Многие люди восхищаются двухэтажным транспортом Англии. Он, действительно приколен, но мало кто знает, что СССР пыталась перенять британский опыт и выпустила единственный в мире не островной двухэтажный троллейбус.
За основу ЯТБ-3 был взят троллейбус фирмы "English Electric Company" 1935 года выпуска. Первоначальная конструкция была изменена под реалии СССР. Разработчики перенесли руль и двери (с левой стороны на правую), последних сделали две. ЯТБ-3 мог перевозить 72 сидячих пассажира (32 на первом этаже и 40 пассажирова на втором) и 28 стоячих, но только внизу. Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял троллейбусу развивать скорость до 54 км/ч. Машина содержала множество технических новинок: систему вентиляции, электрическое отопление, табло «Свободных мест нет». Корпус троллейбуса был сделан цельнометаллическим, с каркасом из труб прямоугольного сечения. Впервые в истории советского транспорта была применена резервная система питания от аккумуляторов, широкие четырехстворчатые двери и двойная система тормозов.
К сожалению, двухэтажная техника не смогла прижиться в ледяной России. Снег и наледь делали троллейбус неуправляемым. На русских ахтунг-дорогах машина начинала опасно раскачиваться (нонсенс для британских шоссе). Дополнительные неудобства создавала лестница, ведущая на второй этаж. На ее ступеньки постоянно налипал снег, что создавала опасность для пассажиров. На первом этаже расстояние от пола до потолка составляло 1,78 метра, высота второго этажа была еще меньше - 1,76 метра, поэтому стоять в проходе было неудобно (особенно зимой в ушанке). Далее в СССР отсутствовали кондукторы, которые бы заставляли пассажиров сначала занимать места на первом этаже и только потом на втором. Невыполнение этого требования грозило переворотом троллейбуса.
Производство ЯТБ-3 было остановлено в 1939 году. До 1948 года проработали только 3 троллейбуса, которые не успели списать во время войны.
До сегодняшнего дня ни сохранилось ни одной такой машины.