КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ (2021)

Jan 07, 2024 21:34




Арстоцка, 1938 год. Капитан Волконогов работает в местной службе государственной безопасности и ищет врагов народа, которых потом ставят к стенке. По другому нельзя, ибо на носу война и подозрительные элементы могут раскачать лодку. Ну а подозрительным считается тот, кто выглядит подозрительным. В один прекрасный день прямой начальник Волконогова совершает акробатический прыжок из окна ведомственного учреждения и капитан понимает, что настал его черед. Теперь он подозрительный, а значит - надо бежать. Другой вопрос, что далеко не убежишь. Город не так велик, как можно подумать, да еще и мертвые друзья в ночи материализуются. Выясняется, что расстрелянные товарищи Волконогова теперь в аду и черти им внутренности наружу вытаскивают. Избежать подобной участи не просто. Надо найти хотя бы одну безвинную жертву репрессий, которая простит Волконогова . Капитан не долго думая отправляется в поход за прощением и это будет дорога в один конец…

Обратите внимание, что расширенная версия этой статьи доступна только подписчикам Телеграмм канала The Great Black Ship.



Капитан Волконогов в ярко-красном галстуке сотрудника внутренней безопасности.
Итак, я добрался до печального известного фильма Капитан Волконогов бежал, деньги на производство которого выделил МинКульт. Ирония ситуации заключается в том, что картина так и не вышла в прокат ни в 2022, ни в 2023 году и сейчас находится в каком-то странном торпоре. Вроде бы фильм есть в HD версии, но официально его вроде-как и нет. Странно все это вообщем. В любом случае, свои деньги МинКульт потерял, поскольку кино - чистой воды Арт Хаус и заработать на нем в дни Марвелов и Форсажей практически невозможно.



Начальник капитана - мастер спорта по прыжкам из окна.
Капитан Волконогов бежал считается фильмом про сталинские репрессии. Однако, сравнивать его с “Утомленным солнцем” или “Чекистом” не совсем корректно. Дело в том, что в “Капитане” сильна мистическая часть, а значит перед нами советский хоррор (мистический фильм в мрачных реалиях СССР). Мертвые друзья Волконогова появляются на экране несколько раз, направляют капитана и говорят, сумел ли он достичь своих целей. Они - реальные участники истории, а не просто порождения утомленного пытками разума. В этом смысле картина Меркуловой и Чупова, скорее, следует трендам 90-ых и является представителем того странного хоррор-жанра, который зародился на стапелях киностудии Горького, но так и не сумел завоевать любовь широкого зрителя. Новая картина также не завоюет эту любовь, потому что вышла не вовремя и оказалась не к месту.



Арстоцка, 1938.



Один из видов города.
Это интересно. В картине есть зловещий персонаж - дядя Миша, который занимается тем, что массово отстреливает врагов народа. Так вот, это персонаж из Papers Please, который продвинулся по иерархической лестнице карательной машины. Именно дядя Миша показывает зрителю в какой вселенной происходит действие фильма, и почему эта страна не СССР.



Дядя Миша отдыхает от работы.
Визуальная часть - наиболее сильная сторона картины. Местная Арстоцка яркая, солнечная, изобилующая красными флагами и транспарантами. Повсюду ездят трамваи и черные машины. Бойцы НКВД ходят в кожанках и ярких шароварах (и сильно напоминают британских скинов 70-ых). Улицы заполнены рабочими. Над проспектами парит аэростат. Однако, за парадным фасадом скрывается мрачная и угрюмая реальность городских обитателей. Персонажи ютятся по коммунальным квартирам и боятся болтать с незнакомыми людьми на политические темы. Тайные агенты ищут врагов народа, а ночью по улицам скитаются бездомные. Хуже того, над горизонтом собираются тучи большой войны и их далекий рокот создает нервную наэлектризованную атмосферу приближающегося апокалипсиса. Судя по всему время большой чистки осталось в прошлом. У руля государственного аппарата стоит новый человек, который начал выпиливать старых палачей и те пачками встают у стенки. Разумеется под раздачу попадают и простые мимокрокодилы, поскольку машина террора продолжает работать и остановить ее быстро не получится. Все это разнообразие ощущений, смыслов и эмоций авторы передают посредством отменных костюмов, грамотно поставленного света и эффектной работы камеры. В каком-то смысле “Капитан” это наш ответ на “Вавилон-Берлин” товарища Тыквера.



Цеппелин.
Это интересно. В фильме довольно активно применяется мат. Таким образом авторы хотят сделать героев более выпуклыми и реальными. Получается это плохо, поскольку мат здесь очень осторожный, идет он от автора сценария, а не из глубины души героев. В итоге персонажи ругаются, словно российские интеллигенты, потому что так прикольно, а не потому что это эмоциональная потребность. На месте авторов я бы выпилил эти словечки нафиг. Они тут явно лишние.



Рабоницы НИИ. В рабочее время эти дамы смотрят телевизор.
Что касается главных героев фильма, то их тут два. Первую скрипку, конечно, играет капитан Волконогов- молодой человек, который родился в Арстоцке после завершения гражданской войны. До последнего времени он был уверен в том, что все делает правильно, но появление мертвого товарища посеяло в его душе зерна сомнений (ведь мертвые просто так не являются, верно?). Большую часть фильма Волконогов будет в бегах, но прощения так и не допросится. Кто-то сразу пошлет его в далекое путешествие, кто-то сошел с ума, кто-то принял сторону врага, а кто-то просто повесится. Второй герой фильма - страдающий туберкулезом майор Головня, над головой которого висит карающий меч внутренних чисток. Головня не верит в мертвецов, не верит он и в рай, но точно знает, что если Волконогов не будет пойман, полковник Жихарев устроит ему секир-башку.



Майор Головня.
На всем протяжении фильма Волконогов находится на шаг впереди майора, благодаря скорости, агрессии и невероятному везению. Ситуации, в которых оказывается капитан, по большей части мрачные, но среди них есть и юморные эпизоды (только юмор этот очень-очень черный). В конце картины майор настигает Волконогова на крышах Арстоцки, в результате чего наступает мрачная, но довольно эффектная развязка, которая запомнится вам надолго.



Местный профессор. В партии с дореволюционных времен. Во всем признался и раскаялся.
Другой вопрос, что идеологическая концепция фильма не выдерживает никакой критики. Похоже, что персонажи картины попадают в рай (если он тут вообще есть), без всякой видимой логики. Товарищ Волконогова почему-то попадает в ад, хотя друга не сдал, а вот Волконогов от рая сам отказывается. Зачем тогда вообще весь этот хэппенинг был. И куда попадает подружка главного героя, которая сама его краснорубашечникам и сдала? Вообщем, вопросов о местной реальности много. Вполне возможно, что все это ерунда и в ад попадают вообще все.



Наша служба и опасна и трудна.
Замечу, что несмотря на стильную картинку, “Капитан Волконогов бежал” довольно натуралистичный и кровавый фильм. Смотреть его за чаем с пряниками, так себе идея. Тут регулярно пытают врагов народа, а еще, летающий из окон народ, знатно ломает себе бошки о мраморные лестницы Так что кровищи в постанове хватает. Я вас заранее предупредил.

ЗА
- Эффектный визуальный ряд и отличная операторская работа,
- Мистическая антиутопия про great purge,
- Интересные типажи предвоенной Арстоцки,
- Динамичная история побега капитана Волконогова .

ПРОТИВ
- Авторы сами запутались в итоговой морали картины,
- Самое слабое место этой антиутопии в том, что она изо всех сил пытается стать историческим фильмом.



Если вам понравился обзор этого фильма - не забудьте поставить лайк.
Кроме того, расширенная версия статьи достуна только на моем Телеграмм-канале The Great Black Ship.
02.01.2024
(с) Илья Садчиков

movie, zeitgeist, мизантропия, кино, apocalypse

Previous post Next post
Up