На излете Холодной войны на верфях General Dynamics были заложены самые продвинутые американские подводные лодки XX века: АПЛ класса Seawolf, каждая стоимостью 2 млрд USD (проектная стоимость). В течение 10 последующих лет американские ВМФ должны были получить на вооружение 10 таких субмарин, способных противостоять мощному советскому флоту, в состав которого вскоре должны были войти 2 авианосца типа «Ульяновск», 2 авианосца типа «Рига/Леонид Брежнев» и несколько десятков подводных ракетоносцев различным типов.
АПЛ класса Sea Wolf были быстрее, больше и тише своих предшественников класса Improved Los-Angeles. На своем борту «Волки» несли 50 крылатых ракет типа «Томагавк», при помощи которых можно было атаковать как береговые, так и морские цели. В качестве сенсора Sea Wolf использовали систему AN/BSY-2, в состав которой входила новая сонарная система с апертурной решеткой. Двигателем АПЛ стал атомный реактор S6W мощностью 45,000 л.с, приводящий в действие водометный движитель.
8 мая 2004 года. "Джимми Картер" после процедуры "крещения".
После краха СССР и последующего за ним экономического коллапса, мощный советский флот стал историей, а планы на постройку 29 «морских волков» (общая стоимость первой серии из 12 кораблей возросла до 33.6 млрд. долларов) были серьезно урезаны, в результате чего на воду были спущены всего три подводные лодки двух основных подтипов: Seawolf, Connecticut (подтип Seawolf) и Jimmy Carter (подтип Jimmy Carter).
В отличие от своих систершипов, заложенная в 1998 году SSN-23 изначально виделась, как тестовая площадка для отработки новых технологий американских ВМФ по проекту MMP (multi-mission project). В 1999 году финансирование проекта получило зеленый свет в Когрессе США, после чего General Dynamics начала модификацию одного из строящихся Sea Wolf-ов под нужды подводной войны. Атакующая функция при этом отошла на второй план, так как в конце 90-ых некогда мощный советский флот ржавел и разваливался у причалов, из-за чудовищной нехватки финансовых средств и людских ресурсов.
4 июня 2004 года. Обратите внимание на закрытый от посторонних взоров водометный движитель.
К моменту спуска лодки на воду (13 мая 2004) года SSN-23 получила дополнительную секцию, известную как Multi-Mission Platform, вследствие чего длина АПЛ стала рекордной для ударной субмарины США. Внутри секции была установлена шлюзовая камера (Dry Deck Shelter), реконфигурируемый командный отсек, реконфигурируемый грузовой отсек, а также система контроля дистанционно управляемыми подводными аппаратами (Advanced SEAL Delivery System), которая позволяла выводить через бортовую дверь SSN-23 дроны и миджеты, не прибегая их к запуску через торпедный аппарат. В добавок к этому, «Джимми Картер» получил усовершенствованную коммуникационную мачту, предназначенную для передачи больших объемов данных, в том числе и из-под воды, а также специальные маневровые двигатели (два передних по бокам и два задних, по бокам), позволяющие АПЛ зависать над океанским дном или маневрировать над его поверхностью.
В случае необходимости «Джимми Картер» мог перевезти на своем борту 50 коммандос или боевых пловцов вместе с их оборудованием.
"Джимми Картер" на ходовых испытания в Атлантике.
В отличие от других инженерных субмарины США SSN-23 может вести активные боевые действия, как обычная ударная субмарина своего класса, а также запускать крылатые ракеты по наземным и надводным целям. Как результат АПЛ способна действовать во враждебных водах в полном одиночестве, без прикрытия ударных субмарин.
Норман Полмар - консультант Конгресса США по морским вооружениям считает, что основной задачей «Джимми Картера» является прослушивание подводных систем связи, что осуществляется при помощи уникальной подводной камеры, спускаемой с борта подводной лодки. Камера позволяет удерживать кабель на расстоянии от двигателей АПЛ и считывать с него информацию при помощи специального дистанционного устройства, технические принципы работы которого до конца неизвестны (по данным Вэйна Сидалла, специалиста компании Corning Fiber данное устройство создано АНБ США, специально для прослушивания российских систем связи). Считается, что аппараты, подобные SSN-23, производят перехват данных с глубоководных кабелей, поскольку кабели, проложенные в прибрежных водах укладываются в траншеи и имеют специальную поверхностную защиту. На больших глубинах кабели просто ложатся на океанское дно.
Отсек MMP готовится к установке на лодку.
Боевая деятельность SSN-23 скрывается под плотной завесой тайны. 19 ноября 2004 года АПЛ ушла в первое океанское плавание и попутно выполнила первую часть ходовых испытаний. 22 декабря SSN-23 вошла в состав ВМФ СЩА и в начале 2005 прибыла на морской базу Китсап-Бангор, штат Вашингтон. После удара о массивную штормовую волну SSN-23 несколько месяцев находилась в ремонте и 9 января 2005 года прибыла в Бангор.
На протяжении следующих 10 лет SSN-23 видели в Атлантике, Тихом океане, а также Арктических водах. Естественно, ход и цели этих миссий до сих пор скрываются под завесой тайны.
Известно, что в ноября 2010 года SSN-23 проводила разведывательную миссию у берегов Северной Кореи, тогда как в 2017 году «Джимми Картер» засекли входящей в Китсап-Бангор с развевающимся черным флагом на рубке (знак успешного похода). Есть предположение, что такой позитивный результат связан с новой миссией АПЛ в районе Корейского полуострова.
Президент Картер на борту субмарины, названной в его честь.
"Джимми Картер" в сравнении с Seawolf-сестренкой.
SSN-23 Jimmy Carter / Seawolf - класс
Водоизмещение: 7,568 т. (надводное) / 12,139 т. (подводное)
Длина: 138 м.
Ширина: 12.1 м.
Максимальная глубина погружения: 490 м.
Энергетическая установка: Ядерный реактор S6W, маневровый двигатель
Движители: Основной водометный движитель и 2-4 подруливающих устройства
Скорость: 18 узлов (надводная) / 35 узлов (подводная) или 25 (подводная, официальная)
Боевой радиус действия: Неограничен
Экипаж: 14 офицеров + 126 моряков + 50 десантников (в случае выполнения специальной миссии)
Вооружение: 8х660мм торпедных аппаратов (50 ракет Томагавк / Гарпунов / торпед mk48)
20.01.18
(c) Илья Садчиков