Ситуация с образованием за год стала лишь хуже. Из двух групп, занимающихся системным администрированием, реально темой интересуются не больше 3-4 человек. Это очень мало, учитывая тот факт, что специальность у групп информационная. Остальные, вероятно, хотят стать манагерами или пойдут в ларьки, торговать тампаксами, сникерсами и жвачкой "Вриглейс Сперминт". При этом, детишки хотят ездить на дорогих машинах и гонять на каникулы по Европе. No chance... Жизнь ларечника и манагера в нашей стране имеет весьма печальные перспективы, что при медвепутах, что при экстремистах, что при патриотах.
Только вот чтобы понять это, надо оторвать глазоньки от телевизора и оглядется вокруг.
Беда, впрочем, не в этом. Беда в том, что следующее поколение окажется неспособно, в большинстве своем, иметь дело со сложной техникой и сложными машинами. Вперед технологический откат, а может быть даже, новый Dark Age. Не хотелось бы верить, но мы подобны последним римлянам, которые видят, что все их дороги, прекрасные дворцы и акведуки будут вскорости разрушены, приведены в упадок и растащены по камню для строительства высокотехнологичных овечьих загонов.
У Калашникова нашел текст, подтверждающий мою гипотезу.
В своей книге "Второй шанс" известный американовод Бжезинский пишет вот что:
В 2002 г. Национальное географическое общество провело исследование и пришло в ужас. 85% молодых американцев не могли найти на карте Ирак или Афганистан. 60 процентов не отыскивали Англию, а 29% оказались не в силах показать на глобусе … Тихий океан. Может ли народ с таким градусом тупости быть глобальным лидером? Впрочем, Буш Второй, способный легко перепутать Австралию с Австрией - царь такого невежественного быдла. Под стать (заметим мы) «царю» - и местные политики, от перлов коих надрываешь живот от смеха. Госсекретарь Кондолиза Райс может с серьезным видом говорить о том, что американцы при оккупации Афганистана не повторили ошибки СССР, ибо … заняли Кабул. А кандидат на выборах-2004 года Джон Кэрри окрестил Путина «выходцем из Треблинки», перепутав оную с Лубянкой. Н-да… Мы то даже сейчас не путаем штат Джорджия с Грузией!
И не один Бжезинский бьет тревогу.
«…Поколение ученых и инженеров, на чей выбор карьеры повлияли космические достижения русских и призывы президента Кеннеди (начало 1960-х гг. - прим. М.К.), в настоящий момент приближается к пенсионному возрасту и не замещается в количествах, необходимых стране с передовой экономикой, которая и дальше собирается быть ведущей экономикой мира…» (Томас Фридман. «Плоский мир» - Москва, «АСТ», 2007 г., с. 328)
Если брать обстановку на март 2004-го, то 40% сотрудников НАСА - люди старше полувека. 22% - старше 55 лет. А тех, кому нет еще и тридцати - всего 4%! Учтите: самые дерзкие проекты всегда движутся молодыми и амбициозными. Особенно в космической отрасли, что так важна для создания когнитивного мира, что следует за капитализмом. Но … НАСА испытывает серьезные трудности при поиске работников, обладающих достаточным уровнем естественнонаучного, инженерного и компьютерного образования. Не хватает теперь американцев с такими знаниями! Теперь в США говорят: скоро наши научно-технические кадры пойдут на пенсию - и мы останемся ни с чем.
Китай выпускает в год 325 тысяч инженеров с отличной подготовкой (данные на 2004 г.). А что Соединенные Штаты? В том же 2004-м Национальный научный совет США с тревогой отметил, что число американских граждан, обучающихся научно-инженерным специальностям, опасно снижается, тогда как потребность страны в работниках такого рода постоянно растет. По числу молодых людей 18-24 лет, имеющих научные степени, Америка скатилась на 17-е место в мире (в 1972 г. США держали третью позицию). В 2003 г. из 2,8 миллионов начальных университетских степеней по научно-инженерным специальностям (американская степень бакалавра) 1,2 миллиона достались учащимся азиатских университетов, 830000 - студентам-европейцам и только 400 тысяч - студентам американских университетов. Если в КНР доля «технарей» в общей массе студентов - 60%, в Южной Корее - 33% и на Тайване - 41%, то в США - всего лишь 31%. Если взять только инженерные науки, то в США доля бакалавров по этой части - всего 5%. Это очень скромно на фоне 25% в РФ (наследие СССР) и 46% в красном Китае.
Сами американцы прогнозируют, что к 2020 году США утратят свое преимущество в деле подготовки научно-инженерных (НИ) работников. Пальма первенства перейдет к азиатам.
«…Многие из тех, кто пришел в расширяющуюся НИ-отрасль в 1960-е и в 1970-е (поколение бэби-бума), в течение следующих 20 лет должны будут уйти в отставку, и их дети не стремятся следовать примеру своих родителей в тех же объемах… «Показатели 2002» демонстрировали, что число докторских степеней в научно-инженерной отрасли США снизилось с 29000 в 1998 году до 27000 в 1999-м. Совокупное число студентов инженерных факультетов за период между серединой 1980-х и 1998 годом упало на 12%...
Начиная с 1980-х годов другие страны наращивали финансирование образования и обучения работников НИ-отрасли более быстрыми темпами, чем Соединенные Штаты. Между 1993 и 1997 годами члены ОЭСР увеличили число исследовательских вакансий в своих НИ-отраслях на 23%, что более чем вдвое превосходит 11-процентный аналогичный показатель для США» - пишет Томас Фридман в «Плоском мире».
И он же отмечает: белые работники уже уступают азиатам и по производительности труда. «Этот неприличный секрет высокопоставленные лица корпоративной Америки выдавали мне только шепотом: когда они пересылают работу за рубеж, они экономят не только 75% на зарплатах, они получают 100% роста производительности…» - отмечает Фридман. Что это, как не угасание белой расы? Белые превратились в лентяев, требующих, однако, высоких зарплат.
Фридман приводит и слова архитектора компьютерных систем Майкла Аргелло (Сан-Антонио, США), что пробовал преподавать в местном университете и искать там перспективных работников:
«…Меня обескураживало отношение к учебе многих студентов. Из всех, кто прошел через мои руки за шесть семестров, я смог бы нанять к себе на работу максимум двух. У остальных не было ни творческой жилки, ни умения решать проблемы, ни элементарного учебного энтузиазма…
…Индийцы очень умны, и, находясь в постоянном взаимодействии с нашими системными архитекторами, они быстро схватывают, как части ИТ-головоломки складываются в единое целое… Если бы Конгресс принял закон, запрещающий ввоз индийских кадров, у нас на руках остались бы крупные программные системы без единого человека, который понимал, что в них к чему…
…Низкий уровень образования равняется низкому уровню жизни, вот и вся наука, и американцы сегодня все чаще узнают это на себе. Многие никак не поймут, что для высокой зарплаты у них слишком низкий потолок…»
В 2004 году 65% американских школьников, показавших лучшие результаты на математических межшкольных олимпиадах, - дети недавних иммигрантов. По части математических знаний (а это - основа научно-технологического развития) сингапурские и тайваньские школьники в 5-6 раз превосходят американских сверстников. В университете имени Джона Гопкинса 60% аспирантов (на начало нового века) - иностранцы, причем в основном азиаты. В 2000 году оказалось, что все аспиранты-математики в университете - это китайцы. И ни одного американца - ни белого, ни черного, ни еврея!
Таким образом, сегодня даже ядро капиталистического мира погружается во тьму «нового раннего Средневековья». Что дальше?