БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 6.

Feb 25, 2023 19:54




Первые реактивные самолеты появились в небе Лаоса в 1964 году. Это были RF-101 и RB-57. Следом, в августе 1964 в Южном вьетнаме обосновались Канберры B-57B, которые действовали над тропой в течение следующих 7 лет. Согласно Женевским договоренностям 1954 года над территорией Вьетнама могли летать только лишь поршневые самолеты. Однако, это соглашение было денонсировано в 1964 году поскольку американцы решили, что подобная уступка будет на руку партизанам Вьетконга. Для отказа от ранее заключенных договоренностей пришлось придумать удобный предлог. Им стал Инцидент в Тонкинском заливе, после чего из Японии в Индокитай было переброшено 3-я тактическая бомбардировочная эскадрилья, хотя согласно изначальному плану, ее хотели расформировать в 1964 году


Реактивные машины стали базироваться на базе ВВС в Бьен Хо. До февраля 1965 года они выполняли разведывательные миссии над тропой и не несли никакого оружия В феврале 1965 года командование американских ВВС санкционировало бомбардировки с реактивных самолетов. Первый боевой вылет B-57B состоялся 19 февраля, его сделала машина 53-3888. Последующие атаки продемонстрировали факт того, что Канберры могут очень точно сбрасывать бомбы на цель, даже не смотря на свою высокую скорость. Примерно в это же время Вашингтон решил нарастить американский контингент во Вьетнаме в целях быстрейшего завершения военных действий.


Сверху B-57B ВВС Южного Вьетнама, Да Нанг, Октябрь 1965 года, снизу - B-57B из состава ВВС Южного Вьетнама. Эта машина была передана Вьетнамцам из состава 8 бомбардировочной эскадрильи, осенью 1965 года. В апреле 1966 проект Вьетнамских бомбардировочных ВВС был полностью свернут.

Начиная с марта 1965 года Канберры приступили к парным вылетам. Первая машина несла осветительные бомбы, тогда как вторая наносила непосредственный удар по цели. Иногда в этих миссиях Канберры сопровождал A-26A из состава 609 SOS, С-130 Blind Bat (машина подсветки цели) и EF-10B Skyknight, который глушил вражеские радары при помощи VMCJ-1. В случае крупномасштабной миссии B-57B поднимались на высоту 8000 футов и летели вдоль известной части дорожного полотна. После обнаружения цели C-130 сбрасывал на парашюте осветительный снаряд, тогда как Канберры начинали снижение. Если цель съезжала с дороги, то B-57 наносили удары по обочинам, полагая, что грузовики не могли скрыться в глубине тропической чащи. Частенько эти “примерные” удары оказывались успешными.



RB-57E Patricia Lynn.
После налета над дорогой появлялся RB-57E Patricia Lynn, который имел оборудование для ночной аэросъемки. Эта машина фиксировала результат воздушного удара.

Первую ночную миссию над территорией Лаоса выполнили два B-57B из состава 8 BS, находившиеся под командованием капитана Бена Стоуна. Удар был нанесен по грузовикам и парому в районе Тчепоне, 1 апреля 1965 года в самом начале операции Steel Tiger. Для того, чтобы подсвечивать наземные цели B-57B использовали осветительные снаряды MK 24.

КАТАСТРОФА В БЬЕН ХО

В 08:15 утра в воскресенье, 16 мая 1965, капитан С. Н. Фокс и его штурман, капитан В. Л. Хейнс, сидели в своем B-57B в Бьен Хо и собирались запустить двигатели, чтобы возглавить звено из четырех самолетов. Эти машины должны были нанести удар по целям, обнаруженным на территории Лаоса.

Канберра Фокса была вооружены четырьмя 750-фунтовыми бомбами (висели под крыльями) и девятью 500-фунтовыми бомбами в бомбоотсеке. Одна из бомб, находящихся в бомболюке, имела неисправный взрыватель с задержкой и когда машина Фокса пошла на взлет, внутри самолета произошел мощный взрыв. Не прошло и секунды. как взлетающая Канберра превратилась в огненный шар, который пролетел над стоянкой бомбардировщиков, осыпая ведомых горящими обломками. Полет головного B-57B оказался не долгим и спустя пару секунд бомбардировщик врезался в землю. Следом за ним рухнули еще три машины, превратив ВВП в пылающий океан огня.



Катастрофа в Бьен Хо.
Траектория полета, по которой следовала четверка машин, была завалена горящими обломками, повсюду горели искореженные самолеты и взрывались бомбы. Текушие по ВПП реки топлива напоминали вздыбившиеся к небу огненные стены. Пробиться к погибающим техникам и и пилотам было практически невозможно, хотя пожарные сразу же бросились на выручку горящим военным. В аду огненного инферно погибли 20 человек: летчики и техники авиабазы.

Уничтожив 10 B-57B пожар перекинулся на стоянку легких машин. Здесь взорвался A-1E и F-8E ВМС США (эта машина оказалась в Бьен Хо, совершенно случайно, пилот посадил ее на дружественную базу из-за утечки топлива). Пилотом Crusader был майор Р. Г. Белл (офицер ВВС США с VF-162 Oriscani), который также погиб в результате аварии. В течение следующих часов пожар повредил еще 30 Скайредеров и одинокий вертолет USAF HH-43, которому “повезло” оказаться в неправильное время в неправильном месте.



Вьетнамцы наблюдают за грандиозным пожарищем авиабазы.

Единственным выжившим человеком из группы капитана Фокса стал штурман лейтенант Барри Ноулз. Ему и его пилоту капитану Ки пришлось прервать вылет из-за неисправности, и их машина не взлетела. В момент взрыва оба летчика вылезали из своей Канберы. При этом Ки убило осколками взорвавшейся бомбы. Ноулза во время взрыва сбило с ног, но отделался легкими ушибами.
После ликвидации результатов аварии, остатки 8-й и 13-й TBS были переброшены на базу ВВС США в Таншонне, где начальство приступило к переформированию эскадрильи. К реальной боевой работе 8-ая и 13-а TBS вернулись через несколько месяцев. Катастрофа в Бьен Хо стала самой масштабной аварией на аэродромах ВВС США за все время Вьетнамской войны. По масштабу ее превзошли лишь гигантские пожары на авианосцах “Орискани” и “Форрестол”.



Одна из сгоревших во время катастрофы Канберр.

В данной катастрофе были уничтожены следующие машины:
A-1E Skyraider 52-133901 34 TG, ВВС США,
B-57B Canberra 52-1568, 53-3867, 53-3871, 53-3873, 53-3893, 53-3904, 53-3913, 53-3915, 53-3930, 53-3937 8/13 TBS, 405 FW прикреплен к 34 TG, ВВС США,
F-8E Crusader 150931 VF-162, USN, USS Oriskany

Полный список пилотов и техников, погибших в результате инцидента: SSgt Jesse Rodriquez Acosta, SSgt Jose Ruben Aragon, TSgt Secundino Baldonado, Maj Robert Graham Bell, SSgt Brian Dale Brown, TSgt Claude Marvin Bunch, SSgt James Martin Cale, SSgt Robert Lewis Clark, A1C William Thomas Crawford, SSgt Edgar Stoms Donaghy, A1C Terence Dean Engel, TSgt Aaron Gregor Fidiam, Capt Charles Nathan Fox, Capt Vernon Lee Haynes, SMS William Donald Hicks, SSgt David Lee Hubbard, Capt Arthur C Jepson, Capt Andrew Millard Kea, Capt Ernest McFeron, TSgt Charles William Rachal, A1C Clifford H Raulerson, TSgt Donald Joseph Seaman, Capt Billy Eugene Shannon, TSgt Gerald Allison Snyder, Maj James Edward Underwood, 1Lt Lee Celin Wagner, and A1C Hayden Edward Weaver.



Результаты катастрофы в американской прессе.

Впрочем, беды B-57 на этом не закончились. 15 марта 1966 года B-57B капитана Ларри Мэйсона патрулировал джунгли в район Тчепоне. Именно здесь реактивная машина обнаружила грузовик-ловушку и попала под мощный артиллерийский обстрел, который вела батарея состоящая из десятка зенитных орудий и пулеметов разных калибров (позже эта батарея сбила Mohawk и A-1E, еще один A-1 был подбит)..

Когда один из снарядов батареи разорвался вблизи Канберры, машина начала терять управление, быстро кренясь на правый борт. Один из двигателей загорелся. Сначала Мэйсон хотел катапультироваться, но потом понял, что его второй пилот капитан Джон Джойнер ранен и не может покинуть машину. Удерживая Канберру в полете одной рукой, второй рукой Мэйсон передал Джойнеру жгут для того чтобы капитан остановил кровотечение.



16 мая 1965 года.

Каким-то чудом B-57B дотянул до Дананга, но когда Мэйсон попытался выпустить шасси, он понял что ситуация резко осложнилась. Индикаторы показывали, что левая и передняя стойка застыли в промежуточном положении, тогда как правая полностью вышла наружу. В действительности, близкий разрыв снаряда так сильно тряхнул машину, что полет продолжался с тремя выпущенными стойками и индикация на панели управления была ошибочной. По этой причине, заходя на посадку Мэйсон думал, что ему придется садиться на брюхо. Однако в момент приземления капитан ощутил небольшой удар и понял, что шасси работают нормальным образом. В итоге Мэйсон спас не только самолет, но и жизнь своего товарища за что был награжден Военно-воздушным крестом США. Он оказался единственным авиатором B-57, который получил такую награду. Что касается бомбардировшика, то он был модифицирован в B-57G и позже снова вернулся в строй.



Диаграмма расположения поврежденных и сгоревших самолетов. Красными кружками обозначены места обнаружения погибших военнослужащих ВВС США.

ПРОЕКТ TROPIC MOON

Во время Второй мировой войны бомбардировочная авиация ВВС США толком не занималась разработкой тактики ночных налетов. В итоге, оперативная обстановка в районе тропы потребовала запуска проекта Shed Light, в рамках которого должно было появиться оборудование,способное существенно повысить эффективность ночных налетов.

В 1966 году лучшим ночным самолетом американских ВВС был OV-1, который нес на себе боковой радар SLAR и инфракрасное устройство IR. Иногда в ночных налетах применялись F-102A, имеющие инфракрасные сенсоры. В 1968 году для ночных атак стали использовать прототип S-2D, но позже ВВС отказалось от этого решения из-за того, что машина была очень медленной и вьетнамцы могли легко ее подбить.

Поскольку проект Shed Light активно развивался, к лету 1968 года в работе находилось около 100 технических устройств, предназначенных для ночной разведки. К 1969 году готовность оборудования была такова, что некоторые виды сенсоров можно было испытывать в реальном бою. В качестве базового носителя Shed Light инструментов выступил всепогодный бомбардировщик F-111D, сенсоры которого были столь совершенны. что машина могла самостоятельно обнаруживать и атаковать цели, ползущие под густым покровом тропического леса. Также над ночными лесами Лаоса были проведены испытания B-26K, который имел установленную в носу экспериментальную инфракрасную установку обнаружения и целеуказания FLIR.



B-57B получили тропический камуфлях в декабре 1965 года. Американские военные любили эти машины из-за их высочайшей эффективности в роли фронтовых бомбардировщиков, что обеспечивалось огромным боезапасом, высокой точностью бомбометания и экипажем из двух человек. 8 и 13 бомбардировочные эскадрильи прибыли в Фа Ранг в октябре 1966 года и принимали участие в сражениях до самого конца войны.

На четыре опытных A-1E был установлен телевизионный контейнер обнаружения целей в условиях низкой освещенности (LLLTV) производства Dalmo Victor Corporation (проект Tropic Moon I). Камеры, установленные в контейнере, могли обнаруживать цель в условиях малой освещенности (для уверенной идентификации цели был достаточен свет молодого месяца). При этом сенсор был крайне чувствителен и его датчики получали повреждения, если рядом с машиной загоралась осветительная ракета или осветительный снаряд.

Опытные A-1E были переброшены на базу в Нахон Фаном после чего начали выполнять над Лаосом секретные Zorro миссии, направленные на ночную атаку грузовиков. Боевая проверка LLLTV показала, что сенсор способен обнаруживать неподсвеченные цели на расстоянии 2 миль от летящего штурмовика. Для ударов по цели A-1E применяли осветительные снаряды, бомбы и напалм. Как правило ударам подвергались первые и последние машины в колонне, после чего штурмовики били ракетами и пушками по машинам, застрявшим в центре колонны. Несмотря на относительную примитивность, LLLTV доказали свою ценность на практике и это оборудование регулярно использовалось для ударов по грузовикам и баржам, курсирующим между Вьетнамом и Лаосом.

После военного успеха B-57B из состава 3 BW, военные запустили проект Tropic Moon II, который подразумевал установку на Канберрах LLLTV контейнеров, лазерных дальномеров и бортового компьютера. На протяжении следующих 8 месяцев B-57B, оснащенные подобным оборудованием, обнаружили 456 грузовиков, но подбили при этом всего 39 машин. Проект Tropic Moon II был свернут после того, как в дельте Меконга B-57B по ошибке разбомбили полицейскую станцию южного вьетнама. После этого все бомбардировщики были переброшены в зону, где развивалась операция Tiger Hound.



Два NC-123K в рамках программы Shed Light были оснащены многочисленными сенсорами для проведения ночных операций. После испытаний над Лаосом и Кореей их переименовали в AC-123K.

В 1969 году 16 B-57G были переоборудованы в ночные бомбардировщики в рамках программы Tropic Moon III. Эти самолеты были оснащены носовым радаром с индикатором движения MTI, который мог на дистанции 8 миль “увидеть” передвигающийся в джунглях джип, LLTV, инфракрасным сенсором, протектированным топливными баками и новым бомбардировочным компьютером. Второй пилот контролировал не только все сенсоры, но также лазерный целеуказатель для LGB и бортовую систему радиоэлектронной борьбы. В качестве основного оружия B-57G использовали бомбы MK 82. Также машина могла нести устройство фирмы hayes для сброса кассетных бомб с поражающим элементом BLU-26. Согласно планам командования, активное использование реактивных ночных бомбардировщиков должно было снизить активность на тропе Хо Ши Мина примерно на 50 процентов. Учитывая сложности при идентификации пораженных целей, эти цифры выглядели достижимыми.

В октябре 1970 года после 37 месяцев тестов и испытаний 11 B-57G из состава 13 бомбардировочной эскадрильи под командованием подполковника Пола Питта прибыли на авиабазу Убон. Во время ночных полетов эти машины соперничали с АС-130 за наибольшее число уничтоженных целей. К 15 января 1971 года Канберры обнаружили 759 грузовиков и уничтожили 363 машины. Впрочем, к весне 1972 года B-57G покинули театр военных действий из-за того, что их предполетная подготовка была слишком трудоемкой (56 человеко/часов на один вылет), и машины постоянно находились в ремонте. Носовой радар страдал от многочисленных “детских болезней”, а детектор движения отказывался работать из-за проблем с электромагнитами. Кроме того, зенитные орудия противника заставляли Канберры летать на таких высотах, где их сенсор был практически бесполезен.



B-57G (53-3865) из состава 13 TBS в Убоне, декабрь 1970 года. Этот самолет был первым ночным бомбардировщиком эскадрильи. После обнаружения цели, Канберра сбрасывала на противника четыре Mk 82 (из внутреннего отсека), 760 килограммов бомб и зажигалки M35 и M36. Точность ударов с Канберр, согласно американским источникам, составляла 80%.

Во время боевой работы B-57G подвергались различным модификациям. Одним из самых интересных проектов был Pave Gat. В рамках данных работ на B-57G было решено установить стреляющую вниз батарею пушек M61A1 Vulcan. Орудия устанавливались внутри турели Эмерсона, которая в свою очередь, была присоединена к электронно-оптическому сенсору и работала дистанционно. Теоретически, подобная установка позволяла самолету находится за пределами действия зенитных орудий вьетконга. Проверить на практике это устройство не успели, поскольку к моменту практической реализации турели все B-57G покинули Вьетнам. Еще одна идея предусматривала размещение в бомбоотсеке Канберры батареи из 52 стреляющих вниз пушек M60C.

В рамках проекта Tropic Moon также предусматривалось участие штурмовиков A-6C, которые должны были быть оснащены бортовой LLLTV. Во время использования данных машин выяснилось, что в период дождей девайс работает из рук вон плохо и грузовики могут безнаказанно двигаться по тропе. ЦРУ докладывало что в интервале с 6 марта по 25 сентября машины оснащенные LLLTV обнаружили 11,712 грузовиков и при этом уничтожили всего 101 объект (то есть меньше одного процента обнаруженных целей).



А-6С TRIM из состава VA-145 “Swordsmen” в 1971 году. Висящие под брюхом контейнеры LLLTV и FLIR создавали множество проблем при старте с авианосца, но зато добавляли стабильности самолету во время посадки. Известно, что оборудование TRIM устанавливалось на модифицированные AP-2H, которые также принимали участие в рейдах против тропы.

Тестирование новых систем не обошлось без аварий. 13 декабря 1968 года B-57E (55-4284) майора Уэйна Дугана столкнулся с самолетом-осветителем C-123K (обе машины действовали в рамках операции Steel Tiger). С-123К спокойно летел над джунглями, выискивая место для сброса осветительного снаряда, когда в него на полной скорости влетела невидимая в ночной темноте Канберра. Удар был столь сильным, что оба пилота бомбардировщика погибли мгновенно. C-123K вспыхнул в воздухе и развалился на части. Упавшие в джунгли обломки вызвали сильнейший пожар. Шесть членов экипажа С-123К прыгнули с парашютами, но выжить сумел только один (лейтенант Тернер), в момент удара он потерял сознание. Если другие летчики упали в джунгли с нераскрытыми парашютами. то Тернер сумел выжить ибо ветер снес его к пологому склону горы, тем самым дав время на раскрытие парашюта.

В тот же день произошла еще одна ночная авария. В районе базы Трак Гиан в воздухе столкнулись OV-10A Bronco (67-14627) и AC-47D (43-49274). Последний пытался поставить над тропой серию осветительных снарядов, когда в него врезался невесть откуда взявшийся штурмовик. Обе машины получили тяжелые повреждения, но некоторое время держались в воздухе. Через 10 минут в двигателях OV-10 вспыхнул пожар и машина упала в джунгли, убив собственный экипаж. АС-47 потерял двух членов экипажа, но все же смог приземлится в Бьен Хо. Выпусить шасси ганшипу не удалось, так что он садился на брюхо.

12 декабря 1970 года в тренировочном полете над Лаосом B-57G (53-3931) подполковника Питта (второй пилот подполковник Эд Бушет) врезался в тихоходный О-2А (67-21428), который призрачным мотыльком кружился в ночной темноте. Пилоты бомбардировщика успешно катапультировались, а вот летчикам О-2 повезло меньше, погибли оба (согласно некоторым данным один из пилотов все же сумел выпрыгнуть с парашютом, но потом пропал без вести). Что касается Питта и Бушета, то их подобрали в районе DMZ, тогда как место падения B-57G залили напалмом и разбомбили, дабы секретное оборудование не досталось вьетнамцам.



Канберра и O-2 над Вьетнамом.

Несмотря на то, что B-57G приняли ограниченное участие во Вьетнамской войне, их вклад в будущее ВВС США было трудно переоценить, поскольку именно на этих машинах отрабатывались перспективные технические решения.

“КРЕПОСТИ” ПРОТИВ ТРОПЫ ХО ШИ МИНА

Пока B-57B бомили Лаосские цели, получая пополнение из ранее законсервированных машин, ситуация на поле боя стремительно менялась. После провала Тетского наступления, дорогу стали патрулировать регулярные части NVA, тогда как в Лаосе появились зенитные батареи северян, расчеты которых отличались высокой выучкой и эффективностью. Дорожный трафик начал расти, вследствие чего американцы решили провести операцию Turnpike. В ходе операции ударам B-52 должны были подвергнуться 12 транспортных парков NVA, расположенных вдоль тропы. Наведения на цель должно было осуществляться при помощи наземных радаров Skypot. Американцы были уверены, что одновременный вывод из строя сотен грузовиков разрушит логистику противника и приведет к проблемам снабжения войск по всей территории Южного Вьетнама.



Подготовка B-52D в вылету в районе тропы. Техники грузят самолет три специально подготовленных бомбовых контейнера, каждый из которых содержит 28 500 футовых бомб Mk82. Еще 24 бомбы того же типа будут подвешены под крылья “Крепости”. В конечном итоге бомбардировшик сбросить в джунгли 108 бомб Mk 82.

Операция Turnpike проводилась с 19 апреля по 24 июня 1968 года. Ударам B-52 подверглись многочисленные цели в районе перевала Бан Карай и в Му Га. Поскольку B-52 тажке использовались в рамках операции Arc Light,вылеты B-52 против тропы Хо Ши Мина должен был быть согласованы с послом Салливаном, что снижало эффективность воздушной кампании в целом. Американские дипломаты хотели утверждать каждую выбранную военными цель. Поскольку утверждение занимало очень много времени, военные начали бомбежку тропы не дожидаясь разрешения со стороны политического руководства. Разумеется, первым под удар попали наименее загруженные участки тропы. Прошло от 5 до 8 дней прежде чем B-52 начали наносить удары по действительно важным целям. Однако даже на пике операции налеты были неравномерными, поскольку Уэстморленд регулярно отправлял B-52 бомбить цели в южном Вьетнаме (удары по лагерям VC все еще имели наивысший приоритет).

После массированных ударов в районе Му Га, противник начал переброску техники в район Бан Карай. Здесь B-52 нанесли вьетконгу серию болезненных ударов. В итоге трафик VC заметно просел, “чарли” отказались от проведения колонн и стали ездить на одиночных грузовиках.

Реальный ущерб, нанесенный B-52 в рамках операции Turnpike точно оценить не удалось, поскольку сезон муссонов и густая растительность мешали аэрофотосъемке. Ближняя разведка показала, что число грузовиков на дороге сократилось, а качество пути снизилось, ибо отдельные части дороги были завалены камнями и разрушены огромными воронками, оставшимися от авиационных бомб.

ТРИУМФ СТАРЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Вьетнамская война смешала все представления американских военных о способе применения авиации в современном бою. Во время этой войны стратегические бомбардировщики частенько решали тактические задачи, тогда как истребители занимались стратегическими бомбардировками вражеских целей. Военно-морские самолеты ставили в джунглях сенсоры. а F-4 использовались для сброса анти-радарной фольги и установки сенсоров.



O-2A Skymaster.
Поскольку коварный и хитрый враг не шел на прямое столкновение с американскими частями и скрывался в джунглях, американские военные серьезно поменяли свой взгляд на ведение воздушной войны. Во-первых, они стали намного серьезнее относится к высокотехнологичным разработкам, типа систем лазерного целеуказания или LLLTV. Во-вторых американцы начали активно применять устаревшее оборудование времени WW2, которое продемонстрировало, на удивление высокую эффективность.

Примитивным, но крайне эффективным самолетом секретной войны стал O-1 Cessna, которая летала со скоростью 85 миль в час и страдала от многочисленных проблем с плохоньким двигателем. Этот медленный самолет нес в подкрыльевых контейнерах фосфорные ракеты Willie Pete которые применялись для атаки грузовиков и для задержки противника в том случае, если вскоре по наступающему врагу должны были нанести удар штурмовики. В тех же самых целях использовался двухмоторный О-2. С одной стороны, летать над джунглями со вторым двигателем было безопаснее, с другой машина была больше, а ее топливные баки не были протектированы, а значит подбить О-2 можно было даже из ручного оружия.

Атаку поршневые машины проводили следующим образом. Во время первого захода они летели вдоль дороги и сбрасывали вдоль пути светящиеся “магниевые бруски”. После этого машина делала второй заход и пыталась попасть в автомобиль или конвой неуправляемой бомбой. Загоревшиеся грузовики при этом считались уничтоженными.




На левой стороне ганшипов устанавливался прицел Mk20 Mod 4 и единая гашетка управления огнем для всех пушек и пулеметов. Экипаж AC-47D насчитывал 6 человек, три из которых были стрелками-механиками. Передняя треть фюзеляжа имела броню, которая защищала от пуль, выпущенных из ручного оружия и осколков.  Внутри самолета можно было разместить 45 осветительных снарядов и 24,000 патронов для бортового вооружения.

Тот же C-47 в варианте АС-47 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Эта машина показала чудеса выживаемости о чем свидетельствует следующий случай. 24 февраля 1969 года АС-47 Spooky 71 (43-48770) майора Кеннета Карпентера отражал ночную атаку вьетконга, направленную против базы Лонг Бин. Стрельба с борта Ганшипа велась непрерывно, поскольку снизу уже несколько часов грохотал бой. Вьетнамцы окружили базу со всех сторон и готовились перейти к рукопашной.

Пока АС-47 кружился над джунглями, стрелки готовили к бою осветительные снаряды Mk24, каждый из которых был заряжен 24 фунтами магния. При сбросе снаряд давал световой поток мощностью 2000 Свечей при температуре 4000 градусов фаренгейта. Свечение продолжалось примерно три минуты.

Процесс сбора снаряда требовал слаженной работы двух человек. Первый член экипажа - грузчик - брал со стойки один из сигнальных снарядов, устанавливал таймеры и запалы с задержкой, которые воспламеняли магний, и прикреплял к снаряду 10-футовый шнур. Затем грузчик передавал снаряд одному из стрелков, который, по команде пилота, выбрасывал снаряд из открытого грузового отсека. Пролетев 10 футов шнур полностью выходил из снаряда и выпускал небольшой парашют. Вслед за этим воспламенялся трехминутный заряд магния и над темными пространствами джунглей всходило рукотворное солнце. В этом полете грузчиком был гражданский пилот Джон Левитов (для него это была 181 миссия).



О-1 пилот вращается над потенциальной локацией противника на высоте 1,500 футов. Идентификация цели осуществляется посредством бинокля, место удара помечается ракетами Willie Pete с белым фосфором. Штурмовики нанесут удар после того, как пилот O-1 подтвердит идентификацию цели. Если под удар попадут собственные части, то виноват в этом будет именно пилот Цессны. Из 14 разведвательных Цессн, сбитых над Лаосом, 12 были потеряны в джуглях и их пилотов не удалось найти.

В районе 23-00 Spooky 71 повернул к югу от Лонг Биня к небольшой роще, где американское подразделение попало под плотный огонь минометов. Приближаясь к месту боя пилоты видели россыпь огней от автоматического оружия и рыжеватые минометные вспышки.. Подготовив к работе очередной снаряд, Левитов передал его пилоту 1-го класса Эллису Оуэну. Оуэн установил таймеры и прикрепил к снаряду шнур .В этот момент он прислонился к борту самолета, поскольку ганшип начал крениться вправо, полевая из бортового оружия проносящиеся под крылом джунгли.

Когда машина совершала правый разворот, в ее крыло попала мина, выпущенная из 82-мм миномета. Снаряд пробил в крыле ганшипа дыру диаметром 2 фута и нашинковал фюзеляж осколками (потом в самолете насчитали 3500 отверстий). Весь экипаж машины был ранен, многие контужены. Оуэн выронил на пол зажигательный снаряд, который стал кататься внутри машины с угрожающим шипением. В момент удара один из стрелков рухнул возле открытого люка и теперь мог легко улететь в ночную темноту. Левитов, получивший 40 ранений не только спас своего товарища, но и каким-то чудом сумел вытолкнуть за борт дымящийся снаряд. При этом Левитов мог только ползти, поскольку ноги у него были полностью перебиты. В момент броска, снаряд взорвался за бортом самолета на такой дистанции, что Левитов на мгновение ослеп и потерял сознание.



Канберра ВВС Южного Вьетнама.

Пока Левитов воевал с боеготовым снарядом, раненый Карпентер продолжал бороться за AC-47, который бросало из стороны в сторону, но, благодаря, невероятному везению, майор довел машину до базы в Бьен Хо. Что касается Левитова то после возвращения в строй он совершил еще двадцать вылетов над Вьетнамом и 14 мая 1970 года получил заслуженную Медаль Почета.



Если вам понравилась данная статья и вы хотите прочитать продолжение, не забудьте поставить лайк!

Ув.Zementbomber, напишите в личку, пожалуйста, есть вопросы по прошлому выпуску.

Краткое содержание предыдущих серий:
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 1.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 2.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 3.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 4.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 5.

Продолжение следует…

(с) Илья Садчиков
На основе Osprey - Air Campaign 018
25.02.2023

вьетконг, история, airplanes, вьетнам, war history, cold war

Previous post Next post
Up