CONAN THE BARBARIAN (1982)

Jun 19, 2024 20:20




Есть такие фильмы, которые надо посмотреть в строго определенное время. В более раннем возрасте они не интересны, а в более зрелом возрасте на полном серьезе их воспринять невозможно (если раньше не видел). С Conan the Barbarian у меня сложилась именно такая ситуация. Первый раз я посмотрел этот фильм по 51-ому каналу, который телевизор ловил через соседскую стенку. Качество картинки было убогим, но то, что показали неизвестные уральские телевизионщики произвело на меня неизгладимое впечатление. Позже, на книжном развале я нашел книгу про Конана, изданную издательством “Осирис”. В ней были собраны классические произведения про варвара, прочитав которые я составил более-менее полное впечатление о Харборийской эпохе. Удивительно то, что вернувшись к картине в более старшем возрасте, я не разочаровался в ней (как то произошло с Conan The Destroyer), а наоборот убедился в том, что Милиус все сделал правильно и, несмотря на некоторые отступления, от оригинала, сумел создать эталон фэнтези фильма, актуальность которого сохранялась до выхода Lord of the Rings.




Киммерия в представлении Милиуса.
Сюжет “Конана Варвара” начинается с детства персонажа. Зрителю показывают деревню героя, а также налет захватчиков которые берут Конана в плен и угоняют его в южные земли, где он становится рабом и попутно закаляется, бесконечно вращая Колесо боли. После этого герой переживает целую кучу приключений, обретает свободу, становится вором и вместе с друзьями атакует цитадель Змеиного культа. Здесь Конан узнает, что его давние недруги обитают далеко на юге, а управляет ими ужасающий лидер Тулса Дум (то ли воин, то ли колдун, толком не ясно). В итоге, Конан заручается помощью локального короля и встает на тропу мести. Ближе к концу истории злобные гоблины будут повержены, а Конан уйдет на встречу новым приключениям. Ясно-понятно, что сюжет картины не совпадает с книгами Говарда, но очень сильно напоминает их по своему духу. Так что можно уверенно сказать, что Стоун не зря потратил свое время, проштудировав всю имеющуюся под рукой Хайборийскую литературу.



Путь домой.
Теперь посмотрим на персонажей. Несмотря на то, что Шварценеггер вообще не попадает под описание Конана (темного, черноволосого, свирепого качка), выкованный им герой выглядит довольно правдоподобно. Связано это с тем, что Милиус сохранил в сценарии минимум диалогов, так что Шварценеггер в картине, в основном, молчит, а если и говорит, то короткими фразами. Зато от отлично машет мечом и прикольно выглядит в мохнатой шапке. За Конана думают и говорят его товарищи по оружию - Суботай и Валерия, которых сыграли Джерри Лопес и Сандал Бергман (для обоих этот фильм стал пиком карьеры). Отдельно позабавил Макс Фон Сюдов, который был стариком уже в начале 80-ых. Также в картине засветился Мако, но роль его оказалась эпизодической и комедийной. В целом, в сюжете могли бы легко обойтись и без него. Каких-то хитрых персонажей и характеров в Conan the Barbarian нет, да они там и не нужны, поскольку постановка целиком и полностью сосредоточена на экшене (это, как если бы Чехов писал “Вишневый сад”, но оставил бы там только рубку деревьев). Что касается злодеев, то кроме Тулса Дума выпукло показаны братья-викинги, играющие роль двойного босса из Dark Souls. Остальных врагов Конан крошит пачками, как в книге заведено.



Завоеватели с юга.
Сцены боев вообще получились ударными, даже несмотря на то, что герои выходят из них без царапины. Кровища летит в одну сторону, бошки в другую. Под ударами молотов рушатся каменные колонны. Отдельно забавляет драка во время оргии, когда каждый участник действа достает из трусов (ну а откуда еще) здоровенный меч и лезет драться с героями.

image Click to view



Поскольку фильм снимали в старые доповесточные времена, в сюжете полно трэша, кровищи и секса. Конан встречается с похотливыми ведьмами (или блуждающими хентай-огнями), рубится с гигантскими змеями и дерется с вредным животными всех сортов и размеров. В картине есть эпизод с голой рабыней, прикованной к гигантской колонне (привет Фразетте). Только представьте, что случилось бы с современными кинофанатами, если бы они увидели такое в фильме Marvel. Милиус ничтоже сумняшеся вываливает на зрителя все что думает о рептилоидах, хиппи, тоталитарных сектах, коварных правителях и праве сильного на спасение мира. Видно, что товарищ сильно прикалывается над религиозными фанатиками, которые сначала бьются о камни по первому слову вождя, но, в случае возникновения реальных проблем, бросают факел в воду и уходят к другому учителю.



В бескрайних степях.
Вообще, просматривая Conan the Barbarian после многолетнего перерыва, я думал, что фильм невероятно устарел и будет смотреться плохо (примерно так произошло с сиквелом, который я не так давно вновь увидел по телевизору). Эти предположения оказались ошибочными, поскольку сюжет, положенный в основу картины оказался хоть и простеньким, но крепким, а специальные эффекты - реалистичными. Эпизод со змеей, сделанный при помощи аниматроники, выглядит крайне прикольно. Сцена с духами конечно устарела, но при этом придала фильму своеобразный crude-шарм. Если бы фильм создавали в 90-ых, Валерия бы дралась со страшненькими CGI, но Конану повезло, поскольку авторы сделали ставку на более примитивные эффекты. Таким образом Conan The Barbarian оказался картиной вне времени, которая не устареет до тех пор, пока не появится абсолютно новые технологии создания фильмов.



Про потомков этой зверушки сняли серию "Анаконда.
НА ЗАРЕ ХАЙБОРИЙСКОЙ ЭПОХИ

Идея фильма о Конане появилась в головах голливудских продюсеров в начале 60-ых годов прошлого века. Однако, потенциальные проекты быстро оказались заморожены, поскольку права на Конана принадлежали Lancer Books, а та, в свою очередь, утонула в судебных тяжбах, связанных с банкротством. Лишь в 1975 году большая часть проблем была улажена, поскольку Гленн Лорд и де Камп пришли к договоренности о копирайтах и создали объединенную Conan Properties Incorporated, которая, в свою очередь, могла дать зеленый свет производству фильма.



Короля Озрика сыграл Макс Фон Сюдов.
В 1977 году многие кинокомпании, вдохновленные успехом Звездных войн, решили делать свое фэнтази - не всегда космическое. Paramount Pictures тоже решила оседлать данный тренд, купила права на Конана и наняла Оливера Стоуна, чтобы тот за один месяц написал первый вариант сценария. Ну Стоун его и написал. Продюсерам сценарий не понравился, потому что это была какая-то дикая кислотная смесь хоррора, фэнтези и вьетнамской войны (Оливер, прочитавший вообще все, что было выпущено про Конана, уверял продюсеров, что его сценарий - идеальный). Точку в изначальной версии Конана, поставила Paramount Pictures, которая не смогла найти 40 млн долларов, необходимых для реализации сценария. Также продюсерам не понравилось, что Стоун хочет режиссировать фильм. Они бы предпочли видеть у руля Ридли Скотта, но тот, посмотрев на сценарий, отказался снимать подобную картину. Джона Алвеса (второго режиссера Jaws 2) также забраковали продюсеры.



Милиус руководит процессом съемки.
Шанс на запуск картины появился после того, как к проекту присоединился Джон Милиуса. В целом, видение Стоуна его устраивало, но он хотел иметь полный контроль над сценарием, который и получил (в отличие от Стоуна Милиуса все книги и комиксы про Конана не читал, но оказался сразу настроен на нужную волну). Милиус, в свою очередь, подтянул к разработке Дино Де Лаурентиса, а Де Лаурентис сказал, что ему нужно не одно кино, а целая трилогия.



Сектанты на пути к Храму рока.
Перед началом работ Милиус, вместе со своим художником-постановщиком Роном Коббом изучили кельтский дизайн и историю, чтобы представить и осознать мир, существовавший в доисторические времена. Исходный сценарий был также переработан, многие эпизоды Стоуна оказались на свалке истории, но при этом Милиус сумел сохранить некоторые из них в полном объеме (например, дерево Скорби).

В 1980 году Universal Studios утвердила бюджет картины, равный $17M, плюс еще 16M прокатчик должен был потратить на маркетинг. Изначально фильм хотели снимать в Югославии, но югославские киностудии оказались не готовы к столь дорогому производству. Кроме того, недавно умер Тито и Universal беспокоилась о том, что в стране может начаться политическая нестабильность. В качестве новой локации для съемок была выбрана Испания, она была достаточно пустынна и дешева, так что проблем с ней не возникло, зато куча денег ушла на перевозку декораций. Сами съемки начались 7 января 1981 года. Штаб-квартирой производства выступил огромный склад расположенный в 30 километрах от Мадрида. Здесь же были размещены декорации для Башни Змей и Храма Судьбы, еще один склад меньшего размера был арендован для других интерьерных комплектов. Остальные интерьеры Башни Змей были построены в заброшенном ангаре на авиабазе Торрехон.



Древо страданий.
Храм Сета был возведен в горах, в 12 км к западу от города Альмерия. Конструкция имела длину 50 метров и высоту 22 метра, ее постройка обошлась в 350000 долларов. Милиус и команда активно снимали сцены в исторических местах Испании. Так, например, сцены восточного базара были сняты в мавританской Алькасабе, которая была оформлена так, чтобы придать ей вымышленный Хайборийский вид. Шадизар был реализован на заброшенной съемочной площадке в Альмерийской пустыне.



Подготовка к боевым сценам.
Во время работы над фильмом Шварценеггер изучал самурайские фильмы Акиры Куросавы на предмет грациозности и плавности движений с мечом. В течение нескольких месяцев он и его коллеги по фильму - Джерри Лопес (вор Суботай) и Сандал Бергман (Валерия, женщина-воин) изучали кендо, верховую езду и танцевальные движения под контролем Киёси Миядзаки, обладателя черного пояса по каратэ и мастера фехтования (в фильме он сыграл короткую роль учителя-самурая. Перед очередной сценой Шварценеггер с товарищами отрабатывали каждое движение в бою не менее 15 раз. Несмотря на обширную подготовку, на съемочной площадке произошло несколько травм и несчастных случаев: Бергман едва не потеряла палец от удара меча, сам Шварценеггер едва не поранил шею топором. Милиус же непрестанно отмахивался от техников по безопасности фразой: «Боль временна, а этот фильм вечен!».



Валерия сражается с призраками королей.
Это интересно. Изначально на роль Тулса Дума Милиус пригласил Шона Коннери, но Коннери не удалось вжиться в роль, поскольку он ничего не понимал в фэнтези и не представлял себе, как следует играть данного героя (двадцать лет спустя та же самая история произошла с Гэндальфом на “Властелине колец”). В итоге на роль рептилоида взяли Джеймса Эрл Джонса, которого заинтриговала идея сыграть лидера тоталитарной секты. Основные съемки были завершены в мае 1981 года. После завершения производства съемочная группа сожгла киммерийскую деревню и храм Сета.



Голова-то не резиновая.
Карло Де Марчи, супервайзер по гриму, и Колин Артур, бывший глава Музея мадам Тюссо, создали множество убедительных манекенов, чтобы воссоздать эффектные массовые сцены и весело разрубать противников в рукопашном бою. Большая часть крови, пролитой от ударов мечом, вытекала из специальных мешков, привязанных к телам актеров, при этом внутри была настоящая кровь со скотобойни. Мечи, созданные из стекловолокна, имели внутренние трубки, что позволяло им извергать кровь во время сражений. Кроме того, манекены увеличивали численность толпы, а также использовались в сценах с обезглавливанием. Их также применяли в эпизодах с каннибалистическим культом (помните распотрошенные тела на заднем плане), а также в финальной сцене с Тулса Думом.



Конан в фильме.



Милиус показывает Шварценнегеру, как надо с мечом стоять.
Серьезная работа была проведена над Деревом Скорби, которое представляло собой каркасную структуру, выполненную из дерева и стали, заключенную в слои пенопласта и штукатурки. Шварценеггер “висел” на замаскированном велосипедном сиденье с накладными гвоздями, «вбитыми» в его запястья и лодыжки. На ветках деревьев были прикреплены настоящие стервятники. Также на дерево посадили механическую птицу, которую Шварценеггер мог кусать. Перья и крылья чучела были взяты у мертвого стервятника, тогда как механизмы управления птицы были расположены внутри ложного дерева.

Для фильма была создана 11 метровая механическая змея, каркас которой был изготовлен из дюралюминия, а обшивка из вулканизированного поролона. Управлялась змея при помощи гидравлики и скрытых тросов. Помимо основной змеи были изготовлены еще две змеи тех же размеров: одна для того, чтобы в нее можно было стрелять из лука, а еще одна для сцены обезглавливания. Огромный размер механической змеи означал, что она не помещалась на съемочной площадке, так что в фильме удалось показать лишь ее часть.



Фанс-сервис и отсылка к Фарзетте.
В октябре 1981 года компания Питера Курана, занимающаяся эффектами Visual Concepts Engineering (VCE), была нанята для создания оптических эффектов. До финальной версии фильма дошли лишь несколько специальных эффектов, в частности: блеск змеиных глаз и сверкающие доспехи валькирии. Драку Валерии с духами делали товарищи из Industrial Light & Magic. Первый вариант битвы оказался неудачным. Он напоминал финальный эпизод из “В поисках утраченного ковчега”. Для завершения задания товарищи из Industrial вновь обратились к VCE, которые, в свою очередь, сделали ставку на анимацию. Сначала они нарисовали на кадрах мускулистых воинов в призрачных доспехах, потом распечатали изображения на пленку с помощью анимационного стенда Oxberry (со старыми линзами) и контактного принтера. Окончательная композиция была сформирована путем пропускания двух кино-катушек (с анимацией и с живыми актерами) через двухголовочный оптический принтер, после чего совмещенное изображение фиксировалось на камеру.



Владыка рока.
Однозначной удачей фильма стала музыка, написанная Бэзилом Полидурисом. Изначально Полидурис хотел добавить в картину развеселый саундтрек, но Милиус отговорил его от этой затеи, зная, что музыка будет заполнять собой длинные сцены между диалогами и передавать атмосферу древней и мрачной Хайборийской эпохи. В итоге Полидурис написал эпическую тему, которую помнят все фанаты оригинального фильма. Его партитура полна мощных духовых инструментов, тарелок и барабанов, пронизана несколькими различными мотивами, которые определяют действие и настроение сцены. «Наковальня Крома» призвана передать атмосферу первобытного периода, полную литавр и 24 валторн. Именно струнная последовательность этой пьесы, благородная, царственная и романтическая, свидетельствует о героической натуре Конана. Длинная, волнующая тема «Оргии», под которую Конан проникает в вакханальное убежище Тулсы Дума, - замечательное произведение, сочиненное совместно Полидурисом и его маленькой дочерью. Он включает в себя струнные, духовые и медные инструменты, которые выстроены в манере Равеля.



Этот конник упал с лошади просто так.
Картина вышла в прокат в мае 1982 года и в первый уик-энд собрала 10M долларов. Основной аудиторией фильма стали взрослые белые мужчины, которые выстраивались в очереди, чтобы взглянуть на героя своего детства. Финальные сборы Conan The Barbarian достигли 68M долларов, что было прилично, но не достаточно для де Лаурентиса. В конечном итоге это привело к тому, что следующую серию решили снимать с оглядкой на детей, что и привело к полному краху трилогии. Для конторы де Лаурентиса - Конан оказался последним успешным фильмом. Милиус же подался в технотриллеры и Конан стал пиковой точкой его карьеры. Впрочем, это уже другая история, о которой я расскажу в другой раз.



Если вам понравился этот обзор и вы хотите прочитать другие статьи про Конана, то не забудьте поставить лайк или напишите комментарий.
Ну и конечно, подписывайтесь на мой кино-канал The Great Black Ship.
(с) Илья Садчиков
18.06.2024

movie, девушки, кино, girls, священные монcтры

Previous post Next post
Up