Звездным часом МиГ-23 стала Пограничная война, в которых кубинские ВВС вела прокси-битву против военно-воздушных сил Южно-Африканской Республики. Первые МиГ-и появились в Анголе в 1985 году, это были МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ, находящиеся под управлением кубинских летчиков-добровольцев. В начале своей военной карьеры МиГ-23 занимались охраной воздушного пространства Луанды, а позже, в момент интенсификации боевых действий, были переброшены на юг страны, где и началась их активная боевая работа.
Текст этой главы основан на испаноязычной статье Рубена Уррибареса «МиГ в действии» и демонстрирует взгляд на войну с кубинской точки зрения, которая разительным образом отличается от англоязычных материалов, написанных со слов южно-африканских военных специалистов.
Получив в свои ВВС первые МиГ-23, кубинские пилоты ознакомились с самолетом и пришли от него в полный восторг. Эта машина, получившая кличку «chorizos» летала намного дальше «колбасок» (1450 км против 1225 у МиГ-21Бис) МиГ-21 и несла вдвое больший бомбовый груз (2т. Против 1т. у МиГ-21Бис). Появившись на фронте в 1987 году, МиГ-и стали важным фактором Ангольской победы, поскольку им удалось захватить полное господство в воздухе и уничтожить большое число БМП, танков и других военных машин САДФ.
После серии тяжелых поражений, Ангольское правительство запросило помощи у дружественного кубинского народа (ноябрь 1987 года). Фидель Кастро обещал помочь африканским товарищам и вскоре кубинские МиГ-и появились в обжигающем воздухе Анголы. Их штурмовым дебютом стала грандиозная битва при Куито Куанавале. За штурвалами мигов находились кубинские пилоты, доставленные из Гаваны специальным рейсом ИЛ-62М. Первая эскадрилья МиГ-23, находящаяся под управлением полковника Армандо Гонсалеса, начала вылеты с ВПП в Менонге (здесь же базировались МиГ-21). Целью пилотов стал срыв очередного наступления ФАПЛА.
Сентябрь стал черным месяцем для ВВС ЮАР, поскольку южно-африканские самолеты утратили контроль на воздушным пространством. 27 сентября 1987 года один из МиГ-23МЛ сбил Mirage F1 (это была вторая победа, в начале года один из 23-их перехватил над северными районами Намибии Mirage F1AZ и успешно сбили его ракетой Р-60М). Приступив к операции по захвату воздушного пространства, МиГ-и начали сражаться с многочисленными самолетами противника, а в перерывах между воздушными боями бомбили вражеские транспортные колонны. Как писал V.W. Beling (рядовой вооруженных сил южной-Африки): «МиГи бомбили нас каждый день, сбрасывая десятки бомб и мы не могли ничего с этим поделать. Во время атаки мы бросали позицию, прятались в наспех созданном убежище и возвращались назад лишь тогда, когда самолеты улетали на свои аэродромы».
15 декабря южно-африканские САУ G6 и артиллерийские системы G5 начали обстреливать территорию ВПП в Менонге из своих дальнобойных орудий. МиГ-и перелетели на соседнюю базу несмотря на то, что Ми-8 и Ми-24 не поменяли свою дислокацию.
"Ангольский" МиГ-23МЛ.
13 января сухопутные силы ЮАР перешли в решительное наступление на ангольские позиции, поскольку день был пасмурным и с неба хлестал дождь. Наступающие решили, что погода нелетная и кубинские пилоты не смогут помочь своим. Решение оказалось ошибочным. Полковник Трухильо вернул МиГ-и на базу в Менонге и преступил к планомерным бомбардировкам противника. Во время штурмовки одни МиГ-23МЛ брали на борт бомбы, тогда как другие ракеты Р-24 и Р-60 (необходимые для перехвата приближающихся Mirage F.1).
В течение суток кубинские самолеты совершили 22 боевых вылета и сбросили на противника 44 т. бомбовой нагрузки, в результате чего вооруженные силы ЮАР потеряли два десятка боевых машин, среди которых были 7 танков «Олифант» (обращаю ваше внимание на тот факт, что кубинцы считают танк уничтоженным по критериям, отличным от критериев армии ЮАР. Армия ЮАР считала уничтоженными только те танки, которые было невозможно восстановить для повторного участия в боевых действиях, тогда как кубинцы считали уничтоженной всякую машину, вышедшую из строя и не способную принимать участие в активных боевых действиях - прим.перев).
Освной противник кубинских ВВС. Mirage F.1 ВВС ЮАР.
16 января во время разведывательного вылета полковник Трухильо засек одинокий Олифант в нескольких километрах к востоку от Куито Куанавале. Проследив за танком, пилот обнаружил скопление замаскированной вражеской техники (танки, БТР, множество логистических машин).
Не прошло и пары часов как 6 МиГ-23 нанесли по обнаруженным целям массивный бомбовый удар. Атака оказалась неожиданной для противника. Под аккомпанемент ужасающего реактивного рева МиГ-и совершали 60 градусное пикирование, после чего бросали бомбы и с перегрузкой в 7G выходили в горизонтальный режим полета. После первых ударов в воздух поднялись столбы огня, дымы и пламени. Куски вражеских машин разлетались по сторонам, поднимаясь на высоту до 300 метров. Внизу, под крыльями истребителей-бомбардировщиков царил полный ад, а черная пелена дыма, растянувшаяся по саванне, была видна с расстояния в несколько километров.
Потерпев сокрушительное поражение, противник приступил к активным операциям против Анголы лишь в феврале 1988 года. 14 февраля в 9-30 утра пилоты МиГ-23 Хуан Перес и Эладио Авила обнаружили механизированное подразделение ЮАР, передвигающееся в сторону Куито Куанавале. Через тридцать минут 5 МиГ-23МЛ нанесли бомбовый удар по противнику и сорвали атаку. В 13-30 атака повторилась вновь, в этот раз в штурме ангольских позиций приняли участие 3 батальона САДФ и 6 батальонов УНИТА, а также 100 бронемашин разных типов, в том числе не менее 40 танков (в тексте указано, что все танки были Олифантами, но, скорее всего, многие танки были УНИТОвскими Т-55 - прим.перев.).
Оборона 59-ой ангольской бригады была раздавлена в считанные минуты. К счастью, на выручку ангольцам пришли кубинские танковые экипажи. Во время контратаки 8 Т-55 подбили 10 «Олифантов» и несколько других бронированных машин. В течение следующих часов кубинские МиГ-23 совершили 35 боевых вылетов на штурмовку и выполнили перехват 14 воздушных целей. 20 февраля САДФ совершили очередную атаку с использованием Олифантов, Иландов, Рателей и Каспиров. МиГ-23 атаковали цели, бросая бомбы с минимальной высоты. По легко бронированным машинам пилоты наносили удары, обстреливая их из 23-мм пушки ГШ-23. Попав под очередь этого оружия, бронемашины САДФ превращались в горящее решето, да и танкам приходилось не сладко.
Кубинцы подвешивают на пилон МиГ-а Р-24Р.
Кубинские операторы РЛС вели наблюдение за воздушной обстановкой с земли.
В тот же день ВВС ЮАР потеряли Mirage F1AZ SAAF-245 майора Эдварда Р. Эвери, который в составе штурмовой группы из 4 Миражей, попытался отбомбиться по Ангольской танковой колонне. В результате попадания ракеты SA-13, самолет Эвери потерял управление и врезался в землю (ЮАР пришлось признать потерю, поскольку обломки Миража попали в руки Ангольцев, тот случай когда отвертеться не получилось - прим.перев).
25 февраля вооруженные силы ЮАР предприняли ночное наступление, которое было остановлено танками Т-55 и сплошными минными полями, окружающими линию ангольской обороны. МиГ-21 и МиГ-23 приняли участие в защите позиций, совершив 52 боевых вылета и сбросив на противника 26 тонн бомб.
В тот же день, МиГ-и начали охотится на вражеские G-5 и G-6, чьи снаряды причиняли ангольцам массу проблем. Предыдущие этапы охоты были неудачными поскольку противник имел собственную систему разведки, которая сообщала ЮАР-цам о вылете мигов. Артиллерийские команды тут же сворачивали боевую работу, меняли дислокацию, маскировались и затихали. Обстрел начинался вновь, когда МиГ-и возвращались на базу.
На утро, после ночной атаки, полковник Трухильо обнаружил позицию G-5 возле реки Чамбинга. Вызвав подкрепление, кубинцы забросали артиллерийские установки бомбами, а потом добавили жару из бортовых пушек. Позиция была полностью уничтожена. После этого случая южно-африканская артиллерия стала вести себя более осторожно и затихала всякий раз, когда ангольские и кубинские самолеты были в воздухе. По воспоминаниям южно-африканских военных, в ясные дни стрельба из тяжелых артиллерийских систем и РСЗО проводилась с серьезными ограничениями, так как в воздухе всегда находилось несколько МиГ-ов, пилоты которых отчаянно хотели избавиться от бомб.
МиГ-23МЛ готов к взлету.
Обломки Миража F1, сбитого 20.02.88.
5 марта 1988 года началась пятая атака вооруженных сил ЮАР против ангольской линии обороны. В этот день САДФ потеряла 20 бойцов погибшими и 59 раненными. Информация о потерях была получена средствами радиоперехвата. 23 марта военные ЮАР инициировала последнюю волну атаки, которая также закончилась провалом, известным как El desastre de Tumpo. Добровольческие подразделения кубинской армии остановили натиск противника и уничтожили еще 3 танка типа Олифант. Для более точной идентификации целей кубинцы использовали цветные дымовые шашки. Выходящие на штурмовку МиГ-и ориентировались по цветовым сигналам и бросали бомбы на головы противника. Интенсивность боевых действий в тот день была столь высока, что САДФ выпустила по ангольской армии 700 155мм снарядов из G5, тогда как «Валькирии» сделали 36 залпов по укреплениям ангольских войск.
В последний день битвы за Куито Куанавале, ВВС ЮАР окончательно утратило контроль за воздушным пространством битвы. Все боевые вылеты авиации ЮАР в этот день были направлены на перехват приближающихся вражеских самолетов.
Всего с января по март 1988 года кубинские МиГ-и выполнили 1283 боевых вылета, из которых 722 вылета были связаны со штурмовкой наземных целей. Во время штурмовых операции было сброшено 358 тонн бомб и выпущено 4000 ракет S-5. Кубинская сторона оценивает потери противника в 715 убитых, хотя армия ЮАР официально признала гибель лишь 31 человека.
В марте 1988 года кубинская авиация приступила к патрулированию намибийской границы. Советский Союз не был рад подобному развитию событий, ибо активность кубинских МиГ-ов расширяла потенциальную конфликта боевых действий, выводя конфликт за рамки локального. Москва уменьшила поставки топлива и подвесных баков в Анголу, но кубинцы решили эту проблему, начав строительство собственного аэродрома в Кхаме (60 км. от намибийской границы). ВПП полоса для кубинских ВВС была построена в кратчайшие сроки, всего за 70 дней. После того, как 13 марта на ВПП Кхамы приземлился первый МиГ-23 вся территория Северной Намибии оказалась под контролем кубинских ВВС.
Заправка топливом
После рейда МиГ-ов.
4 мая 1988 года кубинское подразделение, находящееся под командование лейтенанта Йомара Фернандеса нанесло удар по 101-ому батальону САДФ (30 убитых, 1 пленный, 5 Касспиров уничтожены 1 захвачен). Во время отступления в Намибию, 101-ый батальон подвергся ожесточенной воздушной атаке и едва не прекратил свое существование. 23 мая МиГ-и разгромили разведывательную группу элитного подразделения «Буффел». Отступая, Южно-Африканские бойцы бросили на произвол судьбы три машины на базе Унимог (точный тип не известен). 27 июня произошло столкновение разведывательного патруля СВАПО (30 бойцов, 3 БМП-1) с техникой 61-го механизированного батальона ЮАР (70 бойцов, 8 Рателей). МиГ-и нанесли массированный удар по технике, в результате чего 4 Рателя были уничтожены, а еще один захвачен, как трофей. В 10:45 утра МиГ-23МЛ, находящийся под управлением Густаво Клавихо нанес удар по механизированной колонне ЮАР, ползущей по саванне в 30 км. к югу от Чипы. Бомбардировка привела к повреждению техники, полной остановке колонны и срыву запланированной атаки.
27 июня Фидель Кастро предупредил политическое руководство ЮАР о том, что если мирное соглашение с Анголой не будет подписано, кубинская добровольческая армия и подразделения СВАПО перенесут войну на территорию северной Намибии. 8 апреля две пары МиГ-23УБ провели воздушную разведку баз и аэродромов ЮАР, находящихся над вражеской территорией. Истребители прошли над ВПП Руаканы, но ВВС ЮАР не подняли ни одного самолета на перехват. Зенитный огонь по кубинским целям также не открывался. Завершив фотографирование вражеских объектов, кубинские истребители сбросили на землю дополнительные топливные баки, на которых красовалась надпись «Помните Куито!».
27 июля кубинское командование решило нанести удар по военному комплексу Калеуке, который был защищен войсками ЮАР и в котором наблюдалась концентрация техники и вражеских военных подразделений. Кроме того, данный комплекс обеспечивал водой и электрической энергией большую часть Намибии, что автоматически превращало его в стратегическую цель.
Воздушный удар был нанесен двумя группами МиГ-23МЛ по 4 самолета в каждой. Первой группой командовал подполковник Мануэль Ариас, тогда как второй - майор Маурисио Лопес. Каждый штурмовой самолет нес под крыльями 4 бомбы FAB-500. Поскольку два МиГ-23 из Лубанго столкнулись с техническими проблемами, еще два истребителя-бомбардировщика были подняты на замену из Кхамы.
Олифант, подорвавшийся на мине и захваченный кубинскими войсками.
Олифат уничтоженный воздушным ударом.
Кубинцы стоят перед захваченным Олифантом.
Генерал Синтра Фриас и еще один захваченный Олифант.
В 12-30 МиГ-23МЛ поднялись в воздух и достигнув высоты в 300 метров пошли в сторону намибийской границы на скорости в 1000 км/ч. Покинув территорию Анголы машины повернули на 100 градусов к северо-западу (сменили направление атаки для внезапного удара по базе). Достигнув цели, МиГ-23 резко набрали высоту, а потом начали пикировать на противника под углом в 30 градусов. Первые же бомбы вывели из строя местный мост, водоочистительную систему и разрушили южно-африканские краны, предназначенные для погрузки техники и боеприпасов. Под удар попала локальная электрическая станция. Когда в атаку пошла вторая группа истребителей-бомбардировщиков перед пилотами предстало ужасающее зрелище. Цель была покрыта черным дымом, в клубах которого виднелись вспышки электрических разрядов. Вторая группа разрушила остатки базы, что было зафиксировано разведывательным вылетом МиГ-23УБ полковника Вега Тоскано.
В результате бомбёжки вооруженные силы Южно-Африканской республики оставили разрушенный комплекс. Когда через неделю к руинам цели подобрались кубинские Т-62, их экипажи были впечатлены увиденным. Здания были разрушены, повсюду валялась сгоревшая техника и оторванные части человеческих тел. Часть оборудования была остановлена в панике, легкая техника брошена. Одна из бомб попала прямиков в солдатское убежище, где погибло не менее 20 человек. Естественно, армия ЮАР признала потери 13 человек, тогда как кубинцы нашли на территории базы фрагменты 70 человеческих тел. Естественно во время рейда кубинцы не потеряли ни одной боевой машины.
Касспир, захваченный 4 мая 1988 года.
Боевой вылет.
В тот же день политики ЮАР решили преступить к мирным переговорам и обратились за посредничеством к американскому дипломату Честеру Крокеру. По результатам дальнейших переговоров вооруженные силы Южно-Африканской республики покинули оккупированную территорию Анголы в августе 1988 года, мирный договор был подписан 24 декабря 1988 года, с территории Намибии войска ЮАР должны были быть выведены в 1989 году.
Унизительное поражение в Анголе привело ЮАР к серьезному экономическому кризису, который завершился развалом системы апартеида и последующей демократизацией страны. После успешного завершения миссии и выполнения интернационального долга кубинские войска покинули Анголу в 1989-1991 году. ВВС ЮАР претендует на уничтожение 25 МиГ-23, хотя в действительности ВВС Кубы потеряли всего 9 таких машин (учитывая и те, что были разрушены во время несчастных случаев).
На основе
1-Humberto Trujillo. "Trueno justiciero". Ediciones Verde Olivo. La Habana, 1998, pág.133
2-Barry Fowler, "Pro Patria". United Kingdom: Sentinel Projects, 1995
3-Pedro Prada. "El puñetazo de Stevenson". Revista Verde Olivo, 12/1989
4-La guerra de Angola. Editora Política. La Habana, 1989
15.10.2017
(с) Илья Садчиков
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АФРИКАНСКИЕ ВОЙНЫ" (всего 50 р.).
Через Yandex кошелек
Через банковскую карту
По телефону