Воздушная война над Рейхом. Операция Tidal Wave. Часть II.

Oct 01, 2020 22:16




Германские зенитчики прибыли в Румынию в сентябре 1940 года после того, как эта страна решила стать полноправным союзником Оси. К июню 1941 года немцы выстроили вокруг Плоешти эшелонированную оборону, потому что по их мнению, изначальное румынское ПВО было “дырявым решетом” через которое могло просочиться любое количество вражеских бомбардировщиков.


РУМЫНСКОЕ ПВО

В 30-ых годах военный бюджет Румынии был столь мал, что ПВО финансировалось по остаточному принципу. Техника была устаревшей, а подготовка зенитчиков отвратительной. К 1939 году ПВО Румынии состояло из 18 батарей зенитных орудий, оснащенных спаренными пулеметами и малокалиберными пушками. Защиту Бухареста обеспечивали три стационарные батареи, вооруженные французскими 75мм пушками М1897. Батареи возле Брасова и Галати имели на вооружении чехословацкие 76мм пушки производства фирмы Шкода.

В 1939 году румынское Командование Воздушной обороны вобрало в себя воздушное крыло ПВО, оснащенное истребителями. Вся страна была поделена на три сектора ПВО, при этом Плоешти находилась в Третьем секторе (Бухарест).

В апреле 1940 года комплекс вокруг Плоешти был усилен прожекторной батарей и оснащен семью немецкими зенитными орудиями, десятью 13.2мм пулеметами и 132 8мм пулеметами. Рядом размещалась ВПП с тремя эскадрильями румынских перехватчиков.

В феврале 1941 года в Плоешти прибыли первые зенитные подразделения Люфтваффе, тогда как командование защитой комплекса (в том числе и наземными формированиями) оказалось в руках генерала Винтила Давидеску. Немецкими подразделениями ПВО в районе Плоешти (Flak 180) командовал оберст Адольф Герлах. Под контролем Герлаха также находилась румынская зенитная группа включавшая два зенитных батальона 75мм орудий.



Германская 40мм Flak 28 в районе Giurgiu защищает мост через Дунай, 28 февраля 1941 года.

К лету 1941 года румынская ПВО разрослась до 9 полков, вооруженных 691 зенитным орудием и пулеметом. Безусловно часть этих орудий контролировалась армией, тогда как остальные системы были расположены в одном из трех секторов ПВО, наиболее сильным из которых оставался Сектор 3, защищающий столицу и Плоешти.

После начала советских бомбардировок немцы быстро сообразили, что эффективность румынских ПВО не достаточно высока, из-за отсутствия радаров и современных систем управления огнем. Расход боеприпасов был огромным, потери противника - незначительными. Эти недостатки не были преодолены даже в 1942 году. Немцы попытались исправить ситуацию, научив румын стрелять из собственного оборудования. Летом 1942 года в Плоешти появилось три дополнительных зенитных батареи люфтваффе, вооруженные 20мм, 37мм и 75мм орудиями фирмы Виккерс. Также немцы поставили на вооружение румынской ПВО два прожекторных полка и 18 88мм зенитных орудия (в придачу к которым румыны получили германскую систему управления огнем).



Разбитый румынский "Хейнкель".

Таким образом к лету 1943 года в составе Румынского ПВО находилось 66 тяжелых зенитных батарей, 55 легких зенитных батарей, 14 батарей зенитных пулеметов, 10 прожекторных батарей и 3 батареи заградительных аэростатов.

В августе 1943 защиту Плоешти обеспечивала 5 Бригада воздушной обороны Румынского ПВО, которой командовал полковник Ион Руденау. Бригада состояла из 7 и 9 полка ПВО, который должны были действовать в согласии с немецкими коллегами. 7 полк находился в составе флакгруппы Ploesti и состоял из 20 зенитных батарей, 4 прожекторных батарей и батареи заградительных дирижаблей. 9 полк находился в составе флакгруппы Vorfeldschutz (располагался к северо-западу от комплекса в Праховской долине и состоял из 2 20мм батерей в районе Флорешти, 2 88м батарей и 2 20мм батарей в районе Băicoi-Ţintea, 4 88мм батарей и 2 20мм батарей в районе Кампины и одной 20мм батареи в районе Морени. Плюс к этому в составе полка находилось две прожекторных батареи.



 Принципиальная схема организации ПВО в районе Плоешти (кликабельно).

ГЕРМАНСКОЕ ПВО

В октябре 1940 года немцы стали формировать вокруг Плоешти собственный зонтик ПВО, созданием которого занимался генерал-майор Вильгельм Шпидель. Первые немецкие зенитные системы прибыли в Румынию зимой 1940 года в составе 180 полка ПВО (это полк продолжал защищать Плоешти до 1944 года). В 1941 году 180-ый полк включал в себя 16 88мм батарей, 7 20мм батарей и одну 37мм батарею.

После прибытия немцы занялись созданием многочисленных обманок, которые выглядели с воздуха, словно здания и цистерны громадного комплекса. Первая из этих обманок была построена между Комеру и Албести в 30 километрах к юго-востоку от Плоешти. Ложный комплекс имел мало сходства с Плоешти, но был оснащен ложными дорогами и ложными деревянными постройками. Ночью на улицах обманки включались огни (во время воздушной атаки свет в Плоешти полностью отключался). По задумке немцев, после бомбежек персонал обманки должен был зажигать малые нефтяные резервуары, что должно было имитировать успешно попадание бомб в танки и перерабатывающие предприятия. Ну а для того, чтобы самолетам было боязно, вокруг обманки  были установлены поисковые прожектора, они включались когда вражеская авиация приближалась на 60 км к постройкам.



Советские аэроносцы "Звено" причинили некоторые неприятности румынским нефтяникам.

Ложный комплекс был весьма эффективен против ночных рейдов советских бомбардировщиков. Однако, во время дневного налета 13 июля 1941 года он оказался бесполезен, потому что бомбардировщики атаковали Плоешти с северо-восточного направления. В июле 1941 года стало ясно, что советские пилоты знают о существовании обманки и просто пролетают мимо нее, после чего нацисты начали создание Обманки 2 в районе Киорана (30 километров к юго-востоку от Обманки 1).

Во время августовского рейда советских бомбардировщиков нацисты выключили свет на Обманке 2 и включили свет на Обманке 1. В результате пилоты бомбардировщиков приняли Обманку 2 за Обманку 1 и сбросили все бомбы на ложную цель. 18 августа история повторилась, но уже через несколько дней советские пилоты узнали о существовании обманки 2 и стали игнорировать ее. В ответ немцы начали строить Обманку 3 в районе Братенашки (7 километров к западу от Плоешти), в результате чего экипажи бомбардировщиков снова запутались, ибо вся область вокруг цели была утыкана “нефтяными заводами, танками и зданиями”. Налеты советский авиации закончились в конце августа 1941 года, после того как ВВС РККА потеряли базы, с которых действовали бомбардировщики.



Радарная система Румынского ПВО (кликабельно)

Что касается наземной ПВО, то весной 1941 года немцы сформировали специальную дивизию ПВО, которая входила в состав Luftverteidigungskommando 10 и работала под командованием генерал-лейтенанта Йохана Сиферта. Luftverteidigungskommando 10 в свою очередь была разделена на зенитную группу Плоешти и зенитную группу Vorfeldschutz (Защита периметра), в состав которых входили зенитные орудия и системы поискового освещения. Если зенитная группа Плоешти отвечала за защиту центральной части комплекса, то группа Vorfeldschutz защищала северо-западный сектор защищаемой зоны. В состав каждой группы входили суб-группы, каждая суб-группа состояла из одного или двух зенитных батальонов. Каждый батальон имел в своем распоряжении 5 зенитных батарей, вооруженные 88-мм пушками и зенитками малого калибра (20мм и 37мм).

Батальон поисковых прожекторов (Scheinwerfer) был прикреплен к комплексу, при этом три поисковые батареи находились в распоряжении зенитной группы Плоешти и еще одна поисковая батарея была прикреплена к группе Vorfeldschutz.

1 сентября 1941 год Luftverteidigungskommando 10 была переименована в 10 Зенитную дивизию. Осенью немецкое командование задумало перебросить часть оборудования на восточный фронт, но, в основном в Россию отправляли специалистов-зенитчиков, тогда как оборудование медленно передавали румынам.



Советская авиация наносит удар по нефтянке румынских империалистов.

12 июня 1942 состоялся рейд B-24D из состава HALPRO на Плоешти. Налет не был результативным, но в Бухаресте и Берлине началась паника. Командование Люфтваффе приступило к реорганизации оборонительного периметра вокруг комплекса. К этому моменту новым организатором защитной системы стал генерал-майор Альфред Герстенберг, который убедил командование в том, что налеты вражеских бомбардировщиков продолжаться, а значит, надо как можно быстрее усилить ПВО критически-важного комплекса новыми зенитными орудиями, перехватчиками и радарами. Здания комплекса должны были быть усилены специальными конструкциями, которые минимизируют урон в случае прямого попадания бомб. Внутри комплекса должны быть проведены работы по усовершенствованию пожарных систем. Следовало усилить дорожную и пожарную системы Плоешти для, того чтобы избежать ситуации, когда огонь выйдет из под контроля пожарных. По мысли Герстенберга совокупная система ПВО Плоешти должна находится под полным контролем Люфтваффе.

17 июня 1943 года между Румынией и Рейхом было подписано соглашение о том, что Германия будет обязана обеспечить защиту региона Плоешти в обмен на нефтяные концессии со стороны Румынского правительства. Люфтваффе будет исполнять обязанности координирующей структуры во время отражения воздушных атак союзников. В результате этого соглашения Гитлер запретил проводить любые действия и работы связанные со снижением эффективности ПВО в регионе, а в начале 1943 года в Плоешти появились германские радары управления огнем типа Wurzburg (они использовались для наведения прожекторов на цели). В феврале 1943 года вокруг Плоешти размещалось уже 6 радарных комплексов.



Германский тяжелый зенитный поезд типа Eisenbahn Flak.

Несколько позже защита комплекса была усилена мощными 105мм и 128мм зенитными орудиями, которые перебрасывались с места на место при помощи железнодорожных поездов (Eisenbahn Flak). Эти поезда базировались на ж/д станции Crangul и в Буде, к северо-востоку от Плоешти.

С зенитными поездами связан один интересный момент. Американцы утверждают, что во время налета их бомбардировщики обстреливал зенитный поезд, курсирующий по ветке Кампина-Плоешти. При этом стрельба велась во время движения, что очень странно, ибо Eisenbahn Flak останавливались перед началом стрельбы. Возможно, что во время рейда американцы столкнулись с Eisenbahn-Transportschutz-Flak-Abteilung (легким поездом защиты), который имел на вооружении 20мм зенитные пушки и мог стрелять на ходу. Известно, что ПВО Плоешти не имело на вооружении легкого поезда защиты и ему неоткуда было взяться в этом регионе. Существует гипотеза о том, что во время налета по ветке катился поезд, направляющийся в другой регион Румынии. Некоторые американские источники считают, что это был Die Raupe, которым командовал гауптманн Йозеф Брем, но прямых доказательств этому как не было, так и нет.

Пассивная защита румынского комплекса осуществлялась аэростатами воздушного заграждения и генераторами дыма. Стандартный германский аэростат воздушного заграждения был наполнен водородом и имел объем 200 кубических метров. Как правило аэростаты дрейфовали на высоте 1,800 - 2,500 метров и были привязаны на стальной кабель, который мог повредить и даже уничтожить пролетающий самолет в случае прямого столкновения. В октябре 1942 года в районе Плоешти был развернут 3 воздухоплавательный батальон румынской армии, оборудование которого состояло из трех аэро-барьеров (один в северной части комплекса и два барьера в южной). Всего в распоряжении румын было 58 аэростатов, но число активных средств ПВО постоянно менялось, так, например, в июле 1943 года румыны могли поднять в воздух от 18 до 28 аэростатов. В “Черное воскресенье” в воздухе находился 41 аэростат. По странному стечению обстоятельства в этот день ПВО Плоешти счастливо решило проблему с водородом.



Румынские дирижабли ПВО готовятся к взлету.

Дымогенераторный батальон состоял из четырех батарей, на вооружении которых находились 1000 генераторов дыма типа Nebeltorf, целью которых было создание плотной завесы над основными регионами комплекса. Зенитчики очень не любили, когда дымогенераторный батальон начинал свою работу. Дело в том, что от дыма у расчетов слезились глаза, а сам дым мешал наведению и меткой стрельбе зенитных орудий.

К началу операции Tidal Wave Германское ПВО в районе Плоешти насчитывало 36 тяжелых зенитных батарей, вооруженных 164 88мм и 105 мм орудиями и 16 легких зенитных батарей, вооруженных 210 20мм и 37мм автоматическими пушками. Сами румыны считали, что комплекс имеет наиболее сильный воздушный барьер в Европе. Немцы их в этом не переубеждали, хотя знали, что в действительности ПВО Берлина и Рурской области была намного серьезнее.

РУМЫНСКИЕ ВВС

Система ПВО Плоешти включала в себя перехватчики FARR (Королевские Румынские ВВС) и Люфтваффе. При этом румыны защищали западный сектор комплекса, тогда как немцы защищали восточный.

FARR имела на вооружении 4 эскадрильи дневных и 1 эскадрилью ночных истребителей. Две румынские эскадрильи были вооружены современными германскими истребителями Bf 110 и Bf 109G-2 (эти эскадрильи имели германские обозначения, находились на аэродромах с эскадрильями люфтваффе и поэтому их было легко принять за подразделения нацистов). Сами немцы смотрели на румынских пилотов свысока и писали так:

Эти подтянутые мальчики из богатых семейств плохо заботились о машинах. Поскольку налет у румынских пилотов был маленький, они часто попадали в авиапроисшествия. Раздолбанные мессеры заменялись новенькими машинами и местный православный священник благословлял пареньков на новый полет.



Румынский ночной истребитель Bf.110С (ПВО Бухареста, 1944 год)

Помимо “мессершмиттов” на вооружении FARR состояли румынские IAR 80. Эта машина была создана на базисе польского высокоплана PLZ P.24. и была классическим монопланом с радиальным двигателем. Первая партия этих машин  играла роль истребителей-бомбардировщиков. В 1942-1943 годах IAR 80 прошли модернизацию избавились от бомбовых пилонов и получили дополнительные пушки. В районе Плоешти находились разные модификации румынских истребителей, которые в дальнейшем будут называться IAR 80 без указания конкретной модификации. К летчикам, летающим на IAR 80, нацисты относились с большим уважением, они считали их дерзкими и агрессивными пилотами.

Люфтваффе начало обеспечивать защиту Плоешти в начале 1941 года, когда в районе комплекса появился III./Jagd.52 под командованием майора Готтарда Хандрика. Эти машины, сформировавшие костяк Ölschutzstaffel (нефтяной эскадрильи) приняли участие в боях лета 1941 года против ВВС РККА.

К лету 1943 года ВВС ПВО Плоешти увеличились до 3 эскадрилий дневных истребителей и 2 эскадрилий ночных истребителей. Костяк ПВО состоял из Bf 109G-2, но на вооружении защитников уже появились первые Bf 109G-6. Основными ночными истребителями оставались Bf 110E и Bf 110F (считалось, что удар по комплексу будет ночным, вследствие чего командование ПВО наращивало число Bf 110).

Согласно румынским данным на 1 августа 1943 Плоешти защищало 108 истребителей (56 румынских и 52 германский). Поскольку налет состоялся в воскресенье большая часть пилотов была на отдыхе. В итоге, в воздух смогли подняться только 57 самолетов (31 румынский и 26 немецких).



Румынский Bf.109G-2, Escadrila 53 vanatoare, в составе I/JG 4, регион Плоешти, лето 1943 года.

Эскадрильи ПВО Плоешти, август 1943 года



Подразделение

Самолет

База ПВО

FARR

Escadrila 45 Vânătoare

IAR 80

Târgşorul Nou

Escadrila 51 Vt. de noapte (12./NJG.6)

Bf 110C

Ziliştea

Escadrila 53 Vt. (4./JG.4)

Bf 109G

Mizil

Escadrila 61 Vânătoare

IAR 80

Pipera

Escadrila 62 Vânătoare

IAR 80

Pipera

Luftwaffe

I/Jagdgeschwader.4

Bf 109G

Mizil

10./Nachtjagdgeschwader.6

Bf 110E/F

Ziliştea

11/Nachtjagdgeschwader.6

Bf 110E/F

Ziliştea

Продолжение следует…
Первая часть статьи находится здесь.

01.10.2020

(с) Илья Садчиков на основе Osprey Air Campaigns.

рейх, history, airplanes, war history, авиация, ww2

Previous post Next post
Up