JOHN CARPENTER’S ESCAPE FROM NEW YORK (1981)

Jul 20, 2023 20:32




Действие классического фильма Джона Карпентера Escape from New York разворачивается в 1997 году. После глобального противостояния с Китаем и СССР, США лежит в руинах. Экономика раздавлена бесконечной войной, полиции на улицах нет, большие города страдают от локдаунов и войн блоков. Для того, чтобы погасить вспышку преступности на улицах Нью-Йорка, городские власти решили превратить Манхеттен в глобальный концентрационный лагерь. Мосты через реку заминировали, а на берегу поставили пулеметные вышки, чтобы всякие Джокеры наружу не выбрались. На бумаге план выглядел замечательно, но когда в кварталы Манхэттена рухнул президентский самолет, всем стало не до смеха. Теперь спасти страну от ядерного апокалипсиса может лишь один человек - безбашенный преступник и ветеран Третьей мировой Снейк Плискин.




Снейк Плискин.
СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА

Создание Escape from New York началось в 1974 году на фоне Уотергейтского скандала. Карпентер решил рассказать историю о том, как крутой и опасный вояка спасает в бетонных джунглях крайне непопулярного американского президента (по происхождению англичанина). Уровень преступности в NY в те годы был настолько высоким, что на улицах каждый день творились эпизоды, способные составить завязку для очередной серии Death Wish. По этой причине действие картины должно было происходить в ночном Нью Йорке. Продать свой сценарий студийным боссам Карпентер не сумел и отложил идею в глубокий ящик.



Полицейский комиссар Боб Хоук и его громадный спутниковый телефон.
Ситуация изменилась к лучшему после успеха Halloween. Согласно новому контракту, заключенному с Embassy Pictures Карпентер и Дебра Хилл должны были снять для студии еще два фильма. Первым из них оказался The Fog, тогда как вторым должен был стать The Philadelphia Experiment. К счастью для Карпентера съемки второго фильма забуксовали и тогда Джон достал из шкафа давно заброшенный сценарий “Побега”. После переработки истории, совместно с Ником Каслом, Embassy дала проекту зеленый свет. International Film Investors согласились предоставить 50% бюджета, тогда как оставшуюся для производства сумму кинематографисты взяли у Goldcrest Films.



Стена и башни WTC.
Карпентер хотел видеть в роли Снейка Плискина своего товарища Курта Рассела, с которым он работал над фильмом Elvis. Однако, боссы Embassy Pictures не согласились с подобным видением (Рассел играл в фильмах Disney и в роли антигероя его никто не видел). В результате через пробы для Escape from New York прошла целая плеяда американских кинозвезд. Наиболее удачными кандидатами оказались Чарльз Бронсон и Чак Норрис, но Снейка им сыграть было не суждено. Бронсона испугался Карпентер, который понимал, что не сможет навязать Чарльзу свою волю. От Норриса отказались продюсеры, он не подошел им по возрасту. На пробах также побывал Клинт Иствуд, но связываться с фильмом класса B он не захотел (зато привел в картину своего приятеля Ли Ван Клифа). Продюсеры немного пострадали, но в конечном итоге,вернулись к идее Карпентера и отдали роль Курту Расселу.



Тюрьма строгого режима в самом сердце США.
Несмотря на то, что действие фильма происходит в Нью-Йорке снимать картину решено было в Восточном Сент-Луисе (не путать с простым Сент-Луисом), поскольку это позволило сэкономить ограниченный бюджет постановки. Восточный Сент-Луис был выбран в качестве съемочной площадки еще и потому, что в 1974 году в городе произошел масштабный пожар, в результате чего выгорели целые кварталы многоэтажных домов. К началу съемок Восточный Сент-Луис представлял собой пост-апокалиптическое зрелище: повсюду виднелись остовы многоэтажек и руины сгоревших зданий, улицы были покрыты мусором, транспортная система была разрушена. В городе имелся весьма занятный мост, который киношники выкупили у правительства за 1 доллар (чтобы не иметь проблем с порчей федерального имущества). Кроме того, власти города разрешили перекрывать улицы и позволяли кинематографистам отключать электричество в отдельных блоках. В мэрии считали, что успех картины пойдет на пользу городу. Что касается Нью-Йорка, то Карпентер отработал в нем два дня и снял эпизоды, демонстрирующие ночную статую Свободы. Также в Атланте сняли начальные сцены с поездом, которые, позднее, были вырезаны из фильма.



Захваченный Air Force One.



Те самые марксисты, что угнали авиалайнер.
В течение 4 месяцев (с августа по ноябрь 1980 года) пока шли съемки фильма, кинематографисты трудились в ночное время суток: начинали работу в 7 вечера и завершали ее в 6 часов утра. Поскольку большая часть киношного материала снималась ночью, для создания четкой и эффектной картинки использовались специальные линзы Ultra Speed. Для оператора - Дина Карди линзы были в новинку, так что он использовал их практически непрерывно. Многие экшн-сцены были сняты при помощи Steadycam от Panavision. Эпизод с пролетающими вертолетами был сделан при помощи технологии Glass shot, над которой трудился мало кому известный в то время Джеймс Кэмерон. Сцены с компьютерной графикой (зеленые дома над которыми летит планер) были созданы при помощи моделей и светоотражающей ленты. Итоговый вариант получился крайне реалистичным и каркасные модели фильма до сих пор производят впечатление аутентичной компьютерной графики.



Сцена снятая при помощи технологии Glass Shot. Дома на заднем плане в реальности отсутствуют. Они нарисованы на стекле.
Это интересно. Glass shot работает следующим образом. Перед камерой ставят кусок стекла, на который наносят фото-реалистичное изображение. После этого, перед стеклом ставят актеров, которые играют свою сцену на фоне фантастического ландшафта. Идея, в целом, простая, но реализовать ее на высоком уровне не так уж и просто. Нужно правильно выставить освещение и сделать так, чтобы масштаб актеров и объектов соответствовал друг другу.



Имитация компьютерной графики будущего.
На пост-продакшн 6 миллионной картины Карпентер потратил 6 месяцев. В театральной прокат Escape from New York вышел 10 июня 1981 года. Итоговые сборы составили 25.2М долларов (в целом неплохо, но не сравнимо с предыдущими работами Карпентера). Отзывы от зрителей и критиков были положительными, сценарий продолжения был написан в 1985 году, но сиквел в работу так и не ушел. Лишь через 15 лет фанаты получили продолжение истории Снейка Плисскена: Escape from L.A.

АМЕРИКА 90-ЫХ



Интересный у Плискена MAC10. С глушителем и оптическим прицелом. Стреляет он из него все равно от бедра!
Моё окружение смотрело Escape from New York после просмотра Escape from L.A. В итоге получилось так, что L.A. стал для нас прорывным фильмом, тогда как “Нью-Йорк” забавным артефактом ушедшей эпохи. Капентеровской пробой пера. Однако, первый фильм заслуженно получил культовый статус, ибо все особенности сиквела в нем присутствовали. Карпентеру не хватило бюджета и немного мастерства, чтобы довести отличную концепцию до совершенства.



Отряд спасения. Потом их всех заменил Стеси Китч.
Для того, чтобы познакомить зрителя с мрачным миром будущего в фильм был интегрирован текстовый пролог, который читает Джейми Ли Кертис. Из пролога зритель черпает информацию об особенностях островной тюрьмы. При этом о мире “Побега” мы не знаем практически ничего (в частности о том, что WW3 все еще продолжается). Остается ориентироваться лишь на отдельные реплики главных и второстепенных героев. Замечу, что в сиквеле пролог был расширен, дабы зритель не терялся в догадках, а точно понимал, как Штаты дошли до жизни такой. Далее, в изначальном варианте Escape from New York шел эпизод с подземкой. Карпентер убрал эту сцену из финальной версии, ибо она снижала общую динамику фильма.



Мэгги. До финала не доберется.
Снейк Плискин - классический антигерой 70-ых. Ранее такой персонаж был невозможен, позже, ему на смену пришли несокрушимые герои в стиле Мэтрикса, Райбека и Рэмбо. В отличие от парней “золотого века боевиков” Плискин ни во что не верит, работает на себя и излучает вокруг ауру презрительного цинизма. Он уже все понял о людях и к великим идеалам не стремится. Знакомство с Плискиным зритель начинает тогда, когда персонаж уже перешел на ту сторону закона и попал в безвыходную ситуацию. Несмотря на всю свою крутость, Плискин не машина смерти, он всего лишь человек. Плискин действует в незнакомом окружении в условиях стремительно приближающегося дедлайна, что требует от него высочайшей эффективности действий. Свое задание он выполняет с трудом, вложив в достижение результата все имеющиеся силы, что выгодно отличает его от других B-movie героев. Какого-то фантастического арсенала оружия у анти-героя нет, а те девайсы, что есть в его распоряжении не дают ему очевидных преимуществ перед противником.



Машина Герцога.Cadillac Fleetwood Brougham c подсвечниками.
Поскольку Змей уязвим, авторы решили компенсировать его слабости командой помощников. Многие из “товарищей” Плискина себе на уме, но выбирать Змею не приходится. На стороне Плисскена выступает таксист Кэбби (добродушный малый), хитроумный док Хеллман (он пересекался со Змеем ранее) и его подружка Мэгги. Каждый персонаж выполнит свой долг до конца, но добраться до финишной прямой помощники не сумеют. Видимо Карпентер не знал, что с ними делать после завершения приключений (сиквел изначально не планировался).



Этот малый сначала отдубасил каскадера, заменявшего Курта Рассела, а потом взялся и за актера.
Президент США - еще один интересный герой фильма. Начнем с того, что он англичанин. Таким образом, с советско-китайским блоком воюет не столько США, сколько новое издание Океании. Судя по всему, война давно зашла в тупик, так как враждующие государства проводят переговоры о мире на самом высшем уровне (тут Карпентер заглянул далеко вперед и, судя по всему, попал в реалии середины XXI века). При этом внутренняя ситуация в стране деградировала до такой степени, что Air Force 1 смогли захватить марксисты, вогнавшие аэроплан в одно из зданий WTC(?). Новый президент США довольно комичный персонаж, которого никто из героев картины не уважает. В конце истории Плискин должен был запустить в него “бычок”. Однако, Рассел отказался от этой идеи, поскольку побоялся поджечь исполнителя роли президента - Дональда Плезенса.



Все пошло под откос, когда доктор Лумис стал президентом США.
В отличие от сиквела, государство относится к Плискину равнодушно. В случае успеха, его даже хотели привлечь на работу в местную службу безопасности (как героя войны). От этой идеи пришлось отказаться после того, как Плискин сорвал мирные переговоры с Советско-Китайским блоком (об этих событиях можно прочитать в комиксе Escape from Florida от Boom! Studios). Таким образом главными киношными антагонистами персонажа являются бандиты, гопники и каннибалы, оккупировавшие Нью-Йорк. Взаимоотношения между фракциями толком не показаны. Можно лишь догадаться о том, что каннибалы (съевшие девушку в начале картины) контролируют большую часть города. Серьезной опасности они не представляют и разбегаются после пары выстрелов. Центр NY держат люди Герцога. У них нет огнестрельного оружия, но они вполне могут загнать Змея в угол, орудуя лишь копьями и арбалетами. На вооружении Герцога стоит несколько машин, что дает ему серьезное преимущество в мобильности. Вот и получается, что конфликт между Герцогом и Плискином неизбежен. Оба персонажа хотят покинуть город, но сбежать сможет только один.



Герцог Нью-Йорка. До сиквела тоже не дотянул.
Несмотря на то, что Escape from New York фильм про будущее, Карпентер сделал ставку на минимизацию специальных эффектов. Технические новации пришлось применять в сценах полета планера (и Air Force One), а также в дневных эпизодах, в рамках которых толпа народа бегала на фоне разрушенного Нью-Йорка. В то же самое время, Карпентер активно использовал каскадеров и во время побоищ киношный народ от души колотил друг друга палками и кулаками. Благодаря минимуму визуальных ухищрений картина получилась правдоподобной, а царящая повсюду темнота добавила постановке мрачности.



В оригинальной версии фильма была сцена драки Змея с индейцами на крыше WTC. Из финальной версии картины ее вырезали, оставив фразы про "проклятых краснокожих".
Несмотря на некоторую простоту и небольшую затянутость Escape from New York серьезно повлиял на западную фантастическую культуру. К сожалению римейк фильма, анонсированный в 2007 году так и не появился на свет. В настоящее время работа над очередным фильмом про Снейка застряла на этапе написания сценария. В декабре 2022 года Карпентер заявил, что фильм находится на ранней стадии разработки. При этом новая картина должна стать не ремейком, а продолжением Escape from L.A. с новым актером в главной роли (то есть Карпентер вновь вернулся к идее Escape from the Earth). Получится ли что-то толковое из этой идеи - пока не ясно. Остается лишь ждать и надеяться, что мир Снейка Плисскена вновь доберется до больших экранов (или хотя бы до стриминговых сервисов).

image Click to view



ЗА
-Классический постапокалиптический боевик в реалиях Третьей мировой войны,
-Важнейшая веха в творчестве Джона Карпентера,
-Борьба Снейка Плисскена,
-Баттл-рояль 80-ых,
-Мрачные шутки юмора,
-Электронная музыка, написанная Карпентером.

ПРОТИВ
-Примитивность окружающего пространства и вечная темнота,
-Особенности мрачной вселенной толком не раскрыты.



Если вы хотите прочитать обзор Escape from L.A. то не забудьте поставить лайк.
Скоро на моем телеграмм канале The Great Black Ship начнется новое голосование по выбору следующего фильма для обзора. Не пропустите!
20.07.2023
(с) Илья Садчиков

кино, b-movie, ww3, redalert, movie, nuclearpunk, священные монcтры, sci-fi, apocalypse, atomic age

Previous post Next post
Up