ДРЕВНИЕ ШУТЕРЫ. ЧАСТЬ 1 - CATACOMB 3D & NOAH’S ARK

Aug 17, 2023 23:46




Этим летом на GOG прошла большая распродажа старых шутеров от первого лица. В результате я обзавелся целой кучей древних игр, которых, в свое время, у меня не было. В итоге я прошел не только классический Catacomb 3D, но и намного менее популярный Noah’s Ark 3D, который оказался далеко не простой игрой.


CATACOMB 3D: THE DESCENT  (PC)

Вероятно, первый настоящий FPS в истории человечества, сделанный на движке от Hovertank. Главный герой - волшебник, пытающийся успокоить лича Немезиса (этого парня вы могли видеть в конце Dangerous Dave). Лич сидит в самом конце лабиринта состоящего из 20 уровней. Его защищают различные монстры, которые постоянно бегают по катакомбам и вредят игроку.



Игра быстро работает на 80286 с EGA монитором. Обратите внимание, что пол и потолок не имеют текстур.

Поскольку игра представляет собой FPS, действие разворачивается от первого лица. При этом персонаж может ходить не только вперед и назад, но даже стрейфится и сделать быстрый поворот (для этого есть специальная клавиша). Оружие у игрока всего одно - файербол. При этом стрелять огнем бесконечно нельзя, ибо у героя истощается магическая энергия. Зато колдун может вложить в один фаербол всю свою силу, сделав один мощный выстрел. Также на уровнях имеются специальные заряды: очередь из фаерболов и выстрел, разлетающийся по сторонам. Подобных артефактов на уровнях не много, так что приходится экономить их на черный день.

Это интересно. Помимо айтемов в игре есть еще и сундуки, собрав которые можно разжиться победными очками. Впоследствии эти самые сундуки трансформировались в шкатулки из Wolfenstein 3D.



Секретная дверь открывается выстрелом в стену.

Лабиринты в игре весьма своеобразные. Тут есть крохотные уровни, состоящие из нескольких комнат и огромные локации, изобилующие закрытыми дверями. Один из уровней представляет собой хаб, из которого можно попасть в 4 других уровня. При этом проход в нижние катакомбы скрывается только в одном из уровней, остальные порталы ведут в тупик.  Ближе к концу приключения уровни опять упрощаются, зато на них появляется множество бронированных монстров. В целом местный level дизайн выглядит слабо. Видно, что многие уровни делали на отвяжись и авторы вообще не думали о том, чтобы развлечь игрока локальной архитектурой.

Весьма интересно в игре сделаны секретные локации. Вход в них открывается выстрелом по секретной стене. При этом стена всегда отличается уникальной текстурой. Пройти мимо нее вы не сможете. Секретов на уровнях много, иногда их количество достигает несколько десятков.

Что касается монстров. В Catacombs обитают чертики, бронированные тролли, летучие мыши и маги (они похожи на призрака Гитлера из Wolfenstein). Кроме того, в игре есть упорные красные Рыцари ада, которые выдерживают невероятное количество попаданий  Ну и венчает местный бестиарий Лич Немезис, убить которого оказалось крайне легко (на Рыцарях натренировался). Даже на самой высокой сложности твари не представляют угрозы до самого последнего уровня, но вот в Аду вам придется не сладко, ибо рыцари там ходят стаями и нападают сразу с нескольких сторон.



Пинки появятся в Doom, а Немесис обитается в Dangerous Dave 2.

Интерфейс в игре странный. В нижней части экрана находится панель управления героем, в которой содержится информация о вашем оружии, ключах и найденных предметах. В правой части экрана располагается лицо персонажа (превращающееся в череп после ранений), индикатор мощности выстрела, а также компас. Зачем он нужен в игре - непонятно, ибо сложных лабиринтов в Катакомбах нет.

В целом Catacomb 3D The Descent напоминает не столько полноценную игру, сколько техно демку. ID этой серией больше не занималась, так что дальнейшим развитием концепта занялась  Soft Edge, которая сделала серию Catacomb Adventure.

NOAH’S ARK 3D (PC)



Изначально эта игра, созданная на движке от Wolfenstein 3D должна была называться Hellraiser 3D. Однако, авторы затормозили с разработкой и потеряли права на лицензию. После этого им что-то ударило в голову и они решили делать проект на основе библейских сказаний (не хилый такой разворот на 180 градусов).

Главным героем шутера, как вы уже догадались, является Ной. Действие происходит на ковчеге, который плывет по морю во время Великого потопа. История начинается с того, что звери выбегают из клеток и начинают дебош. При этом заводилами являются боссы игры: кенгуру, обезьяна, жираф, слон и медведь (может там еще кто-то есть, но я забыл). Кроме того с Ноем решили подраться обычные твари: барашки, козочки, антилопы, буйволы и почему-то страусы. Ною надо всех зверенышей успокоить (кормом) и разогнать обратно по камерам. Казалось бы - легкая задача, детская игра. Пройти - нефиг делать. Я также думал, когда начинал прохождение.



Лучшее оружие игры. Ноя атауют три агрессивных страуса.

Первые два эпизода действительно проходятся очень быстро. Уровни в них маленькие, ключи лежат в очевидных местах, а секретки находятся за уникальными текстурами. Однако, на третьем эпизоде происходит перелом. В игре появляются монстры, обладающие крайне быстрой реакцией и способные наносить удар с огромной дистанции. Если вы играли в Wolfenstein 3D то помните, что немцы в игре реагировали далеко не сразу. Сначала они бегали, и лишь потом вытаскивали пистолет. Местный страус же сразу делает разворот на 180 градусов и производит “выстрел”, который, снимает до 50 % здоровья. При чем это не самый сильный игровой монстр. Буйволы вообще могут убить вас с первого попадания хит сканом. При это они часто стоят за углом и их просто не видно.



Арбузомет. Детализация уровней "поражает" воображение.

Два последних эпизода - самые сложные в игре. Здесь есть огромное количество монстров, узкие, запутанные коридоры, а также секреты, спрятанные за обычными стенами. На высоком уровне сложности постоянно не хватает здоровья и оружия. Как эти уровни проходили дети, мне совершенно непонятно, потому что на них иногда страдал даже я, человек с 35 летним опытом игры в FPS. Ну, а в самом конце вас ждет зело злой медведь, для уничтожения которого нужно более 250 попаданий. При этом каждый хит этой дальнобойной твари снимает с вас 25% здоровья. Занавес.



Медвед атакует!

Это интересно. В отличие от Wolfenstein 3D в игре есть интерактивная карта, что несколько упрощает прохождение.

Удивительно то, что в игре есть обширный арсенал разнообразного оружия. Ной стреляет в живность из 4 видов рогаток (с кормом), также у него есть штука метающая дыни и девайс, метающий арбузы. Совершенно не удивительно, что твари не наедаются, а просто отрубаются (когда в лоб прилетает арбуз, о еде почему-то не думаешь). Арбузо и дынеметы используются в игре редко, потому что снарядов для них мало, а из рогаток я использовал только одну - сетчатую. Остальные или стреляли медленно или слишком быстро “прожирали” корм.



Спят усталые зверята.

Помимо развлекательной функции, игра несет еще и образовательную. По уровням раскиданы листочки с библейскими загадками. Если вы дадите правильный ответ на них, то получите немного здоровья и еды для рогатки. В противном случае вам ничего не дадут и еще и правильный ответ не скажут. Типа, умрите в невежестве. Мило.

Что касается графики, то это чистой воды Wolfenstein, перекрашенный в коричневый цвет. На стенах здесь висят плакаты с уточками и портреты Ноя, вместо шкатулок лежат фрукты. Локации детализированы плохо, так что бродить по уровням ковчега не так уж и интересно. Так-то экскурсии по обувным коробкам устарели более тридцати лет назад. Вывод из всего вышеописанного такой. Взрослым в Ковчег будет играть не интересно, а детям слишком сложно.

16.08.2023

(с) Илья Садчиков

игры, gamedev, computers, games

Previous post Next post
Up