РАСКОЛ (1993)

Sep 14, 2023 22:16




В июле 1903 года открылся II съезд РСДРП, в рамках которого должна была быть сформирована социалистическая партия нового типа. Изначально съезд проходил в Брюсселе, но потом, из-за повышенного внимания полиции, его пришлось перенести в Лондон. Старые российские социал-демократы связывали со съездом большие надежды. Только все пошло не по плану. Сначала от партии откололся Бунд, после чего Ленин и Мартов жестко разошлись по вопросам формирования новой организации, что привело к формированию двух разных политических движений - меньшевиков и большевиков. Этот раскол определил контуры Великой октябрьской революции и, по факту, изменил судьбу всего мира. Российский сериал “Раскол”, всецело посвящен этому историческому событию.





Плеханов, Ленин и хлебная корка.
В начале обзора замечу, что фильм попал мне в очень плохом качестве записанном с TV. Звук в записи хороший, но вот картинка просто ужасная, так что скриншоты в этом обзоре будут весьма специфическими. HDTV версия сериала в природе отсутствует и сделать новый RiP судя по всему невозможно, ибо картину давно не показывают по TV.



Плеханов.
“Раскол” состоит из десяти серий длительностью 55 минут каждая. Благодаря значительному хронометражу сценарий сериала охватывает собой большой временной интервал с 1900 по 1903 год. При этом события развиваются не только в Российской империи, но и за границей. Под пристальный взор создателей “Раскола” попали не только русские социал-демократы, но также их противники из охранки и легальные марксисты во главе со Струве. Западные эсдеки в картине практически не представлены, хотя герои картины регулярно говорят о Карле Либкнехте и Розе Люксембург.



Мартов.



Лучший друг советских детей, В.И. Ленин.
Основными действующими лицами “Раскола” являются: Плеханов, Ленин и Мартов. Они стоят в центре исторических событий и формируют сюжетную канву. Изначально раскол между русскими социал-демократами идет по линии старых и новых социалистов. Молодежь пытается издавать новую газету - “Искру”, но у них нет политического веса, вследствие чего им приходится идти за помощью к Плеханову, Засулич и Аксельроду. Ближе к концу сериала этот конфликт отходит на второй план, так как новый раздел пролегает между Лениным и Мартовым. При этом Плеханов поддерживает Ленина, тогда как за Мартова выступает Засулич, Аксельрод и Троцкий (в фильме это персонаж третьего плана, тем интереснее наблюдать за сменой его мировоззрения). В конечном итоге Ленин берет вверх и его партия встает на ярко выраженный революционный путь.



Засулич и Аксельрод (это Джигарханян, вам не показалось).
Если раскол между Мартовым и Лениным показан в сериале обстоятельно, то столкновение Ленина и Струве демонстрируется однобоко и непоследовательно. При этом Струве, активно действующий в первых сериях, бесследно исчезает где-то в середине картины, после чего пути Ленинцев и легальных Марксистов более не пересекаются. И опять же непонятно, почему зритель должен сочувствовать Струве, если охранка постоянно бьет последнего по шапке и активно выдавливает за границу несмотря на все его миролюбие. Столь же странно выглядит и уход делегатов Бунда. Вот они спорят с Лениным и, бац, их уже нет среди присутствующих. При этом отсутствие Бунда критически важно для Ленина, ибо если бы Бунд остался на месте, то меньшевиками бы стали последователи Ульянова. Ну и конечно, было бы неплохо детально объяснить зрителю, почему теоретический раскол (который Плеханов пытался сшить на ходу) привел к столь серьезным последствиям для России не только в настоящем, но и в будущем (робкая попытка реализации этой идеи представлена в последней серии).



Зубатов (такое ощущение, что им управляет попаданец, который с самого начала знает, чем все это кончится).
В “Расколе” имеется интересная сюжетная линия, связанная с Зубатовым. Полицейский гоняется за Лениным большую часть сериала, пытается помогать рабочим через кружки, но, в конце-концов, становится жертвой Министерства внутренних дел. Плеве отстраняет его от активной работы, после чего полицейский исчезает со сцены навсегда. Это очень странное решение, учитывая что Зубатова изначально представляют, как главного противника Ильича.



Плотников в роли Струве.
Это интересно. Режиссер Колосов несколько раз появляется в сериале и начитывает “текст от автора”. В этих вставках Колосов доносит до зрителя свой взгляд на показанные события и иногда расширяет сюжетную рамку фильма. Решение, на мой взгляд, неудачное, ибо оно рушит непрерывность сюжетной линии. Кроме того, вставки с Колосовым просто ненужны ибо в фильме есть аналогичные вставки о будущем, с помощью которых, например, очерчена история Троцкого.



Октоберфест и Крупская.
Стоит отметить, что две последние серии фильма (8 и 9) выпадают из общего стиля сериала. Во-первых, авторы слишком быстро ускоряют в них темп повествованиях. Во-вторых, в них кардинальным образом меняется личность Ленина. Если в начале пути Ильич начинающий политик, робко делающий первые шаги в деле социал-демократии то в конце сериала, он яростный диктатор, стремящийся к единоличной власти над Партией. Достается от него всем, кроме Крупской (вероятно это потому, что она умеет петь революционные песни) и Сталина (потому что он в фильм не попал).



Троцкий в 1929 году. Авторы записали в его последователи Пол Пота.
Весьма вероятно, что изменение характера Ульянова связано с обстоятельствами создания фильма. “Раскол” начали снимать в начале перестройки, когда Горбачев декларировал принципы “возвращения к истокам Ленинизма”. По этой причине первые 6 серий комплементарны Ленину. Однако, оставшиеся три серии снимали уже в капиталистической России с 1991 по 1993 год. Отношение к Ленину изменилось, вследствие чего авторы сериала стали видеть в Ленине злодея и явным образом продемонстрировали свои симпатии Мартову.



Николай II и Витте.
Столь долгое производство сыграло с фильмом злую шутку. Если бы “Раскол” вышел до 1987 года, то он стал бы высшей точкой Ленинианы, важнейшим фильмом Ульяновской эпопеи. К сожалению, картина увидела свет слишком поздно и была проигнорирована массовым зрителем. В 00-ые годы ее показывали лишь раз, по каналу Культура, ибо сюжетный дискурс “Раскола” начал кардинальным образом расходиться с генеральной линией партии. В результате, сериал бы основательно и совершенно незаслуженно забыт.



Землячка сбрасывает напалм на политических противников.



Поп Гапон.
ЗА
-Одна из первых попыток показать Ленина, как живого человека,
-История II съезда РСДРП,
-Попытка взглянуть на исторический процесс со стороны департамента внутренних дел,
-Отличная актерская игра, особенно удачной получилась роль Плеханова.

ПРОТИВ
-Очень неровное начало и противоречивый конец,
-Оборванные сюжетные линии Зубатова и Струве,
-История разрыва с Бундом не раскрыта,
-Авторы не смогли сохранить объективность в своем рассказе.



А нам не просто слава, но еще и лайк! Он слева, внизу.
И не забудьте подписаться на наш телеграмм канал The Great Black Ship.
14.09.2023
(с) Илья Садчиков

movie, history, кино, лондон, сериалы

Previous post Next post
Up