THE CREATOR (2023)

Oct 09, 2023 23:09




В 2055 военный искусственный интеллект ВМФ США стер с лица земли Лос-Анджелес. В ответ американцы уничтожили большую часть дата-центров, а также объявили ИИ вне закона. Все самообучающиеся роботы, военные платформы и программы были уничтожены или выведены из строя. После этого Конгресс одобрил проведение анти-ИИ операций по всему земному шару. На орбиту была выведена громадная космическая станция Nomad, способная нанести орбитальный удар в любую точку планеты. Основные военные операции развернулись на территории Новой Азии, государства которой не только не отказались от производства АИ репликантов, но и начали превращать людей в роботов.



Руины Лос Анджелеса были обнесены защитной стеной.
The Creator рассказывает о ветеране американской армии Джошуа Тейлоре, который долгое время работал под прикрытием и искал таинственного Нирмату - создателя умных машин. Командиры Тейлора считали, что смерть Нирматы поставит точку в затянувшемся противостоянии между США и ИИ. Однако, во время очередной операции под удар Nomad-а попала жена сержанта - результат бомбардировки оказался фатальным для нее. Джошуа отправился в отставку и стал разгребать завалы LA. Через пять лет американская армия вновь вышла на связь с Тейлором. Военные попросили Джошуа участвовать в последнем рейде против ИИ. При этом на базе Нирматы разведчики обнаружили жену Тейлора, которая, активно работала на террористов. Джошуа немедленно согласился на предложение Пентагона, ибо спасение жены стало для него важнейшим приоритетом. Однако, вояки не сказали Тейлору всей правды о рейде, который превратился в неуправляемое побоище. Бывший сержант столкнулся с проблемой, которую невозможно было решить в лоб и подался в бега, пытаясь узнать правду о Нирмате и его искусственных созданиях.



Герой рабочего класса Джошуа Тейлор.
Новейший фильм Гарета Эдвардса представляет собой странную смесь “Апокалипсиса сегодня”, “Нирваны”, “Я робота” и Deus Ex. Первая треть картины - это чистой воды военный фильм про Вьетнам. Только вместо VC американцы сражаются с киборгами, а напалмовые удары по деревням наносят не Фантомы, а дроны или космические базы. Эдвардс намеренно заполняет экранное пространство образами из фильмов Оливера Стоуна, так что фанаты темы почувствуют себя, как дома. Другой вопрос, что Джошуа сломлен войной и он ведет себя, не как молодой герой Чарли Шина, а как сержант Элиас, которому все уже давно надоело. Серьезная переоценка ценностей происходить у сержанта тогда, когда он понимает, что американская военная машина уничтожает не столько террористов, сколько мирных жителей или полукровок, которые сражаются за свою жизнь или роботов, которые оружие в руках никогда не держали. До кучи на сторону Новой Азии переходит старый товарищ Тейлора, который некогда был ура-патриотом. В целом, The Creator идет в канве антивоенных фильмов Нового Голливуда, что способно удивить западного зрителя, выросшего на патриотических эпиках про Афганистан.



Мега-танки американских империалистов разрушают вьетнамскую деревню.
Американская армия в картине представлена в самом мрачном свете. Да, военные напрямую гражданских не убивают, но безжалостно бомбят деревни и города, если в них появились репликанты. За Джошуа бегают сразу три американских вояки:. суровый капитан, словно бы выскочивший из Call of Duty (этот просто делает свою работу), фанатичная подполковник, которая потеряла своих детей на робо-войне и генерал, представляющий интересы военно-промышленного комплекса. Эти ребята считают, что для достижения поставленной цели все средства хороши и стоят на строгих Масковских позициях (искусственный интеллект зло и роботы нас убьют). Эта зацикленность на результате, в конечном итоге, погубит всех трех.



Вредный американский подполковник.
Если первая часть фильма была, военным экшеном, то вторая часть постановки выполнена в стиле Deus Ex. Здесь герой увидит гигантские города Новой Азии, тонущие в неоновом свете, фабрики роботов и массивные небоскребы. Здесь же происходить несколько занятных перестрелок, во время которых одни роботы сражаются с другими роботами, а американцы убивают всех. Мне показалось, что во второй части фильма Эдвардс попытался полемизировать с Маском и Кэмероном одновременно, показывая мир, в котором люди и роботы живут в гармонии. Угрозу для местных жителей представляет не столько робо-полиция, сколько американцы, несущие с собой смерть и разрушение. Роботы вынуждены отвечать насилием на насилие, но их эффективность оставляет желать лучшего, так что они мрут со скоростью стальных болванчиков из Binary Domain.



Полицейские роботы.
Третья часть The Creator напоминает своим стилем “Нирвану” с Кристофером Ламбертом. Здесь встречаются самые необычные образы фильма:роботы сжигающие мертвецов на берегах Ганга, кибер-храмы возведенные в Гималаях и дроны, летающие над верхушками буддийских ступ. Удивительно то, что индийский визуальный ряд получился у Эдвардса весьма органичным,так что буквально каждый кадр можно распечатывать на принтере и вешать на стенку. Если в “Нирване” ориентальная часть фильма формировалась отсылками к буддизму, то в “Создателе” Эдвардс показывает настоящий кибер буддизм, новую философию которая на пальцах объясняет процессы перерождения, ибо человеческое сознание теперь можно скопировать на флешку и перенести в новое тело (в том числе и механическое).



Однажды в Непале.
Финал этой истории, пожалуй, самое слабое место сценария. Это классический рассказ об уничтожении очередной “Звезды смерти”. Параллелей между The Creator и Rogue One (предыдущим фильмом режиссера) столь много, что я даже не буду писать про них в этом обзоре. Формально, конец у фильма печальный, но с буддийской точки зрения такое завершение постановки можно считать хэппи-эндом: милитаристы были наказаны, роботы и угнетенные получили свободу. Короче говоря, если бы Советский Союз дожил до наших дней, то это кино бы точно появилось в кинотеатрах и набрало бы себе массу поклонников.



Номад над Гималаями.
Однако, в мире победившего капитализма ситуация сложилась иным образом. Простые зрители на кино не пошли, а критики обвинили фильм во вторичности (ага, у нас очень много оригинальной фантастики каждый год выходит). В итоге картина Эдвардса стремительно тонет в прокате. Имея бюджет в 61M$ фильм набрал в кинотеатрах только 21M$. Вероятно, все это завершится эпическим провалом, но, право слово, это лучший провал года, если не вообще всей пятилетки. Вообщем, если вы любите киберпанк, военные фильм про Вьетнам и истории, развивающиеся на Крыше мире, то пропускать The Creator никак нельзя. Это лучшая фантастика года и один из самых необычных робото-фильмов за всю историю жанра.



Робот-повстанец с модифицированным калашниковым.
Информация к размышлению. Если есть у The Creator серьезный недостаток, то он связан с тем, что фильму критически не хватает хронометража. Картина идет больше двух часов, но Эдвардс едва успевает закончить основную сюжетную линию. На экспозицию и описание характеров второстепенных персонажей времени у него не остается.



Девушка репликант с механизированным лицом.
ЗА
-Оригинальная анти-военная фантастика про людей и АИ,
-Необычный и эффектный визуальный ряд,
-Кибер-буддизм,
-Разнообразная военная техника и штурмовые машины,
-Будущее в котором роботы и люди могут жить в мире.

ПРОТИВ
-Фильму критически не хватает хронометража,
-Многие персонажи слабо прописаны.
-Банальная финальная битва.



Если вам понравился обзор этого фильма, то ставьте лайк и присоединяйтесь к каналу Great Black Ship.
09.10.2023
(с) Илья Садчиков.

movie, resistance, кино, computers, sci-fi, cyberpunk

Previous post Next post
Up