27 июня 1976 года палестинские террористы захватили пассажирский авиалайнер Airbus A300B40-203 компании Air France, который следовал из Тель-Авива в Париж. Среди террористов были два представителя германских Революционных ячеек - Бригита Кульман и Вильфрид Безе. Для того, чтобы израильтяне не смогли осуществить операцию спасения, террористы перегнали самолет в Уганду и высадили заложников в местном транзитном терминале. Террористы связались с израильским правительством и потребовали освобождения 53 заключенных: в том числе палестинских террористов и боевиков РАФ.
После того, как президент Уганды, знаменитый Иди Амин, решил не мешать террористам «в работе», израильтянам стало понятно, что «травоядного» решения проблемы не будет. Долгое время считалось, что израильтяне пытались найти мирный выход из ситуации, но в 2015 году были рассекречены документы, согласно которым переговоры изначально были отвлекающим маневром, тогда как разрешение конфликта должно было произойти посредством специальной операции «Шаровая молния». Непосредственным исполнителем операции стал бригадный генерал Дан Шомрон (именно его сыграл Чарльз Бронсон в знаменитом «Рейде на Энтеббе»). Подразумевалось, что во время операции десантникам придется столкнуться с серьезным наземным сопротивлением, ибо в районе аэропорта находилась 21,000 угандийских солдат, 267 танков и не менее 50 советских истребителей устаревших типов.
Бригадный генерал Дан Шомрон
Бронсон в роли Шомрона.
Винсент Риотта в роли Шомрона.
5 июля 1976 года четыре С-130 при поддержке двух Боинг-707 прошли на малой высоте над Красным морем, пересекли территорию Эфиопии и направились в сторону озера Виктория, стараясь не светится на радарах потенциально враждебных африканских стран. Машины приземлились в аэропорту Энтеббе в 23-00 (UTC+2) с заранее открытыми десантными люками. К зданию терминала израильтяне направились на джипах во главе которых ехал черный мерседес-лимузин. Прикол в том, что за несколько дней до операции Амин купил себе белый мерседес, в результате чего израильтяне укокошили двух внимательных охранников, которые хотели было поднять тревогу (сначала их подстрелили из пистолетов с глушителями а потом, зачем-то добили из автоматов). По аэродрому прокатился грохот выстрелов.
Понимая, что операция катится под откос, израильская ударная команда бросилась на штурм терминала. При этом израильтяне кричали на иврите, чтобы заложники ложились на пол (бедолаги не успевшие выполнить приказ были убиты штурмовой командой или погибли в результате перестрелки). Террористы открыли огонь на поражение. Чтобы не терять время, штурмовая команда закидал холл (куда отступили палестинцы) грантами, после чего добила выживших сопротивленцев автоматным огнем (немцы погибли во время этой фазы боя). Штурм занял 1 минуту 45 секунд, но само сражение только начиналось.
Бригита Кульман и Вильфрид Безе. Хоть сейчас можно вешать на обложку революционного плаката.
На начальном этапе эксфильтрации в бой вступили угандийские солдаты, которые обстреляли израильских бойцов с навигационной вышки. Выстрелом в горло был убит командир десантников Йонатан Натаньяху. Десантники приступили к ответному обстрелу вышки из ручного оружия и РПГ. Перебив от 33 до 45 угандийских солдат (по данным Израиля), располагавшихся в районе терминала и военной ВПП, штурмовики добрались до стоянки угандийских ВВС и уничтожили не менее 11 МиГ-17 и МиГ-21. Через час после начала штурма С-130 вновь поднялись в воздух, оставив за собой горящую взлетно-посадочную полосу, залитую кровью угандицев и наполненную обломками горящих боевых самолетов. Координационный Боинг-707 покинул воздушное пространство Уганды еще через 45 минут.
В результате завершения операции «Шаровая молния» из 106 заложников были убиты 3, 1 человек (Дора Блох, находилась за пределами терминала) остался в Уганде и позже был убит, 10 были ранены.
Подготовка к операции.
Операция «Шаровая молния» стала крупным успехом израильских спецслужб, которые провернули труднейшую логистическую операцию, одержали победу над многочисленным врагом и сумели спасти подавляющее большинство заложников. Не удивительно, что данное событие многократно экранизировалось (наверное, в детстве вы все видели занятный фильм Ирвина Кершнера «Рейд на Энтеббе»).
Таким образом, снимая 7 days in Entebbe бразильский режиссер Жозе Падилья мог опереться, как на уникальный исторический материал, так и на опыт своих предшественников. Фильм мог получиться блестящим, но в итоге Падилья, чей талант был подорван убогим «Робокопом», снял унылый и скучный триллер про террористов, который совершенно не интересно смотреть и к которому не хочется возвращаться. Сейчас я расскажу, почему так получилось.
Штурм. Бойцы вооружены Ак-47, крайний слева - подполковник Натаньяху (его сыграл визуально похожий Стефен Махт).
Итак, главными героями картины 7 days in Entebbe являются Бригита Кульман (Розамунда Пайк) и Вильфрид Безе (Дэниэль Брюль). Ребята хотят поднять социалистическую революцию в ФРГ и до кучи стараются помочь палестинскому народу. В течение первого часа Падилья показывает угон самолета и старается донести до зрителя идеологическую подоплеку немцев. Получается это у него плохо и совершенно не убедительно. Немцы ведут себя как школьники, решившие отправить на тот свет родной класс по причине того, что там все злые и плюются бумажками через трубочку. До кучи возле героев тусуются палестинские террористы, идеология которых вообще не раскрывается, да и исторического бэкграунда у них попросту нет.
Вторую половину фильма Бригита и Вильфрид пытаются осознать себя и свой выбор (хотя на их месте я бы готовился к бою, минировал терминал и выбирал бы надежное место для содержания заложников). Естественно у них ничего не получается, поскольку Уганда отрезана от внешнего мира, а диалоги с местным бортпроводником (он представляет заложников) не раскрывают характеры персонажей. Кроме того, Падилья начинает прыгать с места на место, показывая, что творится в израильском лагере и что думают о происходящем заложники.
Наблюдение за заложниками. Художники по костюмам проделали отличную работу.
Наконец, последние пять минут картины посвящены самому убогому штурму Энтеббе в современном кинематографе. Мало того, что штурм показан пресно (и это снимал автор крутейшего «Элитного Отряда»), так он еще и снят с ошибками. Некоторые события идут в неверной исторической последовательности, другие просто не показаны. Эпизод с МиГ-аи и эксфильтрацией тотально отсутствует. Гибель заложников также обойдена стороной, хотя она важна в контексте последующей гибели главных героев. Что касается смерти Бригиты и Вильфреда, то она выглядит просто нелепо. В комнату вбегает штурмовик, немцы синхронно наводят на него автоматы и тут же получают очередь от вбегающего в здание штурмовика номер 2. Ну право слово, это же не Counter Strike какой-то, зачем так упрощать события!?
Вообщем, как боевик фильм терпит полное фиаско, как исторический фильм он чудовищно не точен, а как триллер попросту не интересен, ибо в нем отсутствует напряженность, характерная для лучших представителей данного жанра. Очень жаль, что Падилья, имея несомненный талант к созданию остросюжетный фильмов, второй раз наступает на грабли унылости и скуки.
ЗА:
- Попытка показать события в Энтеббе с точки зрения германских террористов.
ПРОТИВ
- Характеры персонажей не раскрыты
- Грубейшие исторические ошибки
- Плохо поставленные бои
- Низкая динамика и малая напряженность происходящих событий.
01.07.18
(с) Илья Садчиков