Фильмы с Вигго Мортенсеном. «Два лика Января» и «Опасный метод»

Mar 17, 2019 14:01

Продолжаем.

Два лика Января | The Two Faces of January | Хуссейн Амини | 2013 | 5



Фильм Хуссейна Амини - типичный пример туристического кино в духе «Ночного администратора» или «Маленькой барабанщицы». Все три - из того рода банальщины, что при всей своей очевидности цепляет формой подачи. В бутылке дорогого вина, дорогом автомобиле или в пух и прах разодетой красотке всегда есть свой явный, бросающийся в глаза шик. Откровенно поверхностный, излишний, грубоватый, и всё-таки - шик. Или попсовая песня, попсовый хит. В них обязательно присутствует изюминка, крупица истинного лица музыки, скрытого под тоннами косметики из шума, слащавости и воя. Другое дело, что отыскать её не всегда хочется - да и не всегда удаётся. Если же вернуться к фильму, то за дешёвый шик и маленькую изюминку здесь отвечает красота. Красивые люди, путешествующие по красивым местам и под красивую музыку - и создающие этим не менее красивую, легкомысленно-привлекательную атмосферу. Для непривередливого эстета, нацеленного жанрово расслабиться вечерком - вариант не из худших.

В очередном опусе Патриции Хайсмит об обаятельных аферистах действуют одновременно два таких персонажа. Один из них - немолодой, но хорошо сохранившейся богач и крупный денежный воротила, обчистивший плохих парней под видом выгодного предложения и сбежавший благополучно в Европу, где показывает молодой жене памятники и шикует пятизвёздочной обслугой. Другой - молодой и харизматичный экскурсовод, заговаривающий зубы туристам и занимающийся мелкими денежными махинациями в надежде сорвать однажды настоящий и солиднейший куш. Эти трое встретятся случайно на просторах солнечной Греции, в тени древних руин и отзвуков легенд о Минотавре. И, встретившись, окажутся навечно повязанными, впутавшимися в опасную игру - выйти живым из которой удастся лишь одному.





Забавно, что языковым гением выступает здесь вовсе не Мортенсен, а Оскар Айзек, герой которого прошёл через странное и по-своему полезное детство. Дерзающая юность одного и расчётливая солидность другого гармонируют в данном случае идеально. Что особенно приятно в отношении Вигго, чья нескрываемая интеллигентность оборачивается здесь иной стороной - ничуть не менее привлекательной, учитывая амплуа жулика, оказавшегося в чём-то и благородным. Что касается упомянутого в названии двуликого Января или Януса, то он присутствует здесь в обоих. Низкая в силу привычки натура героев Айзека и Мортенсена проявит себя неоднозначно. Так как, хотя оба в бегах, борются за Кирстен Данст и пытаются подставить друг друга, ни тот, ни другой не лишены человеческих качеств, выражающихся в очевидной привязанности к женщине и противоречивой - но необоримой симпатии к оппоненту, оказывающемуся, в итоге, единственным другом и родственной душой. Из-за чего финал картины становится почти трогательным, несмотря на следование канонам и избитым жанровым клише. А всё потому, что упомянутая ранее попсовая прелесть работает здесь безотказно. И простецкая криминальная романтика, в сочетании со всем вышеназванным, становится тем необходимым минимумом, благодаря которому и драйв, и удовольствие испытать получится.

Опасный метод | A Dangerous Method | Дэвид Кроненберг | 2011 | 5



Несмотря на любопытную тему об идеологическом противостоянии Фрейда и Юнга, фильм Кроненберга вышел на удивление безликим и полным трюизмов. Полемика двух титанов психоанализа о человеческой сексуальности сводится здесь к эпистолярному обмену колкостями, ряду тривиальных замечаний об узости одного и шарлатанстве другого - и обсуждению двух случайных снов, истолкованных, как положено, по Фрейду и ставших причиной окончательного разрыва и идеологического одиночества. Основной же сюжет закручен вокруг отношений Юнга и Сабины Шпильрейн, бывшей поначалу пациенткой и психопаткой - но внёсшей в будущем свой ощутимый вклад в их общее со стариком дело. Бедной девушке нравится, когда её наказывают и хорошенько шлёпают - с чем знаменитому доктору и приходится помучиться. Равно как и со своей страстью, которую до поры до времени он честно пытается сдерживать. Жаль только, что безуспешно.



Поверхностным изяществом в воспроизведении эпохи - и столь же поверхностной демонстрацией противоречий «Опасный метод», увы, и ограничивается, навязывая взамен сексуальной тягомотины, не привлекательной ни идеологически, ни чисто телесно. По-настоящему хороши здесь лишь двое актёров, причём Майкл Фассбендер - не из их числа. Комичной щёточки усиков и педантичной сдержанности оказывается недостаточно, чтобы поверить в перевоплощение ирландца в личность совершенно иную. Совсем другое дело - Мортенсен, не только изменивший акцент, голос и внешность - но и выработавший особую «еврейскую походку». Фрейд в его исполнении существует на грани фарса. Его осанистая надменность непререкаемого авторитета выглядит тем комичнее и нелепее, чем больше разглагольствует он самодовольным тоном - с сигарой в зубах и видом наисерьёзнейшим и непоколебимым. Но настоящее мастерство демонстрирует Кира Найтли, играющая женщину одновременно умную и помешанную - и крайне противоречивую даже внешне. Стоит лишь вспомнить её походку, осанку - и то, какие рожи и выверты она выделывает - как сразу тянет и морщиться, и удивляться. Отталкивающая убедительность, достойная похвалы.

айзек, амини, кино, найтли, швейцария, великобритания, мортенсен, фассбендер, сша, германия, кроненберг, данст

Previous post Next post
Up