Dec 24, 2020 11:50
Как только начинаешь смотреть «Злые улицы», быстро становится понятно, что это - еще только проба пера. Тем не менее, Скорсезе уже явно приоткрывает нам свою творческую самобытность, рассказывая о том, что действительно знает, так как вырос он именно в такой вот мафиозно-квартальной атмосфере - и она тут же заливает пространство кадра через характерных персонажей, словечки и времяпровождение трех лоботрясов-приятелей. То они катаются на машине, то торчат постоянно в баре, то шатаются по кварталу, собирая долги с подвластных им невезучих бедолаг - а то и просто откровенно дурачатся. Есть здесь, конечно, и определенный трагизм - но по большей части преобладают юмор и свободный авторский полет. Несмотря на вынужденную изобретательность Скорсезе вследствие отсутствия денег, а, скорее - как раз благодаря ней, кино реально живет и со смелой непосредственностью ввязывается в смехотворные дрязги, растягивает и наполняет воздухом ничего не значащие эпизоды, стараясь следовать лишь стилю и логике этих парней, погруженных в страдание фигней. И, как и всегда у Мартина, действительно с блеском отыгрывает свою партию Де Ниро, изображающий обаятельного дурачка и гуляку Джонни Боя, занимающего у всех поголовно деньги, но даже и не думающего о том, чтобы париться по этому поводу и отдавать долги хоть кому-то. Но, конечно, и Кейтель чрезвычайно выразителен и имеет здесь свой собственный придурковатый лоск в попытке наслаждаться жизнью и быть одновременно прилежным наследником дядюшки-мафиози, что удается явно не слишком - но хотя бы весело и с огоньком. В общем, кино еще несколько сыроватое и местами неуклюжее, но все равно живое, искреннее - и уже по-настоящему и безусловно скорсезевское.
А вот в «Таксисте» опробованная в набросках тема достигает уже своего апогея, и реализована она, надо сказать, с блеском - подлинным и почти безукоризненным. Даже музыка, которой в кино обычно злоупотребляют, вписывается в повествование настолько органично, что, и правда, придает дополнительную силу и очарование фильму, без которых вообразить его уже никак не получается. У Бернарда Херрманна получилось прочувствовать завораживающий контраст романтики ночного Нью-Йорка и колесящего по нему героя с жестокостью, грязью и адом повседневного существования в нем, стоит лишь только приглядеться - и выйти из машины на улицу. Упоительные и убаюкивающие стоны саксофона, утопающий в неотчетливом блеске автомобильных фар, ресторанных вывесок и мелькающих поминутно светофоров город, погруженный в неспешно текущую реку ночного блаженства, мечтательности и одиночества - и грозный, нарастающий, врывающийся и взрывающий ее гул и барабанная дробь, тревожный сигнал-предупреждение для всех неправедных и неспящих в эту ночь, сигнал, зовущий смельчака на битву - со злом, скрывающимся за окнами. Блестящие и очень точные диалоги со «странностями», паузами и полубезумными-полувеселыми закидонами Де Ниро, который реально показал тут именно актерскую «игру» и максимально убедительно передал ощущение происходящего постепенно сдвига в сторону сумасшествия, самоуправства и насильного вмешательства в творящееся кругом беззаконие. Наконец, виртуозная без преувеличений операторская работа - но без какой-либо вычурности и желания просто блеснуть. В общем, в «Таксисте», по всем признакам, действительно есть ощущение чрезвычайно плотной ткани произведения, получившегося и на редкость правдивым, и тщательно продуманным - и эстетически привлекательным, конечно.
С учетом того, что сценарий этого фильма написал некий студент калифорнийского кинофакультета, нельзя сказать, что «После работы» - фильм именно Скорсезе. С другой стороны, то, как именно разыгран и подан этот сюжет говорит о том, что старина Мартин все-таки постарался и внес свою фирменную атмосферу темных и недружелюбных кварталов, из которых главный герой картины, программист Пол, никак не может выбраться до самого конца фильма. Что же касается именно сценария, то он чрезвычайно удачный и остроумный, так что здорово освежает и дополняет фильмографию режиссера «Таксиста» и «Бешеного быка». «После работы» построен по принципу ночного кошмара (вспоминаются сразу «Холодные закуски» Бертрана Блие, если кто видел) и действия сплошной полосы феноменального невезения, преследующего бедного Пола во вроде бы самой понятной и обыденной - но далеко не такой уж приятной ситуации. Познакомившись в кафе с девушкой, которая приглашает его затем наведаться к ней и ее подруге в гости, герой отправляется туда лишь затем, чтобы приятно провести вечер - но под конец фильма на него будет охотиться уже весь небольшой квартал, одержимый жаждой расправы. Черный юмор работает здесь на ура, да и вообще в кино этом масса деталей - и чувствуется, как психологически тщательно были продуманы Мартином все следующие друг за другом повороты, создающие атмосферу идиотичного безумия, доходящего уже почти до жалости в отношении главного героя - так как очень несложно почему-то вообразить и себя в ситуации похожей. В общем-то, «После работы» - наверное, одна из самых неизвестных (и нетипичных) работ Скорсезе, но именно ее я поставил бы на второе место после «Таксиста», а уже за ней тогда - «Злые улицы».
де ниро,
кино,
сша,
кейтель,
пересматривая классиков,
скорсезе,
генри размышляет о