A CHRISTMAS CAROL (2019)

Aug 16, 2020 21:56




В детстве я очень любил читать Диккенса. Сяду бывало на диванчик, возьму томик потяжелее и давай изучать приключения мистера Пиквика. При этом толстые книги английского писателя нравились мне значительно больше, чем короткие произведения и повести. Сказывалась обстоятельность описаний английского быта и сериальный формат романов, берущий начало в газетных публикациях. Именно по этой причине классическая Christmas Carol прошла мимо меня стороной. Уж слишком короткой была книжонка и слишком религиозным название. Много позже, в конце 90-ых, я все таки добрался до “Рождественской песни” и пришел к выводу, что на основе данной истории можно было бы создать неплохой готический триллер, рассказывающий об ужасах викторианского капитализма. Вариант Christmas Tale от Роберта Земекиса был неплох, но в нем был показан совершенно неубедительный Лондон. Новейшая версия от BBC пошла по дорожке “Табу” и попыталась продемонстрировать зрителю не столько историю Скруджа, сколько “Не добрую старую Англию” во всем ее индустриальном “великолепии”.




Скрудж в исполнении Гая Пирса выглядит убедительно и мрачно.
Картина, созданная стараниями BBC, представляет собой мини-сериал, состоящий из трех часовых серий. Главными героями постановки являются промышленники: Эбенизер Скрудж и его партнер Джейкоб Марли. Марли выступает в качестве проводника потусторонних сил, которые могут даровать Скруджу надежду на спасение или окончательно отобрать ее. Скружд, как и положено старому скряге, на поводу у Джейкоба не идет и дожидается призраков, которые показывают ему самые яркие моменты предшествующей жизни. И жизнь эта страшная, совсем не похожая на то, что было описано Диккенсом в изначальной книге. BBC-шный Скрудж - это постаревший Джеймс Казайя Делейни, переживший ужасы английских школ, бедность, сумевший сколотить первоначальный капитал, ожесточившийся и осознавший, что помощи ждать неоткуда и рассчитывать в этом мире можно только на себя. По правде сказать, подобный бэкраунд мало способствует раскаянию.



Делейни и Скрудж близки еще и потому, что автор сценария сериала - Стивен Найт, был также сценаристом Taboo.
Мир, в котором живет Скрудж угрюм и неприветлив, Мрачный Лондон покрыт смогом индустриальных предприятий, на улицах едва мерцают одинокие фонари, то тут то там виднеются обитатели городского дна, и уставшие бедняки, вяло бредущие в ночлежки из работных домов. Над темными парками и узкими переулками высятся почерневшие от копоти многоэтажные дома, а собор Святого Павла напоминает мраморный постамент, вздымающийся над громадой ночного кладбища. Мир “Рождественской песни” обречен на медленную мучительную смерть и Скрудж, как никто другой понимает данный факт и по этой причине не пытается переделать себя. Более того, в отличие от Делейни Скружд осознает порочную суть системы, понимает свое место в ней (он богат, но реального политического веса у Эбенезера нет и никогда не будет) и не пытается сломать ее.



Племянник Скруджа напрочь выпал из киношной истории.
Информация к размышлению. Замечу, что помимо мрачного визуального ряда в фильме есть несколько кровавых эпизодов, которые могут показаться страшными для неподготовленных детей. Джейкоб Марли с оторванной челюстью и окровавленные персонажи городского дна (с раздробленными конечностями) это совсем не то, что ожидаешь увидеть в “праздничной” постановке.



Джейкоб Марли - единственный друг Скруджа, наоборот, выдвинулся на второй план.
Весьма удачными оказались криповые призраки Рождества. Отказавшись от флера детских героев эти “парни” стали более зловещими персонажами, несущими за спиной груз боли, страданий и тяжелейших потерь. Энтони Серкис в роли Духа Прошлого напоминает съехавшего с катушек Алана Мура, одевшего Терновый венец и решившего сжечь последнюю елку в приполярной тундре. Столь же удачные образы оказались придуманы для Духа Настоящего, который претерпел кардинальную трансформацию (это решительная женщина в исполнении Шарлотты Рилли) и Духа будущего (Джейсон Флеминг, словно бы сошедший со страниц “Друдда”). Эти существа не имеют ни малейшего отношения к христианской традиции, они порождены мрачным нутром Викторианского Лондона и зловещей атмосферой Мировой фабрики, в которой нет лишних шестерней.



Жена мистера Крэтчита.
Это интересно. Мрачная атмосфера фильм столь крепко захватила ум сценариста, что из сериала совершенно пропала атмосфера праздника. Как такового Рождества здесь нет и действие картины могло происходить в любой понравившийся день года.



Дух прошедшего Рождества в исполнении камрада Серкиса.
Несмотря на образ отшельника, Скрудж не одинок в этом мире. Рядом с ним обитают его помощники, служащие и члены их семей. Некоторых персонажей истории сценарист сделал неграми, чтобы западному зрителю грустнее было и вот тут то у картины начинаются серьезные проблемы. Дело в том, что Скрудж не расист, его трудности - это трудности капиталиста, а не работорговца. Именно по этой причине киношные призраки не могут прийти к нему с Black Lives Matter повесткой, хотя Стивен Найт изо всех сил старается провернуть этот номер, вставляя в тело картины колониальных жертв Скруджа и Марли. Удивительно то, что классическая история не поддается давлению и удачно спасает свою суть, расшвыривая по сторонам хрупкие реновационные констракты Найта. Что касается чернокожей жены мистера Крэтчита то она выглядит странно и не исторично, но в целом историю не ломает. К ней вполне можно привыкнуть.



Лотти - Дух настоящего рождества (этот персонаж в книге был совсем другим).



Дух грядущего рождества. Изначально его должен был сыграть Рутер Хауэр, но смерть актера окончательно похоронила оригинальный концепт.
Что касается Скруджа, то он также отличается от того героя, что был описан в книге Чарльза Диккенса. Эбенезер Гая Пирса довольно молод, ему едва стукнуло 60. У него есть еще время, чтобы исправиться и силы, которые можно вложить в добрые дела, но тут есть одна серьезная проблема. Киношный Скрудж напрямую виноват в смерти множества людей, а значит его спасение потребует инаковых средств, у Диккенса не прописанных. Автор сценария не пытается разрешить данное противоречие и рассказывает историю по-старинке, не понимая, что скряга кардинальным образом отличается от убийцы. Ну и конечно не стоит забывать о том, что у Диккенса Скрудж был жертвой обстоятельств, персонажем сохранившим внутри частичку доброты, тогда как герой Стивена Найта совсем не похож на сбившегося с пути бедолагу, он скорее расчетливый карьерист с философской базой закоренелого циника-эгоиста. Честно говоря, в какой-то момент мне показалось, что Скрудж вообще не исправился, а просто подыграл духам. Несмотря на странный подход к истории персонажа, замечу что Гай Пирс играет роль Эбенезера очень уверенно и его интеллектуальный Скрудж, скорее современный персонаж, нежели герой XIX столетия.



Добрая старая Англия в представлении театра Old Vic.



Недобрая старая Англия в представлении творческой группы сериала Taboo.
Это интересно. Несмотря на внушительный 180 минутный хронометраж, в сериал не влезла сюжетная линия Фреда (племянника Эбенизера), которая имела важное значение в книге. Вероятно. добродушный Фред оказался лишним в вязком холоде готического Лондона.

ЗА:
Костюмы персонажей и дух Викторианской эпохи,
Попытка кардинального переосмысления классической истории, реализованная в виде готической страшилки,
Гай Пирс в роли Эбенизера Скруджа,

ПРОТИВ:
SJW повестка в фильме не работает,
Некоторые важные сюжетные линии книги в фильме отсутствуют,
Скрудж стал слишком комплексным персонажем, его невозможно спасти старыми методами,
Призак прошлого съел все экранное время,
Перед нами мистический римейк Табу, а вовсе не "Рождественская история".



16.08.2020
(с) Илья Садчиков

movie, литература, кино, horror, uk, лондон

Previous post Next post
Up