ПИТЕР БЕНЧЛИ. ЧЕЛЮСТИ (1974)

Dec 08, 2017 02:29




Культовую книгу «Челюсти» я прочитал в самом начале 90-ых. Она вышла в нескольких номерах популярного тогда журнала «Иностранная литература». В тот первый заход я ознакомился с хорроровыми местами романа, но практически проигнорировал все спокойные и социальные эпизоды, составляющие истинный костяк книги. Двадцать пять лет спустя я вернулся к «Челюстям», для того, чтобы оценить подлинный масштаб этого неординарного произведения, в этот раз на оригинальном английском языке.

Действие дебютного и самого известного романа Бенчли разворачивается в середине 70-ых годов XX века (то есть автор писал текст про свою современность) в маленьком городке Эмити, расположенном на побережье Атлантического океана. Город ведет тихую и спокойную жизнь, так как курортный сезон давно подошел к концу, а преступников тут отродясь не было (разве что парочка хулиганов, отмороженных со времен Вьетнамской войны). Зло, как всегда пришло оттуда, откуда его не ждали. Из холодных океанских глубин поднялась громадная рыба, несущая смерть неосторожным пловцам и беспечным дайверам. В первой же главе книги акула разобрала на части дамочку, уполовиненное тело которой через несколько часов вынесло на песчаный пляж. Город тут же встал на дыбы, подозревая в атаке маньяка. Еще через несколько часов в дело вступила полиция, представители которой поняли, что чудовищно изуродованные трупы оставляет за собой не человек, а громадный морской хищник, бороться с которым по методичке решительно невозможно.



Киношный Броди и книжный Броди - два разных человека. Книжный Броде более реалистичный, но менее приятный, как личность.
В этот момент напряжение первых глав дает сбой и автор начинает показывать жизнь города с точки зрения полицейского Мартина Броди. Последний вынужден болтаться между молотом долга и наковальней экономической эффективности (про нападение акулы в сообщать СМИ нельзя, ибо от этого пострадает экономическая система Эмити). Конечно же факт умолчания приводит к новым трагедиям. До кучи, Броди вынужден налаживать отношения в собственной семье, хрупкая структура которой буквально трещит по швам. Все происходящее ровными мазками накладывается на бесконечный туман и вялую текучку 70-ых, льющуюся сквозь страницы, словно холодный осенний дождь.

Слой связанный с внутренними переживаниями героя написан довольно интересно. Во всяком случае, когда читаешь книгу не в десятилетнем возрасте, на поверхность выплывают довольно интересные артефакты. В частности, Броди пытается быстрее довести расследование до конца, опасаясь прибытия федеральных агентов, которые себе не только всю славу присвоят, но еще и отберут у полицейских заслуженную премию (плюс растрезвонят о провале полиции Эмити на весь штат). Подобный поворот событий Броди не улыбается, так что он пытается справиться с проблемой собственными силами.

Не трудно заметить, что в отличие от фильма действие книги сконцентрировано не столько на акуле (она здесь скорее, стихийное явление, прущее на героев с мощью непрошибаемого бронепоезда), сколько на полицейских проблемах и городской бюрократической системе, которая работает не во имя жителей, а ради самой себя. Кошмарный монстр всего лишь прожектор, с помощью которого автор пытается высветить мрачноватые стороны Эмити (в частности, социальные проблемы США).

Когда я читал книгу в самом начале 90-ых, меня смутил весьма заметный контраст между «боевыми» и мирными частями произведения. Во время второго прочтения я вновь обратил внимание на эту разницу, вызванную недостаточной критикой американского общества. Вместо того, чтобы довести обзор недостатков до логической точки и поставить диагноз системе в целом, Бенчли резко меняет канву повествования и превращает вторую часть книги в помесь монстр-хоррора со «Стариком и морем». Люди начинают на акулу полномасштабную охоту, акула наносит ответный удар и пожирает глупых людишек. В ход идут ружья, гарпуны и рыболовецкий катер, который, монстр, конечно же топит, попутно съев всех героев второго плана. К счастью, Броди превозмогает себя и наносит страшилищу финальный удар, который ставит в судьбе монстра финальную точку.



Привет, вкусняшки. Я пришла!
Написана охота впечатляюще и за приключениями героев интересно смотреть, но она, к сожалению, действует против сути и духа книги и практически нивелирует ее социальную значимость. При этом второй кусок «Челюстей» несколько раз переписывался автором по настоянию издателей, ибо в первой версии текста было слишком много юмора (видимо юмор был в стиле фильма «Мега-акула против эпического злобохвоста»).

Завершая обзор «Челюстей» хочется сказать, что это увлекательная книга, к сожалению, не смогла раскрыть весь потенциал авторской задумки и, фактически, остановилась на самом интересном месте (продолжение событий в виде Jaws 2 ситуацию не исправило, а только ухудшило).

08.12.17
(с) Илья Садчиков

литература, священные монcтры, ocean

Previous post Next post
Up