:17


Тема купли-продажи боевых наград Великой Отечественной в последнее время все чаще оказывается в центре публичных обсуждений, особенно в связи с дикими историями ограбления ветеранов и кражи у них орденов и медалей. Причем если в подавляющем большинстве случаев это действия отморозков, то в других - холодный и расчетливый заказ. Но в основном торгующиеся на рынке награды продают перекупщикам наследники героев.


Продают, естественно, не от хорошей жизни, но здесь речь не об этом. И несмотря на официальный запрет купли-продажи советских наград (это уголовно наказуемое деяние), она существует уже не один десяток лет. Поскольку все происходит подпольно, то с завидной регулярностью появляются слухи о безумных деньгах, связанных с орденами. Однако на самом деле подавляющее большинство наград героев войны в материальном смысле не стоит практически ничего. Большинство, но отнюдь не все.

Напомним: изначально советская наградная система, созданная в конце тридцатых годов, вообще не предполагала возможности такой постановки вопроса.

Ибо по статуту после смерти награжденного все его награды автоматически должны были быть возвращены в соответствующие государственные органы. В этом смысле сталинская наградная система в точности (так же как и офицерская форма) копировала царскую. Начиная с XVIII века (когда вообще оформился институт русских наград) и до середины XIX века награда, выданная из капитула российских орденов, после смерти кавалера должна была возвращаться обратно в капитул. Но со смертью Николая I это довольно жесткое правило стало соблюдаться все менее строго и в конце концов перестало соблюдаться совсем (однако каких-либо сведений о торговле "действующими" наградами в дореволюционные время, похоже, нет). Точно так же вскоре после смерти Сталина правило о возврате советских наград стало постепенно "размываться" и практически не соблюдалось до самого конца СССР. Исключение составляли только комплекты наград исторических личностей - маршалов Советского Союза, государственных деятелей, выдающихся ученых, - которые (комплекты), вроде как до сих пор целые и невредимые, лежат в музеях и госхранилищах. Словосочетание "вроде как" здесь просто необходимо поставить, потому что в "лихие девяностые" из музеев за деньги можно было вынести хоть черта в ступе.

Стакан воды

Сама же страсть к собиранию именно советских наград окончательно оформилась во второй половине семидесятых - начале восьмидесятых годов. Произошло это вовсе не у нас, а в западных странах, главным образом в США, где преимущественно ценились генеральские награды, особенно с соответствующим набором документов. Поскольку предположить в те годы, что боевой генерал или его дети могут продать награды, казалось абсурдным, то способов завладеть ими постороннему лицу было всего два, и все они являлись преступными. Первый - "втереть" наследникам в уши историю о фальшивом музее, куда, дескать, перейдет комплект наград героя. Ничего не подозревавшие наследники верили заветному слову "музей" и доверчиво выпускали из рук драгоценный (в прямом и переносном смысле) комплект наград. Иногда, впрочем, случались "неувязочки", когда семья вдруг получала письмо "из-за океана" с таким вот примерно содержанием: "купил комплект наград вашего героического папы, а одного ордена не хватает. Не изволите ли дослать?". Наследники хватались за сердце, но было уже поздно. Второй способ был значительно хуже первого - кража или ограбление. Кражи наград у ветеранов (а в то время еще были в живых многие кавалеры по-настоящему дорогих на "черном рынке" орденов) происходили под видом визита "журналистов" - сначала "интервью", потом "ой, а можно сфотографировать ваши награды?". Конечно же польщенный вниманием герой войны соглашался. "Ой, а не принесете ли стакан водички?" Пока ветеран шел на кухню и обратно, с кителя отцеплялись нужные ордена и воры ускользали, иногда даже вежливо попрощавшись с хозяином. Но самым чудовищным по своей жестокости стал случай, общественности широко не известный, ибо дело происходило в 1983 году и о таких вещах тогда газеты помалкивали. Летом того года в своей квартире в Москве в доме на Новинском бульваре были зверски убиты Герой Советского Союза (также кавалер двух орденов Ушакова I степени и Суворова I степени) вице-адмирал Георгий Никитич Холостяков и его жена. Адмиралу был 81 год, но он еще был вполне бодр и полон сил. Подонки ("работавшие" опять-таки под видом "журналистов") польстились на его бесценные во всех смыслах награды. Свои высшие флотоводческие и полководческий ордена Георгий Никитич заслужил, командуя в 1943 году Новороссийским оборонительным районом, когда фашисты рвались к нефти Баку и портам Грузии, а впоследствии - командуя победоносной Дунайской флотилией...

Следствие велось, как говорят, под прямым контролем Юрия Андропова - в то время главы государства. Через три месяца преступников поймали. Убийцу приговорили к высшей мере наказания - к расстрелу. Ордена вернули в музей. Но адмирала Георгия Холостякова было уже не вернуть...

Прошло сорок лет, и мало что изменилось в методах негодяев, грабящих ветеранов. Всем памятен случай в ноябре прошлого года, когда преступники украли китель с наградами Виктора Михайловича Лавского - легендарного штурмана, воевавшего еще в небе Испании, кавалера шести орденов Боевого Красного Знамени, отметившего незадолго до этого кошмарного "события" свое 95-летие. Это именно тот случай, когда кощунственное преступление совершается "под заказ". Дело в том, что кавалеров шести орденов Боевого Красного Знамени (а у Виктора Лавского еще и семь других боевых орденов) было всего несколько десятков (среди них, к примеру, маршал Советского Союза Константин Рокоссовский), и такой комплект (или, на сленге фалеристов, "грудь") стоит огромных денег. Из уважения к герою мы здесь не будем уточнять, сколько именно, но все же совсем не миллион долларов, как написали некоторые издания - и вовсе не за рубежом. Потому что за последние двадцать лет все награды, вывезенные нелегально из СССР, плавно и столь же нелегально возвращаются в Россию - с недавних пор именно здесь на них самые высокие цены.


"Щебень" Победы

Черных фалеристов можно разделить на две категории. Первая - это дилеры, живущие перепродажей наград, называющие юбилейные медали, которыми, как золотым панцирем, покрыты ветераны, презрительным словом "щебень" (поскольку материальная их цена не велика) и гоняющиеся исключительно за "полководцами" и "винтарями" (наиболее дорогими советскими наградами).

Вторая категория - непосредственно коллекционеры, для многих из них предметы собирания - вещи такие же святые, как и для тех, кто когда-то был ими награжден. Чужие награды для них имеют некий сакральный смысл - ну, не удалось совершить самому подвиг, так хоть прикоснуться к нему. Они "пробивают" награды (нелегальным путем выясняя, кто и за что именно получил данную награду), собирают все, что касается данной темы, - документы, фотографии кавалеров времен награждений... Отдельные энтузиасты обобщают изученный за многие годы материал и выпускают серьезные исследования.

Однако, повторимся, процесс коллекционирования советских наград находится вне закона, а сотрудники органов внутренних дел используют нужную статью УК, когда представляется случай - не преступления! - простой купли-продажи, и все в стиле нашего времени... Но в случае резонансных преступлений - ограблений, краж - оперативники работают на совесть и, надо сказать, успешно. Награды генерала Лавского нашли буквально через несколько недель.

Особенностью данной обширной темы является тот факт, что советские ордена и медали свободно продаются абсолютно во всех странах мира (кроме России и Белоруссии), включая братскую Украину и прибалтийские страны, где проживало и проживает до сих пор огромное число ветеранов. Каково старику с орденом Красной Звезды на лацкане старого пиджака видеть с десяток таких же в магазинной витрине по цене от двадцати до пятидесяти долларов за штуку? Более того, каково это зрелище ветерану-афганцу, кавалеру той же самой Красной Звезды, каких совсем немало? Именно этим моральным соображением разрушаются аргументы сторонников открытой продажи советских орденов и медалей - это оскорбляет чувства тех награжденных, что еще живы.

Аргументов этих два. Первый: разрешена же легальная торговля наградами царской России, а ведь Георгиевский крест просто так не выдавали. А только за такой же подвиг, за который во время войны вручали орден Славы - соответствующей степени, высшая из которых, 1-я степень, золотая. Как и 1-й "Георгий" (стоимость обеих наград, кстати, примерно идентична - 10 000 долларов и выше). Но время тех подвигов и тех наград давно минуло, ушли из жизни те не только награжденные, но и их потомки, поэтому кресты "остыли", стали просто историей.

Второй аргумент: ну вот же, продаются во Франции свободно ордена Почетного легиона всех степеней и военные кресты, и рядом прогуливаются кавалеры данных знаков - и ничуть их это не коробит. Здесь возразить сложнее, но все же можно попробовать. Ну, не стоят рядом орден Почетного легиона (хотя мы и относимся со всем подобающим уважением и к его кавалерам, и к Франции в целом) с орденом Отечественной войны 1-й степени, полученным в 1942 году, и с медалью "За оборону Сталинграда"! Потому что смертельный бой в разрушенном дотла городе при температуре минус тридцать градусов - это явление ирреальное. Как оценить подвиг воинов-сталинградцев?

Да очень просто. Медаль "За оборону Сталинграда" в зависимости от состояния (сохранилась ли хотя бы частично позолота, "родная" ли колодка) стоит на черном рынке от десяти до двадцати долларов максимум. А потому, что было произведено около полутора миллионов награждений участников гигантской битвы (в которой наша страна потеряла только павшими - миллион!). А у собирателей ценятся награды малого тиража. Та же ситуация и с другими святыми для русского сердца наградами - медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией", которые стоят у коллекционеров и того дешевле...

Медалям "За оборону Одессы" и "За оборону Севастополя" "повезло" в этом смысле намного больше. Героических защитников этих славных городов было совсем немного: около тридцати тысяч награжденных за оборону Одессы и пятьдесят тысяч - за Севастополь (вдумайтесь: сколько из них дошло, дожило до Победы?). В несколько раз меньше обладателей так называемого "Южного банта" - соединенных вместе медалей за Одессу, Севастополь и "За оборону Кавказа". В сопровождении полного комплекта документов такой "бант" может стоить не одну тысячу долларов, а медали по отдельности (кроме "Кавказа") - многие сотни. В связи с чем, кстати, на черном рынке фигурирует множество их подделок разного качества.

Из "победных" медалей, известных среди фалеристов как "города", ценнее всего медаль "За освобождение Белграда" - всего-то семьдесят тысяч награжденных (югославы практически сами управились), а вот тираж медали "За взятие Берлина" (при котором полегло около ста тысяч наших воинов, это в конце-то войны!) - 1 100 000 экземпляров и "котируется" дешевле "Сталинграда". Потому что за Сталинградом была еще Курская дуга, освобождение Украины, форсирование Днепра, Варшава, Кенигсберг, и кто подсчитает, сколько "сталинградцев" лежит в братских могилах... А "Берлин" - это все, конец войны. "2 мая 1945 года" - выбито на оборотной стороне этой медали.

Правда, потом была еще Прага, на оборотной стороне медали за освобождение которой выбито "9 мая 1945 года".


"Лысый на винте"

Точно так же оскорбительно и несоответственно тому, за какой подвиг вручались, котируются на черном рынке и основные, "рабочие" медали войны - "За отвагу" и "За боевые заслуги", которые и поныне, случается, продаются как лом серебра. Ценятся лишь награды первого образца - на квадратной колодке с красной ленточкой, вручавшиеся в 1941, 1942 и начале 1943 года, когда наградами никого не баловали. И все равно счет не на тысячи - на сотни долларов в зависимости от порядкового номера на медали. Тысячами, да и то в районе двух, измеряются лишь "флотские" медали - Ушакова и Нахимова. Количество награжденных ими моряков - всего лишь пятнадцать и тринадцать тысяч соответственно. Советский Военно-морской флот в годы войны действовал лишь в прибрежных морях (что отнюдь не умаляет мужества и доблести наших моряков) и по сравнению с военно-морскими флотами наших союзников - США и Великобритании - был малочисленным и на океанский простор не выходил. Но тем не менее битва на море шла не менее ожесточенная, чем на земле, вот только моряков было численно меньше. Оттого и редкость флотских медалей. Не так давно на одном из украинских фалеристических сайтов (мы уже говорили выше, что на Украине торговля советскими наградами не запрещена) за "комплект" сержанта-моряка, героя обороны Севастополя, в который входила медаль Нахимова с порядковым номером "2", просили 20 000 долларов, но никто не купил. Кризис.

А до кризиса цены на советские боевые (да и не только) награды просто неслись ввысь. Довоенный винтовой орден Ленина (так называемый "лысый на винте") выставлялся на продажу по астрономической цене 25 000 долларов. Обычные подвесные "лысые", которые лет семь-восемь назад продавались по шестьсот долларов (при этом не будем забывать, что основа ордена Ленина изготавливалась из золота высшей пробы, а сам барельеф вождя - из платины), достигали трех тысяч долларов (с документами). Но, несмотря на то что орден Ленина - высшая награда СССР, он вовсе не является редкостью. Настоящая редкость - ордена среднеазиатских и закавказских республик 20-х годов и совсем ранние винтовые ордена первых типов, которые внешне кардинально отличаются от общеизвестных в стране наград. Это ордена Трудового Красного Знамени и Ленина, первоначальный вариант которого (на сленге фалеристов - "трактор") изготовлен из серебра.

В 2006 году английский аукционный дом Sotheby's предпринял попытку выставить на торги девять советских орденов из категории раритетов. Но вовремя вмешалась Росохранкультура и вежливо, но настойчиво попросила английский аукционный дом ордена с продажи снять, и сняли...


Отдельной строкой нельзя не упомянуть орден "Победа" - высший полководческий орден, врученный за свою историю всего лишь двадцать раз семнадцати кавалерам (трое - маршалы Советского Союза Иосиф Сталин, Георгий Жуков и Александр Василевский - были удостоены ордена дважды). Все ордена советских маршалов давно (и будем надеяться - надежно) в спецхране. Но среди фалеристов уже не один десяток лет ходят "фиолетовые" разговоры о якобы имевшем место факте продажи - естественно, за рубежом - одного такого ордена то ли за один, то ли за четыре миллиона долларов. Поговаривают, что свой орден продал один из пяти иностранных его кавалеров и последний живой его кавалер - румынский король Михай I, причем почему-то непременно Рокфеллеру. Никаких подтверждений этому факту нет, восьмидесятивосьмилетний экс-король живет себе в Швейцарии вполне безбедно, был в Москве на праздновании 60-летия Победы, и Владимир Путин вручил ему тогда соответствующую юбилейную медаль. Остальные же четверо иностранцев, награжденных орденом "Победа", - это фельдмаршал Монтгомери, генерал армии США (впоследствии - президент) Дуайт Эйзенхауэр, маршал Югославии Иосип Броз Тито и маршал Польши (в период войны - главнокомандующий Войском Польским) Михал Роля-Жимерский. Скорее всего их награды вообще никогда не будут продаваться. Но все равно находятся в антикварно-фалеристическом мире люди, которые упрямо уверяют: "Да-да, орден "Победа" был-таки однажды продан и снова поступит в продажу..." Это означает - "обращайтесь ко мне". И, что интересно, с каждым годом становится все больше желающих купить за любые деньги как бы квинт-эссенцию Победы, сверкавшую на мундирах самых прославленных ее маршалов, собравших, сплавивших в высших своих орденах подвиг всех тех миллионов солдат, сражавшихся и полегших на тех фронтах, которыми они командовали, - тех, кто ценой своей жизни добыл ту самую Победу, которую вот уже точно купить нельзя. И нельзя будет никогда.

Иван Подшивалов "Известия"

барыги

Previous post Next post
Up