Итальянские ВМФ заинтересовались самолетами и дирижаблями намного раньше армии. К началу Первой мировой войны ВМФ Италии имели на вооружении 30 гидросамолетов, тогда как концу Великого противостояния это число возросло до 500. К сожалению, для самих Итальянцев превосходный авиационный задел королевства был уничтожен отвратительной системой управления и недалеким высшим командованием, которое оказалось в плену ложных идей и не смогло определить верный вектор развития флота.
В 20-30-ых годах прошлого века итальянские моряки спорили о необходимости создания собственного авианосца. Данная идея нашла поддержку у вице-адмирала Джино Дуччи (командующий штаба Regia Marina в начале 20-ых годов) и его помощника Ромео Бернотти. Противники этой идеи, в целом, не были против самой концепции авианосца, но считали, что корабли данного типа слишком дороги для Италии, которая будет воевать, в основном, на земле.
Некоторые итальянские военно-морские теоретики и вовсе считали, что в условиях Средиземноморья лучшими авианосцами будут острова Сицилия и Пантеллерия. Ну а коли так, то не имеет ни малейшего смысла тратить деньги на создание сложнейшей инфраструктуры, необходимой для обслуживания авианосных гигантов.
Guiseppe Miraglia в море.
Это интересно. Первой воздушной ласточкой нового флота стал железнодорожный паром Citta De Messina переоборудованный в оснащенную полетной палубой и двумя катапультами авиаматку Guiseppe Miraglia. Последняя могла нести на своем борту 4 больших или 16 средних аэропланов. Guiseppe Miraglia принимал участие во Второй Итало-Абиссинской и Испанской войне, но особых успехов в локальных сражениях не добился.
Вице-адмирал Джинно Дучи.
В 1923 году ВВС Италии отобрали у моряков последние самолеты и теперь все военные летательные аппараты королевства были подчинены одной структуре.
В 1925 году Муссолини занял пост морского министра и провел специальное совещание адмиралов Regia Marina на котором не было ни одного представителя морской авиации. Как результат, "линкорные" адмиралы выделили весь бюджет себе и единогласно решили, что авианосцы стране не нужны. Вышло так, что своим решением адмиралы похоронили всякую надежду Италии на победу в грядущей войне.
"Муссолини всегда прав".
В середине 30-ых годов на концепции итальянского авианосца и вовсе поставили крест, поскольку главный военно-морской противник Италии - Франция, заложила новые линкоры: “Дюнкерк”, “Страсбург”, “Ришелье” и “Жан Бар”. В ответ на это Италия отказалась от переделки в авианосцы двух старых линкоров “Кавур” и “Чезаре” и приступила к строительству новых линкоров: “Литторио” и “Витторио Венето”.
Отношение к авианосцам изменилось лишь после того, как Италия вступила во Вторую мировую войну. Итальянские адмиралы быстро сообразили, что королевские авиаторы ведут себя крайне независимо и не горят желанием помогать своим коллегам на море. Поскольку собственной морской авиации у итальянских ВМФ не было, адмиралам приходилось ходить на поклон в штаб ВВС.
Итальянский линкор Conte Di Cavur
В конце марта 1941 года состоялось сражение у мыса Матапан, во время которого Английский флот потерял 1 самолет и попутно потопил у макаронников 3 тяжелых крейсера и 2 эсминца. С английской стороны в сражении участвовал авианосец “Формидебл” и военно-морская авиация, тогда как итальянцы полагались исключительно на артиллерийские корабли. Разгром был полнейшим.
Глядя на этот бардак, итальянские адмиралы решили выковать собственный военно-воздушный меч.
Поскольку делать авианосец с нуля времени не было Муссолини приказал переконвертировать в носитель самолетов итальянский лайнер Roma водоизмещением 32,583 GRT.
Итальянский лайнер SS Roma, будущая надежда итальянского военно-морского флота.
Roma был построен на верфях Ансальдо и спущен на воду в 1926 году (следом за ним со стапелей сошел sistership Augustus). В движение Roma приводили 8 мощных турбин, которые крутили 4 массивных винта и разгоняли лайнер до предельной скорости в 22 узла. На борту лайнера находилась радиостанция, были установлены кондиционеры. Безопасность корабля обеспечивалась 4 уровнями стальных палуб и 12 водонепроницаемыми переборками. Roma могла принять на борт 1700 пассажиров. Первый рейс из Неаполя в Нью-Йорк Roma совершила 21 сентября 1926 года. 30 января 1932 года Roma протаранила американский лайнер “Президент Рузвельт”, но серьезных повреждений во время аварии не получила.
Переоборудование лайнера в авианосец началось сразу по завершении Матапанского разгрома. Поскольку итальянцы не имели практического опыта строительства авианосцев, они запросили техническую помощь из Германии и, конечно же получили ее. Согласно базовой итальянской идее, бывший лайнер следовало разобрать практически до основания, а потом собрать вновь, как боевой корабль. Изначало подразумевалось, что “Аквила” станет небольшим авианосцем, предназначенным для действия в Средиземном море. Однако вскоре Муссолини изменил свою точку зрения и приказал делать из “Аквилы” полноценный океанский авианосец, как у японцев или американцев.
Недостроенная "Аквила" .
Услышав подобные хотелки, конструкторы заявили, что на доработку Roma до требуемых стандартов уйдет не менее 2 лет. За это время корабль будет полностью перестроен, тогда как авиаконструкторы успеют создать морские версии сухопутных истребителей, торпедоносцев и даже сделают итальянский пикирующий бомбардировщик.
Во время затянувшейся конверсии “Аквила” сменила силовую установку, её скорость возросла с 22 до 30 узлов, а дальность (при скорости хода в 18 узлов) увеличилась до 5,500 морских миль. Вместо старых двигателей в “Аквилу” были установлены 4 турбины Белуццо, снятые с недостроенных крейсеров Cornelio Silla и Paolo Emilio. Последнее привело к увеличению длины корпуса. Конструкция бывшего лайнера была усилена дополнительными стальными булями, встроенными в борта авианосца (они также должны были защитить экс-Roma от торпедных ударов и минных подрывов).
Морская версия Fiat G50. Обратите внимание на посадочный крюк.
Летная палуба авианосца получила размеры 211.6 х 25.2 метра. При этом “Аквила” могла переносить на летной палубе и в ангарах 51 самолет различного класса (41 самолет находился в ангаре и еще 10 машин можно было разместить на палубе). Вооружение авианосца состояло из 8 - 135-мм орудий, 12 - 65мм пушек и 62 -20 мм зенитных автоматов. Для более быстрого запуска самолетов итальянцы решили установить на авианосец две германские паровые катапульты Demag, которые прошли успешное тестирование в марте 1943 года.
Это интересно. Когда после войны американцы изучили поднятую “Аквилу”, они пришли к выводу, что палуба авианосца спроектирована не самым лучшим образом и представляет опасность для посадки “зеленых” пилотов.
Истребитель-бомбардировшик Re.2001OR и торпедоносец Re.2001G.
Авиационное крыло для “Аквилы” должно было состоять из истребителей и бомбардировщиков итальянского производства. В качестве основного палубного истребителя ВМФ Италии хотели использовать морскую версию Reggiane Re.2001 или Fiat G50.
Подготовка морских летчиков началась в марте 1943 года (на основе 160 Gruppo), все полеты были наземными. В качестве тестовых машин итальянские пилоты использовали Ju-87C и Bf109T. Впрочем, во время полетов выяснилось, что как морской истребитель Reggiane Re.2001 на голову превосходит германские аналоги.
Изучив результаты тестов, итальянцы сделали 10 морских Reggiane Re.2001 со складывающимся крылом, посадочным крюком и бомбодержателями. Судя по всему, в 1943 году итальянцы предполагали, что все воздушное крыло “Аквилы” будет состоять из этих машин. В качестве истребителя/бомбардировщика следовало использовать морские версии Reggiane Re.2001OR, тогда как торпедоносцем должен был стать длиннохвостый Re.2001G. Концептуально идея была отличной, потому что в случае атаки на авианосец, все присутствующие на борту машины могли стать истребителями.
Так выглядела бы "Aquila" если бы Италия продержалась до 1945 года.
Проверить свою монолитную эскадрилью на практике итальянцы не успели, поскольку война изменила свой ход и союзники поменялись местами с противниками. Когда 8 сентября 1943 Италия капитулировала, “Аквила” была готова на 80%. Постройка шла быстрыми темпами благодаря работе германских инженеров и оборудованию, частично снятому с “Графа Цеппелина”.
После того, как Италия перебежала на сторону союзников немцы захватили “Аквилу”, но работы на ней в прежнем темпе уже не велись. 16 июня 1944 года авианосец был тяжело поврежден во время рейда союзных бомбардировщиков на Геную.
"Аквила" перед гибелью.
Конечно же, “Аквила” не смогла бы изменить ход боевых действий на Средиземном море. Итальянцы не имели ни боевого опыта ни тактики использования подобных кораблей в бою. Однако, появление у оси мощного авианосцы спутало бы все Средиземноморское планы союзников и, возможно, бы привело к значительной задержке сицилийского и итальянского десанта.
Другие статьи из серии "Война без авианосцев".
Война без авианосцев. Германия. Часть 1. Война без авианосцев. Германия. Часть 2.
"Аквила"-тян.
31.01.2019
© Илья Садчиков