Действие ревизионистского вестерна Wild Bunch разворачивается в США в 1913 году. Эпоха Дикого Запада подошла к концу, так что скоро на смену лошадям придет автомобиль, а Colt Peacemaker заменит автоматический Colt 1911. Бандиты во главе с Пайком Бишопом идут на последнее дело и совершают налет на административный офис железной дороги. Однако, вылазка идет не по плану. Офис окружают законники, а стрельба начинается в тот момент, когда по улице проходит парад местного общества трезвости. В итоге криминальная разборка превращается в полномасштабное побоище. Во время прорыва бандиты теряют нескольких друзей, тогда как по их следу устремляется отряд охотников за головами во главе с Диком Торнтоном (некогда правой рукой Бишопа). Поскольку в Штатах спасения нет, банда сбегает в Мексику, где идет кровопролитная гражданская война. Однако и здесь Бишопу отсидеться не удается. Он ввязывается в авантюру с генералом Мапече, что и приводит бандитов к трагической развязке.
Бишоп и Горча к югу от границы.
Мексиканские повстанцы.Когда Wild Bunch вышел на экраны, многие зрители критиковали его за “чернуху”, излишнюю кровожадность и чрезмерное насилие, которое шло вразрез с золотым “стандартом” американского вестерна. Подобные проблемы были и у фильмов Серджио Леоне. Однако, в отличие от “Даймовой трилогии” картина Сэма Пекинпы вообще не имела положительных персонажей. Искатели приключений остались в прошлом, им на смену пришли жестокие головорезы, врагами которых оказались законники новой волны - бывшие убийцы и жадные до золота мародеры. Третьей стороной конфликта стали пьяные мексиканские вояки, терроризирующие население собственной страны. В этом мире правда и добродетель не имели значения. Побеждал тот, у кого в руках был пулемет. Короче говоря, Пекинпа пошел намного дальше Серджио Леоне и окончательно похоронил вестерн, поставив с ног на голову все его базовые элементы (следующие шаг в 1994 году совершит Клинт Иствуд со своим Unforgiven). Симпатизировать в Wild Bunch было некому, так что посетители кинотеатров активно покидали сеанс не досмотрев фильм до конца.
Законник и Торнтон.
Герои картины получились злыми, не симпатичными, но разными и эффектными ребятами. Старые бандиты - Бишоп, Датч были нарисованы крупными, но яркими мазками. Видно, что их лучшие дни пришлись на эпоху Дикого запада, а новое время, с его пулеметами и автоматическими пистолетами, ничего хорошего для них не несет. В ХХ веке далеко на коне не ускачешь, и в закате не скроешься. Пришли новые, злые и беспощадные времена. Торнтон - герой другого типа. Формально, он является антагонистом картины, но постоянно опаздывает и никуда не успевает. В итоге он оказывается не противником, а сторонним наблюдателем, который извлекает урок из показанной истории. В персонажей первого плана вообщем-то веришь, сыграны они хорошо, классическими американскими актерами (Уильям Холден, Эрнест Боргнайн и Роберт Райан). Персонажи второго плана, вроде Сайкса, Горчи и Анхеля описаны на порядок хуже и обладают всего одной главной функцией, которая ведет их по сюжету от налета и до печальной гибели.
Мексиканцам не нравятся Гринго.
На закате Дикого Запада.
Так как Wild Bunch рассказывала о последних днях банды Бишопа, сценаристы картины Уолон Грин и Рой Сикнер попытались придумать для братков своеобразный кодекс чести (типа, бандиты своих не бросают), да еще ввели в их ряды мексиканца, который грабит банки, чтобы купить оружие и освободить порабощенный народ. У охотников за головами и мексиканцев нет даже такого, примитивного кодекса чести. Тортон идет по следу своих друзей, потому что иначе ему светит секир-башка (Дика просто повесят). У мексиканцев нет никаких долгоиграющих планов. На их базе всегда царит чад кутежа. Вернувшись после очередного налета, южане палят в небо из пулемета, пьют вино, играют на гитарах и танцуют с женщинами на столах. Симпатизировать этим балбесам невозможно, поскольку в свободное время они глумятся над слабыми и беззащитными (в случае чего хватаются за оружие и убивают всех без разбору). Не удивительно, что в итоге гринго и мексиканцы не находят общего языка и устраивают тотальную перестрелку.
В вестерне всегда прав тот, у кого в руках пулемет.
На машине можно ездить с гитарами петь песни!
Где-то на третьем плане действуют мексиканские партизаны, которые сражаются против всех. Для них появление американских бандитов это удача, поскольку гринго могут вытащить с той стороны границы боеприпасы и современное оружие. Последнее пойдет на борьбу с локальными варлордами. В конечном итоге, именно крестьяне извлекают выгоду из сложившейся ситуации, но их история, похоже, не имеет счастливого финала.
Датч - в исполнении Эрнеста Боргнайна.
Кайзеровский агент и генерал Мапече.
После прочтения обзора может показаться, что Wild Bunch это ураганный боевик. В действительности, это не так. Картина представляет собой огромный 140 минутный колосс, который неспешным катком катится по Техасской пустыне. Тут никто никуда не спешит и герой могут пару минут помолчать перед экраном. По факту в картине есть всего три экшн сцены. Первая показывает ограбление почты, вторая связана с угоном поезда, ну а третья развернется в крепости Мапече, где антигерои и мексиканцы схватятся за обладание пулеметом. При этом в последней сцене под горячую руку опять попадут гражданские (сравните этот эпизод с финальным побоищем в “Джанго”, где главный герой крошит в салат исключительно злых культистов).
Панчо Вилья атакует.
Недолгая передышка.
Поскольку фильм снимался во время Вьетнамской войны, на фоне убийства Мартина Лютера Кинга, Пекинпа решил воспользоваться кинематографическим насилием для того, чтобы донести до зрителя мысль из серии “война ужасна”. Однако зрители авторской задумки не поняли. Одни посетители кинотеатров обвинили режиссера в упадничестве, тогда как другие приняли картину с восторгом, потому что кровища это прикольно (то есть для них Пекинпа оказался кем-то вроде мистера Секонда из “Человека с Бульвара Капуцинов”). В итоге Пекинпа признал свое поражение и пришел к выводу, что чрезмерная детализация скорее вредит общей идее фильма, нежели помогает ей. После холодного приема Wild Bunch режиссер охладел к вестернам и решил поменять жанр, что и произошло в первой половине семидесятых, когда Пекинпа начал снимать фильмы на более современные сюжеты.
Печально известная сцена, в которой Бишоп убивает мексиканку из шотгана в упор.
Это интересно. Для создания динамичных перестрелок Пекинпа (и его монтажер Луис Ломбардо) использовали 6 камер Panavision, которые имели различные объективы и передвигались с разными скоростями. Итоговые сцены сражений были созданы на основе 3642 монтажных склеек, что оказалось абсолютным рекордом для 60 и 70-ых годов ибо в стандартном фильме той эпохи склеек было немногим более 500.
Пулемет в действии.
В конечном итоге страсти вокруг Wild Bunch улеглись и к “Дикой банде” пришло мировое и зрительское признание. Более того, в 1999 году фильм был включен в Национальный кинематографический реестр США как “культурно, исторически и этически значимая картина”.
Короче, все умерли...
ЗА
-Мощнейший ревизионистский вестерн, завершивший золотую эпоху жанра,
-Необычная технология съемки,
-Яростные и кровавые боевые сцены,
-Мексиканцы с пулеметом.
ПРОТИВ
-Здесь вообще нет положительных персонажей,
-Современному зрителю картина может показаться немного затянутой.
Если вам понравился этот обзор, то не забудьте поставить лайк или напишите комментарий.
Ну и конечно, подписывайтесь на мой кино-канал
The Great Black Ship.
30.06.2024
(с) Илья Садчиков