О «Частной жизни» и «Вдовах»

Feb 17, 2019 15:10

Продолжаем.

Частная жизнь | Private Life | Тамара Дженкинс | 6,5



Рэйчел и Ричард - двое уже немолодых и творческих людей, чей давний брак трещит по швам и счастья не приносит. Но причины этого - где-то за кадром, в прошлом. Перед нами же - отчаянные попытки завести ребёнка всеми возможными способами и вернуть, тем самым, семейный уют и некое подобие благополучия. Писательские будни и общение с друзьями, финансовые трудности, воспоминания, родственники, семейный отдых - всего этого вы здесь совсем или почти не увидите. Большую часть времени придётся слушать про яйцеклетки и сперматозоиды, про поиск доноров, про возраст и уходящее время, про то, кто больше виноват - и почему, про нелёгкий выбор между своим, чужим и получужим ребёнком - и всё в таком духе. Рэйч и Рич просто помешались на детях. Ни жизни, ни общения, ни секса - одна только гаснущая надежда и беспокойство.

Но не стоит думать, что всё так однообразно и утомительно. Тамара Дженкинс знает, как привлечь наше внимание и заставить проникнуться. В «Частной жизни» приватности не много. Всё здесь без прикрас, просто и по-семейному. Неприглядные бытовые мелочи, неловкие моменты, подробные обсуждения наболевшего - всё это режиссёр не скрывает и по-дружески откровенно демонстрирует. Но не переходит границ, не старается произвести впечатление отталкивающее и невыгодное - только правдоподобное. Тонко настроенный маятник сюжета, сиюминутного настроения, колеблется туда-сюда размеренно и без заскоков, давая поводы и для радости, и для горя, для унылой безысходности, сочувствия и резковатой - но неизменно нежной иронии.





Подкупает и стиль картины, сделанной как набор незамысловатых и минималистичных зарисовок с затемнениями и музыкальными паузами (чуть ли не главным достоинством фильма). По факту - очередные бергмановские «Сцены», по духу - баумбаховские «Истории». Но главное - что-то очень современное по подаче материала, настроению, характеру деталей и героев. Последние поначалу раздражают - под конец же их почти обожаешь. Типажи Пола Джаматти и Кэтрин Хан - как будто идеальный вариант для персонажей разом несовершенных, обыкновенных - но и таких понятных и подлинных. Он - лысеющий интеллектуал с брюшком и в обезоруживающих очочках. Она - милая, раздражительная, чувствительная и нелепая. Они комичны настолько же, насколько и трагичны - и этому веришь особенно.

И до чего вдруг доверительной и тёплой становится атмосфера в доме, когда приезжает погостить племянница Сэди. Их предупредительная заботливость и нежность по отношению к ней раскрывают Ричарда и Рэйчел с иной стороны. Идеальнее всё не будет - но станет, наконец, по-семейному. И в момент прощания с ней, глядя на их потерянно-улыбающиеся лица, задумываешься с щемящей тоской о будущем, которого у них может не быть. Они ведь, и впрямь, немолоды, утомлены, отчаялись до предела. И неопределённый финал - выжидающе-напряжённый, повторяющий уже бывшее - говорит нам явно лишь об одном. Не стоит ожидать счастливой развязки даже после всего, что было. Реальность слишком непредсказуема и своенравна и подачек не даёт. Может быть, всё получится - а, может быть, и нет. Но и это - за кадром.

Вдовы | Widows | Стив МакКуин | 2,5



Здесь совсем коротко. Я честно досмотрел это кино до середины - хотя бросить можно было уже через десять минут. Почти невозможно поверить, что это беспомощное, разваливающееся на части барахло снял режиссёр «Голода». В этом фильме нет не только драйва, но и элементарного ритма, размеренного повествования, вместо которого здесь набор наспех собранных кусков, не успевающих не привлечь, не удержать хоть капельку внимание. Но обиднее всего то, что МакКуин пригласил массу хороших актёров, принципиально не способных исправить ситуацию и вообще «сыграть» что-нибудь. Если говорить об одном главном и безусловном разочаровании года, то это определённо «Вдовы».

дэвис, родригес, кино, маккуин, джамати, дженкинс, сша, 2018, фаррелл

Previous post Next post
Up