БАКЕНБАРДЫ (1990)

Oct 13, 2022 19:58




Несколько дней назад мой ЖЖ френд kornev написал статью о том, что неплохо бы на всех новых территориях поставить памятник Пушкину. Потому, как, далее цитата из ЖЖ: “Высокая культура должна уметь защищать себя грубой силой, иначе варварство и глупость возьмут верх”. Прочитав статью, я понял, что данный концепт я уже где-то слышал и видел. Вспоминать пришлось не долго. В начале 90-ых на советские экраны вышла картина Юрия Мамина “Бакенбарды”, которая в виде фарса воплотила на экране идею г-на Корнева. Однако, музы были к картине не благосклонны и этот образчик русского-трэш-традиционализма был напрочь забыт. Скорее всего, вы сей фильм тоже не видели, а зря, ведь с годами он не утратил свою изначальную актуальность.



Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.
Действие “Бакенбард” происходит в провинциальном городе Заборске. На дворе - конец 80-ых, страна разваливается на части, по улицам бегают сумасшедшие панки из тусовки “Капелла” (страшные прически, хайера и дырявые колготки прилагаются). Панков ненавидят местные качки-любера, сколотившие группировку Бивни (почему Бивни, потому что им это слово нравится). Милиция не может совладать с воцарившимся хаосом, тогда как министерство по делам молодежи занимается чем угодно, только не своими непосредственными обязанностями.

В самом начале картины в Заборск приезжают два, повернутых на Пушкине фрика - Виктор и Александр. Оба думают о том, как бы спасти Россию от тлетворного влияния Запада. При этом у них есть план. Спасет страну культура, стихи Пушкина, а также грубая физическая сила (ибо трости Пушкина боялся даже сами государь-император Николай I).



Пушкинисты.
Изучив расклад сил внутри города, Александр идет к Бивням, бьет их пудовой тростью (трость, разумеется, тоже Пушкина), и формирует из них первый призыв Пушкинюгенда. Бывшие качки надевают цилиндры, приклеивают на щеки бакенбарды и начинают учить приемы “баритсу” под речитатив из “Евгения Онегина”. Через неделю в городе начинается “Ночь длинных тростей”, после чего “Капелла” прекращает свое существование. В Заборске стартует культ Пушкина, проводятся слеты Пушкинистов и ярмарки, посвященные Пушкину. Девушки носят трусы с изображением Пушкина, а цитаты коммунистов заменяют текстами из поэм. Из города изгоняются все ненавистники Пушкина, а сам Пушкинский клуб становится влиятельной силой. Теперь даже городские власти, ставшие на путь гласности и перестройки, вынуждены признать, что “Пушкин - это наше все”, а кто Пушкина не любит, тот Россию не любит и о ней не думает. Стало быть он кто? Правильно - враг Отечества!



Александр и Владимир Александр.
У Пушкинистов есть всего одна проблема, но крайне серьезная. Советскому начальству эти “спасители России” нафиг не нужны и полезны только лишь для того, чтобы разогнать других врагов “перестройки”. В итоге против клуба формируется заговор. Смогут ли адепты Александра Сергеевича превратить Россию в царскосельский Лицей, я писать не буду, ибо про это вы сами узнаете. Если досмотрите кино до конца (там главное первые 10 минут абсолютного трэша вытерпеть).



Задумчивые бивни.
Как вы уже, наверное, догадались, “Бакенбарды” - это не фильм про косплееров, фактически, это фильм про русский фашизм. Герои остаются традиционалистами с первых и до последних кадров картины, ненавидят Запад, добиваются всего силовым путем и сражаться со всеми, кто не приемлет их идеи.При этом не важно, кто попадает под удар трости: выходец из “Капеллы” или условный “Мцырь”. Все потому, что у героев есть одна правда и ее надо навязать тем, кто с ней в действительности не согласен. Национальность при этом значения не имеет. Любишь Пушкина, значит русский!

Население Заборска в начале картины относится к Пушкинистам с недоверием, но бытро входит по вкус и мгновенно формирует культ личности Александра Сергеевича. Ленин оказывается забыт в один день, а его недоделанные бюсты, под всеобщие овации превращаются в бюсты Пушкина. Не согласных в городе нет. Судя по всему жителям Заборска вообще пофиг на идеологию, главное что она есть. Ибо ходить строем в ногу намного приятнее, чем ходить одному.



Советская эротика - это для сильных духом. И девушки какие-то грустные.
Что касается городской верхушк, то она работает исключительно на себя. Эти циничные люди знают, что скоро СССР покатится под откос и они станут новыми хозяевами стремительно обедневшей страны. Так что все их союзы с “радетелями России” носят исключительно временный характер.

Несмотря на то, что “Бакенбарды” чистой воды сатирическая комедия, посыл у фильма довольно серьезный. Уже тогда, в конце перестройки, сценарист картины (Вячеслав Лейкин) сумел пронзить взглядом будущее и увидеть те силы, из которых будут сформированы не только “русские нацисты” и “нацболы”, но также разнообразные “Наши”. При этом Лейкин даже понял, чем все кончится: в какой-то момент государство избавиться от альтернативных центров “сборки” молодежи. не важно под чьими портретами они тусуются. Если же “сердитые” предпримут попытку реванша, то государство уже будет к ней готово и спустит на умников всю мощь своей карательной машины (см. приключения последователей Лимонова). Когда же Лимоновцы вновь понадобится государству, выяснится, что многие не дожили до этого “счастливого” дня.



Традиционалист, чешские бокалы и ковер (с демонами).
Теоретически, “Бакенбарды” должны были попасть под молотки пропаганды уже в конце 00-ых, но тут фильму неожиданно повезло. Картина Мамина оказалась столь малоизвестна, что к ней никто приставать не стал. В итоге пророческая постановка выпала из поле зрения любителей кино и пролежала на полки долгие годы никем не замеченная и никому не нужная.

image Click to view


Персонаж Сухорукова получил свое дальнейшее развитие в фильме "Антикиллер".

В завершении обзора поговорим немного о технической реализации фильма. Снят “Бакенбарды” паршиво. Пленка ужасная, костюмы посредственные, пейзажи выглядят убого (сплошные руины, заводы, да свалки). Ночные сцены смотреть попросту больно, ибо зрителю ничего не видно в кромешной тьме. Некоторые эпизоды из времен перестройки вызывают откровенное недоумение. С другой стороны, в картине есть веселые шутки юмора и хорошая актерская игра. Александр - Сухорукова это парень из которого, впоследствии получатся персонажи “Брата-2” и “Антикиллера”. Также в “Бакенбардах” действует сборная команда “Улицы разбитых фонарей”. Вообщем, с какой точки зрения посмотри, “Бакенбарды” зрелище странное, но симпатичное.

image Click to view


Суть фильма в двух минутах. Обратите внимание на зачетный флаг!

ЗА
-Злая трэш-комедия про русских фашистов,
-Сбывшееся пророчество в виде кино,
-Сухоруков в роли очередного маньяка,
-Дух перестройки.

ПРОТИВ
-Первые десять минут фильма - ужасны,
-Техническая реализация картины оставляет желать лучшего,



А лайк Пушкин ставить будет? Сударь,не забудьте подписаться на мой кино телеграмм канал
https://t.me/GreatBlackShip
13.10.2022
(с) Илья Садчиков

movie, zeitgeist, кино, образование, русский трэш, либералы

Previous post Next post
Up