THE ANTENNA / BINA (2019)

Sep 20, 2020 19:44




Восьмидесятые, неизвестная страна расположенная где-то в передней Азии; может быть Турция, может быть Сирия, а может быть даже пред-революционный Иран. Несмотря на исламские обычаи, местные живут по Европейскому образцу: носят пиджаки, а их женщины давно отказались от паранджи. В стране есть телевидение и Ласковый вождь, который доносит свои идеи посредством голубого экрана. В один прекрасный день государственное телевидение меняет систему вещания и на новый многоэтажный дом, мокнущий под свинцовым небом Республики, устанавливают новенькую антенну. Это становится началом конца. Антенна начинает испускать черную жидкость, которая сводит с ума одних людей, а других превращает в безглазых монстров…

Это интересно. “Антенна” создана турецким кинематографистом Оркуном Бехрамом, который выступил в качестве режиссера и автора сценария. Таким образом мы имеем дело с авторским фильмом, которые даже не пытается заигрывать с массовым зрителем. Стоит отметить, что история “Антенны” носит универсальный характер и легко может быть инсталлирована на базис любой восточно-европейской страны.



Оркун Бехрам - будущее турецкой антиутопии.
Главный герой “Антенны” - ночной сторож Ясмин, маленький человек за 30, который ничего не добился в жизни и понял, что текущее существование его полностью устраивает. Работает Ясмин в новом 12 этажном доме. Развлечений у парня не много, только газеты, да радио, по которому передают правительственную пропаганду (из серии проклятые иксанцы потопили в игреканском заливе очередной танкер с жижей). Поскольку пропаганда Ясмину не интересна, радио он не слушает и держит приемник в тумбочке рабочего стола. Вторым по значимости персонажем картины является девушка Семиль. Она хочет сбежать из дома, но знает, что родители не отпустят ее во внешний мир. Однако жить под свинцовым небом Республики она больше не хочет. Наконец возле дома ошивается директор здания - Хакан, который что-то знает об эксперименте, но не имеет представления о его деталях. Директор постоянно прессует сторожа и между героями возникает конфликт, который приводит персонажей к трагической развязке.



Это не гудрон, это какое-то явление из Сталкера. Лучше эту дрянь не трогать.
За хоррорическую часть картины отвечает “черная слизь”, напоминающая жижу из классического японского хоррора "Темные воды". Слизь истекает из антенны и проникает внутрь дома через водопровод. Известно, что черная дрянь является проводником радиоволн и мгновенно передает информацию между своими жертвами. После контакта со слизью жители здания обычно погибают, а потом восстают из мертвых в виде слепых мутантов. Известно, что слизь каким-то образом связана с правительством и, скорее всего, создана в тайных лабораториях под контролем сумасшедших ученых. Однако не ясно каким образом она конвертирует мертвых людей в телепузиков и каким образом Ласковый вождь намерен править модифицированными людьми. Хотя может быть и правительства уже нет, а Антенны создаются на захваченных заводах инопланетной армией вторжения. Ответы на эти вопросы зритель будет искать самостоятельно, опираясь на свою наблюдательность и свое грандиозное воображение.



За Семиль пришли.
Многие зрители считают, что “Антенна” является картиной ужасов, но я склонен считать что в данном утверждении имеется ошибка. Действительно кошмарных сцен в фильме нет и жуткая атмосфера постановки создается звуками и индустриальной картинкой, которая придется по нраву всякому любителю советских хорроров (вы увидите недострои, заборы, трубы и прочие реалии Республики, обещающей Рай к 1990 году). Серьезное внимание уделено демонстрации быта государственных служащих (живут персонажи бедно, но чисто), ибо у каждого героя фильма (кроме сторожа) в шкафу прячутся свои собственные скелеты. Временами темп “Антенны” резко замедляется и внимание камеры устремляется на какой-нибудь интересный объект, который может демонстрироваться минутами (привет Тарковскову). Ближе к концу фильма Ясмин попадает на секретный этаж и там начинается полнейший Черный вигвам в котором Дэвид Линч встречается с Риддли Скоттом. И без того небыстрый темп “Антенны” проседает, а хронометраж фильма растягивается до двух полноценных часов.



Телевизионная сеть в стиле Кроненберга.
В настоящее время существует лишь турецкая версия “Антенны”, так что картину мне пришлось смотреть с английскими субтитрами, в которых встречались ошибки. Весьма вероятно, что при переводе была утеряна часть лора, а некоторые объяснения оказались не точными. Думаю, имеет смысл дождаться английской версии “Антенны”, которая появится в стриминговых сервисах поздней осенью 2020 года.



Женщина, реклама и шприц.
В завершении обзора я бы не стал рекомендовать “Антенну” хоррор-фанатам. Перед нами не фильм ужасов, а мрачная антиутопия, выполненная по заветам Тарковского и Кроненберга (отдельные эпизоды явно апеллируют к “Сталкеру”, тогда как другие были вдохновлены инсталляциями из Tate Modern и классическим Videodrom). Смотреть этот фильм довольно сложно, но его концепция дает богатый материал для последующего осмысления на кухне.

image Click to view



ЗА:
Мрачная индустриальная атмосфера,
Ряд интересных визуальных находок,
Получить сдвиг по фазе можно и без всякого телевизора.

ПРОТИВ:
Фильм страдает от типичных артхаусных недостатков,
Визуальные находки режиссера мешают целостности истории,
Не все персонажи одинаково интересны,
Ответов нет и не будет.

20.09.20
(с) Илья Садчиков

movie, resistance, кино, horror, apocalypse

Previous post Next post
Up