Продолжаем.
5. Never Felt Less Like Dancing
Снова скачок во времени, на этот раз - к шестому студийнику Кэти, носящему ее полное имя, Ketevan. И «Never Felt Less Like Dancing» - его опенинг, являющийся, по сути, гармонической вершиной всего альбома, как инструментальной, так и вокальной. Это очень свойственная и близкая для Кетеван (как, полагаю, и для Батта) элегантная классическая манера, звучание одновременно торжественное и мягкое. На первый взгляд, такой подход кажется логическим продолжением Secret Symphony (ее предыдущего лонгплея), однако оркестровое сопровождение здесь куда более изящное, куда более выдержанно-минималистичное. Большую часть «Never Felt Less Like Dancing» определяют фортепиано и одновременно зрелый, но все еще по-девичьи щемящий вокал Кэти, чьи высокие ноты, как и всегда, - квинтэссенция, музыкальная плоть всей композиции.
Переливы ее голоса и самой мелодии легки как летняя бальная зала с распахнутыми настежь окнами и развевающимися белыми занавесками, с непременно светлым и свободным интерьером, где присутствует, конечно, и рояль, а также - вальсирующие пары. Хотя, на самом деле, в этой песне обитают печаль и надрыв, по большей части сдержанные и светски воспитанные, но все же срывающиеся порой на исповедальный трагический возглас. В этом смысле мне кажется странным, что изначально, не вчитываясь и не вслушиваясь в слова, я воспринял композицию вполне позитивно, убежденный почему-то, что «less» означает здесь «легкость», «невесомость» (то есть, «я никогда не чувствовала себе легче, невесомее, чем танцуя»), вырванное из контекста «grey» уверенно распознав как «great» и соответствующим образом додумав все остальное.
Тем не менее, согласно тексту, мы чувствуем мучительную обязанность героини присутствовать в некоем месте. Как мне представляется, - в месте, где необходимо танцевать, где ее, возможно, уже пригласили (а героине совсем не до того) и где рядом с ней находится человек, которому она исповедуется. (Хотя вполне возможно, что произносит она все про себя). Может быть, там же присутствует и он - тот самый, который «were falling for somebody else» и «have to protect yourself», а она-то ничего не замечала, теперь же хочет раствориться, скрыться, разрыдаться.
По этой причине изящная торжественность атмосферы, сопряженная со страданием и преодолением себя, - когда ты держишься из последних сил, внутренне желая умереть, - придает всей песне мощный трагический пафос. Сплетаясь со все нарастающей вальсирующей мелодией, ударяющей в кульминации оркестром, он то паряще и невозмутимо красив, то нежно и пронзительно отчаян, благородно разрушителен. Он - сила женской души, что рвется наружу, столь же виртуозно и плавно вальсируя, возрастая в темпе, а под занавес - вновь мягкая угасая, завершая исповедь спокойным клавишным finito.
Как и «The One I Love Is Gone», «Never Felt Less Like Dancing» эстетически выдержана безупречно. Я въедливо вслушиваюсь, придирчиво ловлю каждый переход (будь то вокальный или инструментальный), оцениваю его плавность, ритмичность - и чувствую себя полностью удовлетворенным. Так ощущал я это с первого прослушивания песни, так ощущаю и теперь. Просто и элегантно, ясно и без излишеств. Да, может быть, композиция слегка академичная, чересчур уж гладкая и невызывающая по форме, но для манеры исполнения Кетеван она идеальна. Сочетание мелодии и вокала не могло бы быть более органичным, более ласкающим слух и душу. По крайней мере, для меня.
Кроме студийного, я знаю лишь одно (максимум два) исполнение «Never Felt Less Like Dancing», но качество записи не позволяет рассматривать его как альтернативу. Поэтому - слушаем и наслаждаемся оригиналом.
Click to view
(У кого проблемы с ютубом, стучаться
сюда).
Забыл сказать, что песня была написана Майком Баттом в соавторстве с его сыном Люком.
6. Mary Pickford
Опять прыгаем назад - и попадаем на альбом Кэти за номером три, он же Pictures. Как и в случае с прошлой композицией, «Mary Pickford» - опенинг своего лонгплея и несомненный его творческий лидер. Как минимум, она идеально отвечает теме, заданной в названии, иначе говоря, - теме кино. История создания этой песни очень напоминает ту, что случилась ранее с «
Байсиклами». В некоем календаре с интересными фактами Майк Батт однажды прочел: «Mary Pickford used to eat roses». Фраза эта показалось ему забавной, лирическое мышление мгновенно заискрило, и на следующий день, если верить словам Кетеван, песня была готова.
В основе ее сюжета - возникновение кинокомпании United Artists, в создании которой приняли участие актеры (а в будущем - и супруги) Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а также знаменитые режиссеры «немой» эпохи Дэвид Уорк Гриффит и Чарльз Спенсер Чаплин. Давление со стороны крупных киномагнатов было велико уже и в те ранние годы, что, очевидно, сковывало многих кинодеятелей по обе стороны камеры, представляясь творчески неприемлемым. Собственный независимый канал сбыта фильмов оказался в этом плане отличной идеей, хотя из-за постоянно менявшегося состава учредителей деятельность организации, на протяжении ее существования, протекала достаточно неровно. В 1980-ом году, после катастрофического провала картины «Врата рая», United Artists была приобретена MGM (той самой компанией, на заставке которой - рычащий лев).
По общему духу и парящей легкости мотива «Mary Pickford» так же схожа с «Nine Million Bicycles». Только вместо трелей восточной экзотики в основе здесь - дружелюбное гитарное повествование, излагающее факты в ненавязчивой и полушуточной местами манере. «Douglas Fairbanks, he was so handsome / He wore a moustache / Must-a had much cash too / Worth a king's ransom». «David Griffith worked as an extra / Then as a stagehand / Until they let him be / A director». (Чаплину, правда, досталась лишь второстепенная роль в припеве, но зато его имя упоминается чаще других). Во втором куплете мелодия слегка разгоняется и с ритмичностью движения поезда (так и представляю себе клубы пара, протяжные гудки) несет нас куда-то вперед, в безоблачное экранное будущее.
И квинтэссенция всей композиции - гитарное соло, вступающее после бриджа и дарящее нам самый солнечный заряд из всех, что мы получали на протяжении песни. Не только благодаря мотиву, но и за счет звучания голоса Кэти. Таким освежающим и легким, таким сдержанно веселым и бодрым, но при этом не выпирающим, сливающимся с мелодией в единую светлую гармонию оно бывало нечасто даже и у нее, всегда умевшей привносить мягкость и добрый девический задор во все свои ранние творения. Незамысловато, лирически не богато, но для поднятия настроения большего, по-моему, и не требуется.
Клип на редкость точно передает суть и атмосферу происходящего, совмещая реальную хронику/кадры из фильмов с черно-белой улыбающейся Кетеван:
Click to view
Но, чтобы как следует прочувствовать мотив, я бы посоветовал аудио:
Click to view
(У кого проблемы с ютубом, слушать
здесь и
здесь).
В
следующем выпуске - топ-20 песен Кетеван, часть следующая.