THE BATTLE AT LAKE CHANGJIN / 长津湖 (2021)

Nov 14, 2021 23:53




В октябре 1950 года войска ООН шли уверенным маршем к победе над Северной Кореей. Поражение севера казалось неизбежным, но тут на выручку северо-корейским товарищам пришли китайские добровольцы, которые пересекли границу и атаковали приближающиеся войска ООН. Воспользовавшись эффектом неожиданности, китайцы прорвали линию фронта и окружили X корпус ООН в районе Чосинского водохранилища. Последующая битва стала знаковым событием для китайской народной армии под командованием Пэн Духая. Несмотря на то, что американцам (под руководством генерала Смита) удалось вырваться из окружения, провал при Чосине означал переход войны в затяжную фазу. Так, в принципе и получилось, ибо война на Корейском полуострове продолжалась аж до 1953 года и завершилась не военной победой, а политическим компромиссом враждующих сторон.




Мак Артур прибыл в Корею и посмотрел на окружающих через бессмертные очки.
Новейший китайский фильм The Battle at Lake Changjin рассказывает о событиях ноября 1950 года, рассматривая ситуацию исключительно с китайской стороны. Стоит отметить, что в отличие от широко известных “Восемь сотен” творение Чен Кайге, Тсу Харка и Данте Лама (да, у фильма целых три режиссера) носит не только развлекательный, но и пропагандистский характер, прославляющий подвиги китайских военных. В смысле пропаганды, “Сражение за Чосинское водохранилище” превосходит даже прошлогодний Sacrifice, поскольку американцы здесь показаны мальчиками для битья, которые побеждают исключительно благодаря огневой мощи и авиации. Сколько-нибудь объемных персонажей у американцев нет, а генерала Смита демонстрируют в фильме лишь для того, чтобы он отдал честь храбрым китайским добровольцам.



В начале войны дела у северных корейцев шли плохо. Американские Б-29 бомбили каждого солдата на бреющем полете.

Это интересно. Судя по информации, полученной из китайских источников, этот фильм обязателен для просмотра всем членам КПК. При этом в стране проводятся льготные сеансы для молодежи и студентов (обязательны они или нет, неизвестно). В Южной Корее политики оказались так недовольны картиной, что прокатчиков для нее вообще не нашлось. The Washington Post пишет, что к китайцам, которые решили покритиковать фильм начал приходить китайский товарищ майор. Правда, доказательств этому нет.

Подобно другим агитационным фильмам, The Battle at Lake Changjin рисует “своих” парней настоящими героями и братьями по оружию, которые побеждают проклятых капиталистов благодаря мужеству и смекалке. В случае необходимости персонажи бегут на врага с красными флагами или дружно встают по команде и валят американцев из автоматического оружия. Многие главные герои погибают, потому что выживание одиночки не важно, победа китайского народа во много раз ценнее. Эпизод с гибелью Мао Аньина, который побежал в штаб за картой и погиб под американскими бомбами, вообще может вызвать недоумение у западного зрителя, поскольку человек должен быть ценнее карты.



Американская колонна зимой. Большая часть сражений в фильме идет в лютый мороз (-30 градусов по Цельсию).

Наконец, все китайские военные и политики (начиная с Мао Цзе Дуна и кончая Пэн Дэхуаем) представляют собой образцы мудрости и никогда не совершают ошибок. В более серьезном военном фильме это выглядело бы странно (американцам все же удалось вырваться из ловушки), но в пропагандистском творении по другому и быть не может. Ибо каждый зритель должен знать об истинном гении Великого Кормчего, крушащего врагов на пути от Победы к Победе.



Главные герои картины. До победы доживут единицы.

Это интересно. К сожалению, авторы не смогли придать глубины образу Мао Аньина. Этот молодой герой Китайской революции, должен заинтересовать российского зрителя, поскольку в 1943 году он вступил в ряды ВКП(б) и на должности замполита танковой роты сражался с нацистами на восточном фронте. После войны сын Мао учился в Москве и, вообщем-то понимал Россию намного лучше своих товарищей. Возможно, если бы Аньин встал во главе страны после своего отца, то отношения России и Китая были намного более теплыми. Однако, Мао, словно герой греческой трагедии, пожертвовал сыном во имя Родины.



В сражениях с врагом китайские товарищи использовали широкий спектр капиталистического оружия.

Поскольку картина была предназначена, в первую очередь, для внутреннего потребления, то смотреть ее неподготовленному зрителю будет не просто. Дело в том, что сюжет здесь линейный, сколько-нибудь серьезных диалогов в постановке нет (герои или дурачатся или думают о скорой смерти), а перестрелки напоминают ган-файты из Call of Duty - столь же стремительные сколь и бестолковые. Китайцы бегут слева-направо, американцы едут на танках справа-налево. Все стреляют друг в друга из автоматического оружия, а вблизи сходятся в рукопашную. Ужасы войны в картине есть (например каменистое плато, заваленное мертвецами), но когда побоище доходит до героев, то драматическая часть отключают и персонажи превращаются в неостановимых Рэмбо.



Скоро на стороне Кореи начнут воевать советские МиГ-и, но пока американцы полностью контролируют воздух.

Информация к размышлению. Китайцам надо что-то делать с эпизодами, раскрывающими характеры героев. Поскольку персонажи обрисованы очень грубо, для западного зрителя все они (кроме протагониста) очень быстро сливаются в единую массу. Когда враги убивают кого-то из героев второй линии, то об этом сообщают одним коротким предложением и ты начинаешь мучительно вспоминать, кто это был такой и где ты его видел.



Атака американской базы во время снегопада под ураганным огнем пулеметов.

Так как своих танков и артиллерии у китайцев нет, герои, частенько усиливают свои войска, забираясь за рычаги вражеских “Першингов” (отдельные сцены танковых сражений сильно напоминают эпизоды из Т-34) или обстреливают американцев из захваченных базук (один чудо-человек таким образом сбил ООН-овский Corsair).

Еще одним интересным моментом “Битвы” является тот факт, что в наиболее трагические моменты картины, герои постановки замирают на месте и камера показывает их со стороны, стоящих в пафосных позах. Тем самым, визуальный ряд превращается в некий аналог картины, созданной художником соцреалистом. В конце постановки эта концепция достигает своего апофеоза, ибо американцы встречают на дороге отряд китайцев вмороженных в лед. Застывшие в героических позах товарищи демонстрируют зрителю несокрушимую мощь китайского народа, которому любые трудности по плечу.



Железная армада ООН готовится к бою.

ЗА
-Масштабные сражения в снегу,
-Техника и обмундирование китайских военных,
-Необычный театр военных действий,
-Титры открывающие фильм.

ПРОТИВ
-Герои картины нарисованы двумя легкими касаниями кисти,
-Пустые и продолжительные диалоги,
-Обилие пафосных сцен в обычной жизни персонажей.

Если вам понравился обзор данного фильма, то обратите внимание на другие китайские фильмы о войне:
Cliff Walkers (2021)
Sacrifice (2020)
The Eight Hundred (2020)



Понравилась статья, не забудь поставить лайк и подписаться на мой telegram канал https://t.me/GreatBlackShip.
14.11.2021
(с) Илья Садчиков

история, history, кино, war history, movie, китайская угроза, НОАК, ww2

Previous post Next post
Up