БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 8.

Jun 29, 2023 22:20




Бомбардировка Лаосской части тропы Хо Ши Мина началась 21 марта 1965 года. Цели, расположенные в южной части страны бомбили в рамках программы Steel Tiger, тогда как северная часть королевства стала целью операции Barrel Roll (именно здесь американские пилоты, совместно с лаосскими летчиками на T28, вступили в бой с силами Патет Лао). По бумагам вылеты в северной части страны считались тренировочными операциями, в рамках которых американцы натаскивали на боевую работу регулярных лаосских пилотов. В действительности же это были полноценные боевые вылеты американских ВВС. Лаосская помощь значилась в документах исключительно для галочки.


ОПЕРАЦИИ STEEL TIGER И BARREL ROLL

В боевых операциях в небе Лаоса принимали участие легкие самолеты Cessna O-1 и O-2A (из состава 20 TASS “Conveys”, расположенной в Да Нанге), спасательные вертолеты из 37 ARRS и штурмовики A-1 (из состава 56 SOW или 23 TASS “Nails”, которая располагалась в Нахон Фаном). Пилоты легких самолетов рисковали едва ли не больше американских военных летчиков, потому что лаосские партизаны давали за голову сбитых наблюдателей 10,000$ наличными.



Cessna O-2A Skymaster времен Вьетнамской войны.
О-2, курсирующие над джунглями Лаоса на скорости в 110 узлов, занимались разведкой местности, наводили на цели американские самолеты, а также сами атаковали противника при помощи пушек и 2.75 дюймовых неуправляемых ракет. Выживание этих машин всецело зависело от мастерства пилотов, знания местности и понимания основных уловок воздушной войны. Пилотам лаосских ВВС помогали нестабильные воздушные потоки и постоянное маневрирование над вражеской территорией.

Иногда случалось так, что бои, ведущиеся на сверхнизких высотах, могли изменить ход наземного сражения. В качестве примера можно привести историю капитана Хилларда Вилбанкса, который пилотировал O-1G из состава 21 SAS. 24 февраля 1967 он вылетел на разведку джунглей в районе Тропы Хо Ши Мина. Обнаружив засаду вьетконга, пилот попытался вывести из западни ничего не подозревающих рейнжеров ARVN. Противник заметил самолет и начал обстреливать машину Вилбанкса из ручного оружия и минометов. Американец сбросил на врага несколько маркеров: ракет с белым фосфором. Расстреляв все ракеты, Вилбанкс начал обстреливать противника из личной M16. Вскоре удача отвернулась от пилота, он получил ранение, потерял управление и машина рухнула в джунгли. Рейнджеры смогли вытащить капитана из-под обломков, но спасти его не удалось. Капитан Вилбанкс скончался на вертолете по пути в госпиталь. За свой подвиг пилот был посмертно награжден Медалью за отвагу.



Skymaster наносит удар по лаосским повстанцам.
Еще один любопытный случай произошел с майором Джеральдом Т Двайером 21 мая 1968 года. Его O-2A был сбит 37-мм зенитным снарядом в тот самый момент, когда майор наводил на цель приближающиеся F-4. Двайер сумел выпрыгнуть с парашютом, и сразу же оказался в окружении (по его следам шли 5 тяжеловооруженных солдат). Майор подстрелил трех противников, а на двух оставшихся навел воздушный удар. Выбраться из джунглей пилот сумел при помощи спасательного вертолета.

Начиная с июня 1967 год над Лаосской частью тропы стали действовать сверхбыстрые двухместные F-100F из состава 155 Misty FAC. Эти машины летали над самыми укрепленными участками дороги, проводили разведку местности и, в случае необходимости, вызывали на подмогу ударные F-100D. Поскольку F-100D не имели ночного оборудования или радара, цели отмечались при помощи сигнальных ракет и осветительных снарядов, повисших над головами противника. Если место сброса было отмечено правильно, то реактивные самолеты могли нанести точный и практически неотвратимый удар по цели.

ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ

Поскольку вьетнамцы активно перебрасывали грузы под покровом ночной темноты, американские пилоты пытались найти эффективный способ уничтожения вражеских машин без использования продвинутых технологий. Наиболее простой способ подсветки цели заключался в массовом применении осветительных артиллерийских снарядов. Кроме того, пилоты UH-1 (такие машины получили название Lightning Bug) брали на борт мощные осветительные прожектора (изъятые с ВПП) и с их помощью подсвечивали коварные джунгли. Партизаны открывали по “светлячку” огонь и тут же получали сдачи от ударного вертолета, парящего невидимкой в ночной темноте.



Полковник Лерой Мэнор (37 TFW) готовится к боевому вылету вместе с полковником Малкольмом Хортоном. Мэнор получил известность как фанат проекта Misty. За спиной пилотов стоит F-100F (56-3874).

Другие UH-1 имели специальные Nighthawk-установки, которые состояли из ксеноновых поисковых прожекторов AN/VSS-3. Последние могли работать еще и в инфракрасном режиме. В режиме обычного освещения прожектора отлично подсвечивали цель, но и сами становились отменной мишенью. По этой причине пилоты предпочитали использовать в бою инфракрасный режим и ночной прицел AN/TVS-4, которые работали в связке с бортовой пушкой XM-27E1. На вооружении армии США также были вертолеты, получающие информацию с датчиков ACOUSID, но широкого распространения они не получили.



Осветительная установка AN/VSS-3.

Еще одной важной инновацией стал прицел ночного видения PVS-2A, который изначально использовался пехотой. После того, как его начали применять экипажи O-2A эффективность ночной работы лаосских ВВС возросла на порядок. Летом 1967 был случай когда за три дня боевых действий, действующие на Лаосом O-2 смогли обнаружить (при помощи ночных прицелов) 597 грузовиков, из которых 83 машины были уничтожены ночными штурмовиками. Прицелы ночного видения могли засечь не только грузовики с зашторенными фарами, но даже слабый свет, исходящий от ручных фонариков.

В том случае если цель нужно было подсветить на большом расстоянии, американцы применяли C-123 в брюхо которого были вмонтированы 28 мощных прожекторов. Летая на высоте 12,000 футов С-123 подсвечивали территорию диаметром 2 мили. Поскольку С-123 были отличной целью для зенитных РЛС, их активно прикрывали EB-66, который попытались подавить работу систем СОН-9. Во время операции Lam Son 719, С-123 работали совместно с А-26К, А-1 и Т-28, выполняя над джунглями длительные шестичасовые полеты. Активная работа этих машин в ночное время суток привела к тому, что генерал Вестморленд сумел обнаружить масштабные приготовления NVA к будущей атаке на Кхесань.



Дым валит из двигателей B-57B из состава 8 BS (Дананг), 1965 год. Эти машины участвовали в войне 5 с половиной лет и был вооружены 20мм или .50 калиберными пушками, бомбами M36E2, напалмовыми бомбами BLU-27 иди 750 фунтовыми бомбами M117.

Также над Лаосом действовали UC-123B/K из состава 606 SOS (Нахон Фаном). Эти машины были оборудованы системой AN/AVG-3 и занимались подсветкой целей в рамках операций Barrel Roll и Steel tiger. За одну ночь эти машины выполняли до 9 боевых вылетов длительностью по 4 часа. В случае необходимости UC-123B/K могли сбросить в джунгли до 50 осветительных снарядов (включая красные LUU-1B, зеленые LUU-5, созданные на основе Mk24, а также магниевые “бревна” Mk6). Как правило осветительные снаряды застревали в кронах деревьев и отлично подсвечивали землю, раскинувшуюся под массивными стволами.

В рамках миссий Blind Bat участвовали окрашенные в черное C-130A из 374 Tactical Airlift Wing (Убон). Первые боевые вылеты эти машины совершили в марте 1966 года в сопровождении бомбардировщиков B-57 и машин радиоэлектронной борьбы EF-10B. Каждый С-130А нес 350 осветительных снарядов Mk24 и 66 “бревен” Mk6. После падения на землю Mk6 давали яркую струю белого пламени, которую можно было увидеть с высоты 12,000 футов. Вьетнамцы боролись с “бревнами”, засыпая их землей. В некоторых случаях бойцы NVA зажигали ложные осветительные огни. Для массового запуска осветительных снарядов на борт нескольких C-130A были поставлены 14 зарядные системы LAU-62. LAU часто заедали и пилоты предпочитали использовать вместо них более дешевые системы с ручным запуском снарядов. На более поздних этапах войны на С-130A стали ставить системы лазерной подсветки целей, которые применялись для наведения бомб Pave Way I.



Тяжелый ночной штурмовик AC-123K Black Spot, Вьетнам, 1969 год.

В конце 60-ых годов, американские конструкторы попытались сделать на основе C-123B тяжелый ночной штурмовик, который получил обозначение AC-123K Black Spot (всего сделали две машины 54-691 и 54-698). Оба самолета предназначались для ночных вылетов и несли на борту лазерный дальномер, инфракрасный сенсор, LLLTV, поисковый радар, а также детектор зажигания S-Sand Black Crow. Сенсоры ганшипа взаимодействовали с бортовым компьютером, который контролировал сброс 177 бомб BLU-3 или BLU-26. Black Spot выполняли боевые миссии в рамках операции Triton и работали в составе 8 TFW в Лаосе в период с декабря 1968 по май 1969 года. Пилоты Black Spot записали на свой счет 418 грузовиков, половина которых была уничтожена во время первой атаки. Машины действовали на высоте 5,000 футов, что делало их неуязвимым для огня зенитных орудий. Еще одна боевая операция с участием этих машин произошла в 1970 году. В этот раз в качестве эскорта вместе с Black Spot летали А-1, специально модифицированные для ночных миссий.

Другими активными участниками операции стали F-4 из состава 497 TFS “Night Owls”. Эти машины были наиболее эффективными ночными бомбардировщиками Вьетнамской войны, хотя в дневное время суток их способности были не сравнимы с точными ударами А-4. Самым опасным оружием “Фантомов” были ,бомбы Pave Wave I, для успешного применения которых требовался самолет-наводчик с бортовой системой лазерной подсветки.



40 А-26К из состава 609 SOS были камуфлированные в зеленый цвет, но не несли на своих бортах знаков различия. Пилоты, летавшие на этих машинах над Лаосом, считались гражданскими, у них не было ни формы ни паспортов. Против грузовиков A-26K использовали зажигательные бомбы BLU-2, а также SUU-14 с CBU-14 или CBU-25 (замена произошла в 1970 году).

УНИЧТОЖЕНИЕ ДЖУНГЛЕЙ

Далеко не все военные инновации оказались успешными. Например операция Lava завершилась полным фиаско. В мае 1967 года С-130 загруженные специальным химическим реагентом, слили содержимое своих цистерн на горные дороги, расположенные в северной части страны. Разработчики реагента считали, что после успешного сброса дороги будут размыты сильнодействующим реагентом и превратятся в непроходимую грязь. Этого так и не произошло, поскольку Вьетнамцы укрепляли горные склоны при помощи камней и веток на которые реагент не подействовал.

Столь же неудачно закончилась операция Compatriot, в рамках которой WC-130 и RF-4C засевали грозовые облака кристаллами йодида серебра и иодида свинца. Предполагалась, что “засеянные” облака прольются тяжелыми дождями на тропические пути и сделают их непроходимыми. Попутно достанется посевам риса, которые просто уйдут под воду. Судя по всему, “посев” не получился, ибо вьетнамцы никаких проблем с затоплением не испытывали.



Место удара BLU-82.

Еще одной интересной новацией войны стала массированное уничтожение лесов при помощи 10,000 фунтовых бомб BLU-82/B. Эти бомбы, сбрасываемые сборта CH-54 или С-130 взрывались на высоте 3 фута над уровнем земли, после чего, вокруг них, в радиусе 300 футов, складывались все деревья. Мощь взрыва была столь велика, что происходила детонация рядом расположенных минных полей. Кроме того, серьезные разрушения случилась в подземных туннелях, расположенных рядом с точкой взрыва. Позже для тех же самых целей американцы начали использоваль бомбу объемного взрыва CBU-55 (FAE), которая создавала и подрывала облако этил-оксидного тумана, сжигающего все цели в радиусе 100 футов.

ХИМИЧЕСКАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА

В борьбе с лесными массивами американские военные сделали основную ставку на массированное использование дефолиантов. Первые вылеты С-123, оборудованных дефолиантными баками начались в январе 1962 года (официальное начало операции Ranch Hand, которая продолжалась до 1971 года). В феврале того же года американцы потеряли первый воздушный танкер UC-123B (56-4370), который упал в районе Бьен Хоа и убил трех своих пилотов. Судя по всему машина начала сброс дефолианта и, по какой-то причине, зацепила верхушки деревьев.

В октябре 1964 года танкеры UC-123 начали поливать дефолиантом джунгли в провинции Фу Лонг. Каждый из воздушных танкеров, действовавших в этом районе, мог брать на борт 950 галлонов агента оранж, агента пурпл, агента уайт (Тордон 101) или агента блю. Во время сброса жидкости танкер заливал реагентом полосу джунглей шириной в 230 футов и длиной в 10 миль. Реагент убивал урожай и заставлял деревья сбрасывать листву.



UC-123K, Вьетнам, 1971 год.

В декабре 1965 года танкеры залили реагентом 68,000 акров посевов и 253 квадратных мили лесов. На это потребовалось 897 вылетов. В мае 1966 года было рассеяно 200,000 галлонов гербицидов, при этом на нужды химической войны во Вьетнаме работало 90 процентов гербицидного производства США. Одиннадцать специально оборудованных танкеров UC-123B/K из состава 464 TCW (Troop Carrier Wing), базирующейся в Да Нанге сделали 19,000 вылетов в 1968 году, залив реагентом 1.5 миллионов акров леса и рисовых посевов. Скорость рассеивания гербицидов была такова, что иногда вылеты приходилось прекращать из-за отсутствия реагентов. К концу 1968 года американские военные решили освободить от лесного покрова половину Южного Вьетнама, что должно было оголить пути вторжения северо-вьетнамских коммунистов.

В тайне от Конгресса американские военные вылили 1,8М литров агента оранж на территорию Лаоса и 155,000 литров дефолианта на территорию Камбоджи Последний вылет в рамках операции Ranch Hand состоялся 7 января 1971 года. За это время ВВС США потеряли 8 UC-123, занимавшихся распылением гербицидов.



Агент оранж рассеивали с вертолетов.

Несмотря на то, что использование агента оранж было признано опасным и заблокировано в 1970 году, последствия химической войны продолжали воздействие на природу Вьетнама в течение нескольких десятилетий. 17,8% вьетнамских лесов было опрысканы дефолиантами во время войны, что нарушило экологическое равновесие джунглей. Стойкий характер диоксинов, эрозия почв, вызванная потерей древесного покрова, и потеря запасов саженцев означали, что лесовосстановление было затруднено (или невозможно) во многих районах страны. Многие дефлированные лесные массивы были быстро захвачены агрессивными видами растений (бамбук, когон-трава), что сделало лесовосстановление трудным или вообще невозможным. Пострадало видовое разнообразие животных.



Сброс гербецида на джунгли.

Люди вдохнувшие реагент начали страдать от лейкоза и различных видов раковых заболеваний. Дети жертв распыления рождались с серьезными отклонениями развития. Загрязненная почва и отложения продолжают влиять на граждан Вьетнама, отравляя их пищевую цепь и вызывая болезни, серьезные кожные заболевания и различные виды рака легких, гортани и простаты.

Что касается американских военных. то с ними произошла похожая история. Во время пребывания во Вьетнаме солдатам, работавшим с агентом оранж, сказали не беспокоиться и убедили в том, что химическое вещество полностью безвредно. Вернувшись домой, ветераны Вьетнама начали подозревать, что их плохое здоровье, случаи выкидыша, рождение детей с многочисленными дефектами могут быть связаны с агентом Orange и другими токсичными гербицидами, с которыми они работали во время войны.



Рассеивание дефолианта в рамках операции Ranch Hand.

Начиная с 1977 года бывшие военные начали подавать иски в Департамент по делам ветеранов на выплаты по инвалидности в связи с тяжелыми болезнями, которые, по их мнению, были связаны с воздействием диоксина. Чтобы иметь право на компенсацию, ветераны должны были служить на периметре или вблизи военных баз в Таиланде на территории которых хранились опасные гербициды. Также выплаты получали пилоты воздушных танкеров UC-130B/K. К апрелю 1993 года Департамент по делам ветеранов выплатил компенсацию только 486 жертвам агента, хотя заявления об инвалидности подали 39,419 бывших солдат.

В начале XXI века на бывших авиабазах США в Дананге, и Бьен-Хоа было проведено обширное тестирование на загрязнение агентом Оранж. На авиабазе Дананг загрязнение диоксинами в 350 раз превышало международные рекомендации. Таким образом, организуя химическую войну против вьетнамской природы и вьетнамских людей, американцы травили и своих собственных граждан.



РАЗВЕДЧИК RF-4C ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ BARREL ROLL (кликабельно)

RF-4C (66-0396) Bullwhip 1 из состава 14 TRS, 432 TRW (Удон) пилотируемый капитаном С.П.Слоаном и 1 лейтенантом А.Л.Гуйсе выполняет операцию, связанную с обнаружением и идентификацией результатов воздушного удара по Тропе Хо Ши Мина в 20 милях к юго-востоку от Бан Бана (Северный Лаос), 21 декабря 1969 года. Как правило эти машины летали на высоте 3,500 футов со скоростью 500 узлов. Вылеты проводились на рассвете. Вьетнамские зенитчики узнавали о появлении разведчиков от многочисленных наблюдателей. Данный самолет был сбит 37-мм зенитным снарядом, экипаж катапультировался

В 1969 году американцы экспериментировали с использованием танкеров на основе F-4 (этот самолет мог нести один бак гербицидов объемом 370 галлонов). Считалось, что эти машины смогут заливать агентом джунгли, находящиеся в районах с плотным ПВО. В танкеры было превращено два “Фантома” один из которых был сбит зенитным огнем, а второй потерял бак с гербицидами на пути к цели. После этого ВВС перестали использовать F-4 в качестве машин-распылителей реагентов.Что касается “Фантомов” прикрывавших танкеры в воздухе, то они также несли потери. В качестве примера можно привести историю F-4C (63-7621) из состава 390 TFS. Эта машина была сбита зенитным снарядом 31 декабря 1967 года в районе Дак То в тот самый момент когда танкер начал сброс реагента. F-4C майора Джейка Соренсена и 1-лейтенанта Майка Аарни получил зенитный снаряд в брюхо. Оба двигателя “Фантома” загорелись. Под крылом запустился двигатель одной из Sparrow, которая не сошла с держателя и разогнала самолет еще на 100 узлов. При этом начали взрываться снаряды бортовой пушки. За F-4C протянулась огненная дуга длиной 300 футов. К счастью для пилотов, системы катапультирования сработали и они удачно опустились в джунглях. После этого американские спасатели сумели эвакуировать обоих пилотов с вражеской территории.



F-100D-50-NH лейтенанта Джо Винсента, 31 TFW/309 TFS, Тай Хо, RVN, весна 1970.

Во время проведения операции Ranch Hand ВВС США использовали следующие типы “радужных” гербицидов:
  • Agent Green : 100% н -бутиловый эфир 2,4,5-T, применялся до 1966 г.
  • Agent Pink : 100 % 2,4,5-T (60 % н -бутилового эфира 2,4,5-T и 40 % изобутилового эфира 2,4,5-T), применялся до 1966 г.
  • Agent Purple : 50% 2,4,5-Т (30% н -бутилового эфира 2,4,5-Т и 20% изобутилового эфира 2,4,5-Т) и 50% н -бутилового эфира. эфир 2,4-Д б/у 1961-65 гг.
  • Agent Blue (Phytar 560G): 65,6% органического мышьяка (какодиловая кислота (Ansar 138) и натриевая соль какодилата натрия), использовавшаяся с 1962 по 1971 год в виде порошка и водного раствора
  • Agent White (Tordon 101): 21,2% (в расчете на кислотную массу) триизопропаноламиновых солей 2,4-D и 5,7% пиклорама, применялся в 1966-71 гг.
  • Agent Orange или Herbicide Orange, (HO): 50% н- бутилового эфира 2,4-D и 50% н- бутилового эфира 2,4,5-T, применялся в 1965-70 гг.
  • Agent Orange II: 50 % н-бутилового эфира 2,4-D и 50 % изооктилового эфира 2,4,5-T, применялся после 1968 г.
  • Agent Orange III: 66,6% н-бутил-2,4-Д и 33,3% н-бутилового эфира 2,4,5-Т.
  • Enhanced Agent Orange, Orange Plus, Super Orange (SO) или гербицид DOW M-3393: стандартизированная смесь Agent Orange из 2,4-D и 2,4,5-T в сочетании со смесью пиклорама на масляной основе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...



Если данная статья показалась вам интересной и вы хотите прочитать продолжение,то не забудьте поставить лайк.

Краткое содержание предыдущих серий:
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 1.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 2.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 3.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 4.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 5.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 6.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 7.
(с) Илья Садчиков
На основе Osprey - Air Campaign 018
29.06.2023

вьетконг, история, airplanes, вьетнам, war history, cold war

Previous post Next post
Up