Концепция легких космических бомбардировщиков зародилась во времена Войн Клонов. Сражения с вассалами Торговой федерации показали, что противник не будет иметь технического превосходства в космосе, и при этом всеми силами будет избегать генеральных сражений между тяжелыми кораблями. Вследствие этого Поздняя республика, а потом и Империя сделала ставку на массовое производство дешевых бомбардировщиков, несущих широкий спектр оружия и способных выполнять задания, как внутри планетарной атмосферы, так и вне ее.
В данной статье я расскажу об эволюции имперских ударных машин, тогда как в следующей мы взглянем на бомбардировщики повстанцев.
Имперская военная доктрина подразумевала непосредственный контроль над Галактикой при помощи страха. Инструментом террора, при этом становились Imperial Star Destroyer, способный переносить в своих ангарах сотни истребителей различных типов. При этом для атак тяжелых кораблей был придуман отдельный класс штурмовых машин - assault gunboat (этакий Ту-22М3).
Звено XG-1 возвращается из успешного рейда.
Ганботы, такие как GAT-12 Skypray Gunboat и XG-1 предназначались для самостоятельных рейдов на территорию противника и были оборудованы, как щитами, так и гипердвигателями. Обладая мощным наступательным потенциалом, они имели один огромный недостаток - малое число машин, находящихся в строю. Последнее было связано с тем, что Ганботы были относительно крупными кораблями. Тот же XG-1, фактически, был дальнейшим развитием шаттлов класса Lambda и обладал громадными линейными размерами. Эти машины не могли вести маневренный бой и, оказавшись рядом с целью, просто осыпали ее залпами ракет и торпед, надеясь на крепость встроенных силовых щитов. Естественно, для штурмовых операций ганботы не подходили и в рейдах вместе с T/F не участвовали. Имперское командование бросало их в бой для разрушения стратегических целей (да, мы потеряем несколько Ту-22М3, но это нормальная цена за уничтоженный американский авианосец).
Ту-22М3, советский gunboat.
Большую часть сражений Имперская военная машина вела против слабо вооружённых, но быстрых врагов, обладающих многочисленными наземными инсталляциями (пираты, контрабандисты, недобитые федералы и преступные картели). Использование ганботов против столь незначительных целей выглядело чрезмерной роскошью (ну никто не будет чеченских сепаратистов с Ту-22М3 бомбить). Как следствие, Империи понадобилась более дешевая машина, способная идти в бой на различных театрах боевых действий, оперировать в планетарной атмосфере, а также использовать широкий спектр доступного оружия (ракеты, торпеды, бомбы).
Tie Bomber в бою. Star Wars. Episode V.
Такой машиной стал классический Tie Bomber, впервые появившийся в 5-эом эпизоде Звездных Войн. Подобно T/F бомбардировщик не имел щитов и гиперпривода, а значит мог действовать лишь в непосредственной близости от баз и орбитальных носителей. Преимуществами машины являлись: низкая стоимость производства, широкий спектр используемого оружия (ракеты, мины, торпеды, бомбы) и модульность конструкции.
Последнее позволило многократно усилить наступательную мощь истребителя в модификациях Heavy Tie Bomber (2 оружейных контейнера) и Tie Punisher (3 оружейных контейнера + щит). Однако, чем больше ракет, торпед и мин нес на себе базовый T/B тем выше становилась его цена (Tie Punisher был всего лишь на 15% дешевле Tie Defender-а) и тем меньше была и без того не блестящая маневренность истребителя. Таким образом к исходу Гражданской войны стало понятно, что массовое использование продвинутых T/B (тех же Punisher-ов) невозможно, а в одиночку их применять практически нереально, так как они не смогут выжить там, где пробьется обыкновенный ганшип.
Heavy Tie Bomber
Tie Punisher
К созданию нового поколения бомбардировщиков имперцы приступили за несколько лет до битвы при Явине.
В рамках проекта Tie Aggressor имперцы попытались создать предельно дешевый гибрид T/F и T/B не имеющий ни щита, ни гипердрайва (этакий аналог МиГ-23 первых серий). Машина так и не стала серийной, поскольку требовала невероятно высокий подготовки пилота, который должен был и в догфайтах участвовать, да еще и бомбы метко метать. Для защиты от вражеских истребителей на Агрессор установили заднюю турель с двумя лазерными пушками. Все подобные машины были собраны в Onyx Squadron и участвовали в самостоятельных рейдах по ближним тылам противника. После уничтожения первой Звезды Смерти, программа Агрессор была остановлена, ибо адмирал Заарин сумел продавить свое видение будущего, в котором не было места машинам без силовых щитов.
Tie Agressor
Изучив опыт Эндора, имперские военные поняли, что им нужен принципиально иной бомбардировщик (не gunboat), способный действовать независимо от тактических групп. Дальнейшее развитие имперской военной мысли привело к появлению двух достаточно эффективных, но совершенно разных боевых машин.
Основным врагом имперской пехоты были вовсе не повстанцы, а пираты, ксеносы и прочие плоховооруженные уродцы, засевшие на внешнем рубеже.
Практическим воплощением идеи перспективного бомбардировщика второго поколения стал Tie Scimitar (известный также, как Scimitar Assault Bomber). Довольно дешевая (на 50% дешевле Punisher-a), но чрезвычайно быстрая машина, обладающая отдельной спасательной капсулой, щитами и гипердрайвом (в поздних модификациях). T/S хорошо смотрелся в боевые порядках T/A или T/D, поскольку мог эффективно взаимодействовать как с первыми, так и со вторыми машинами. Кроме того, Scimitar обладал основными возможностями ганботов при значительно меньшей сложности производства.
Tie Scimitar
Впервые ударные волны Scimitar-ов были использованы в кампании адмирала Трауна против Новой республики. В боях за империю машина показала свою исключительную эффективность. Во время следующих декад Scimitar активно применялся в больших и малых войнах по всей Галактике. Известно, что в 41 году после Битвы при Явине эскадрильи Скимитаров принимали участие в легендарной Второй Битве при Фондоре.
Однако имперские конструкторы не переставали думать и о втором пути развития легких бомбардировщиков. В проекте Tie Opressor основная ставка была сделана на скорость и вес ракетного залпа. По результатам разработки у имперцев получился фарфоровый аналог B-wing-а, способный на форсаже перегнать A-wing. Маневренность была ключом к выживанию этой машины. Сколько-нибудь серьезные повреждения были для Opressor-а фатальны, поскольку истребитель обладал недостаточно мощным щитом (гипердрайва у него не было, из-за общей нехватки места внутри фюзеляжа). В итоге, летали на этом чуде лишь элитные имперские эскадрильи, занимавшиеся перехватом тяжелых кораблей противника. К началу войн Трауна большая часть Opressor-ов была сбита повстанцами или уничтожена во время внутренних имперских разборок.
Tie Opressor
В канонической вселенной Disney развития имперских бомбардировщиков не было вообще. В результате, в VIII эпизоде Star Wars орденские силы атакуют повстанцев используя старые модели T/B(!). В космических сражениях орденцы вообще не применяли бомбардировщики, что привело к потере дредноута и «Меги». Вывод из происшедшего напрашивается только один - время и средства надо тратить на науку и технологию, а вовсе не на распил кредитов, митинги-кричалки и пропаганду технических достижений времен Палпатина.
Потеря летающей Столицы в подобных реалиях не удивительна.
Один из экспериментальных бомбардировщиков Заарина в бою.
11.07.18
(с) Садчиков Илья.