Космополис - пожалуй, самый странный фильм на творческом пути Кроненберга. Стартовав свою карьеру с хорроров класса Б, режиссер, к началу 10-ых вообще перестал делать жанровое кино, отказался развлекать зрителя и снял чистейшей воды камерный арт-хаус, который, по каким-то неизвестным причинам сумел добраться до широкого проката, где с треском и провалился. Будучи самым низкооцененным фильмом Кроненберга (imdb = 5 баллов), «Космополис» получил множество отрицательных отзывов, вследствие чего знакомство с этой картиной попало в обязательную программу моих просмотров.
Главного персонажа картины зовут Эрик Паркер, он биржевой игрок и мультимиллионер, а еще он очень упорный герой, твердо решивший добраться из Сити до любимого барбершопа, расположенного где-то в окраинных районах мегаполиса. Сделать это не просто, поскольку вместе с Эриком по городу передвигается президент и похоронная процессия локальной знаменитости. До кучи местные левые устроили в центре помесь Vermitide и «Оккупай Мастдай», тогда как за самим Паркером объявил охоту какой-то безумный ассассин. Кто он такой - неизвестно, но намерения у него очень серьезные.
Функция и андроид.
Большая часть игрового действия разворачивается внутри бронированной машины героя. Пока лимузин движется по улицам города, в его салон проникают разные люди, пытающиеся донести до миллионера свою точку зрения на важнейшие вопросы бытия. Большая часть их проблематики связана с огромным капиталом Паркера, который стремительно тает из-за неудачной игры на шанхайской бирже. Самим Паркером люди вообщем-то не интересуются, поскольку он для них выполняет роль накапливающей функции, соединяющей реальный мир с информационным пространством денег и инвестиций.
Информация к размышлению. С момента создания фильма прошло всего 5 лет, но за это время сменилась целая эпоха. Кризис в Америке временно рассосался, зато в мире началась Холодная война 2.0, обрушившая паркеру единственную мечту. В нашей реальности миллионер не смог бы купить у русских Ту-160 ни за какие коврижки. И у казахов он бомбер тоже не смог бы купить, по той простой причине, что таких машин в Кахастане не осталось (это даже Борат знает).
Единственный настоящий человек и тот родился в 30-ых.
Паркер, сам по себе, человек абсолютно бессмысленный, помимо цифр и графиков у нет никаких интересов. Это понимает даже его жена - начинающая поэтесса, передвигающая между книжными на такси. Паркер пару раз пересекается с женой в каких-то унылых забегаловках и при этом каждый раз умудряется поговорить с ней о сексе. Секс жену не интересует, вероятно, потому, что она андроид (у нее нет чувств и привязанностей, при желании можно услышать как за ее пуш-апом щелкают реле и шестеренки) и с f(х) робот контактировать никак не может. В итоге, всякий раз миллионер остается не у дел, а жена уходит из забегаловки в следующий книжный магазин, где, видимо, замирает и отключает батарею питания.
Кроме жены, Паркера окружает различный обслуживающий персонал - охранник, шофер, специалисты по маркетингу и финансам. Паркеру плевать на них, им плевать на Паркера, главное, чтобы босс и дальше платил хорошие деньги, все остальное не так уж и важно. Ну а вокруг героев бушует неуправляемое человеческое море, движимое огненными приливами новостных трендов. Революционеры, исламисты, клерки, фанатики, компьютерные гении сменяют друг друга за окном колесного офиса, чтобы спустя мгновение превратиться в монотонный звуковой фон, о котором забываешь прежде, чем меняется его базовая тональность.
Куда поедем, босс?
Конец длинного путешествия, начавшегося в центральной части города, завершается в местных фавелах, в месте, где спят уставшие лимузины (это единственная часть Нью-Йорка, действительно интересующая Паркера). К этому моменту Паркер становится последователем Дерриды окончательно деконструирует себя, а потом собирает заново, встречаясь с единственными настоящими людьми - парикмахером, к которому он ходил в далеком детстве и своим потенциальным убийцей, бывшим аналитиком, окончательно съехавшим с рациональных катушек. В конце концов, Паркер приходит к пониманию того, что его жизнь пуста, но соскочить с проложенных рельс просто так невозможно, а значит, надо решиться на самоубийство или поставить бошку под хаотичную пулю сомневающегося убийцы.
Сможет ли Паркер существовать с осознанием того, что его реальная роль в мире не совпадает с той ролью, которую он навязал сам себе - это открытый вопрос. Однако, мне кажется, что в поисках ответа на шекспировскую проблему, Паркер выберет единственно верный ответ: not to be. Not to be, потому что созданная героем реальность - абстрактна, герой-функция не может быть связан с живыми людьми, ибо люди живут в пространстве хаоса и энтропии, тогда как формулы могут существовать лишь в измерениях абсолютного порядка.
Dont be afraid to let your body die! Long live the new flesh!
ЗА:
- Камерная пьеса на марксистскую тему.
- Интересная цветопередача.
- Есть над чем поразмыслить.
- Странник в странной земле.
ПРОТИВ:
- Это не для всех.
- Это не про динамику.
- У фильма нет ни начала, ни конца. Каждый понимает финал так, как хочет.
12.11.2017
© Илья Садчиков.