Северная Америка XXI века была уничтожена эпидемией странной и разрушительной болезни, передающейся воздушно-капельным путем. Цивилизация исчезла, люди, в массе своей вымерли, а большие города превратились в заброшенные кладбища. Уцелели лишь немногочисленные счастливчики, да обитатели крохотных поселений, расположенных в зеленой глуши.
Одним из выживших оказался школьный учитель Пол, который вместе со своей семьей - чернокожей женой Сарой и сыном Трэвисом, обосновался внутри унылого двухэтажного дома, находящегося в сотнях миль от ближайшего человеческого жилья. Пол обзавелся оружием, добыл пищу и воду, но никогда не чувствовал себя в безопасности, поскольку в зеленой чаще леса затаилась невидимая и неизбежная смерть, спастись от которой можно было лишь при помощи резиновых перчаток и противогаза. Впрочем, и эти предметы не гарантировали безопасности, ибо истинный способ распространения заразы остался неизвестным.
Учитель Пол и его сын - Трэвис.
Для того, чтобы мародеры не смогли проникнуть в дом, Пол забил все окна деревяшками и оставил всего один вход в помещение (через буферную комнату с красной дверью). Любой вторженец, решившийся добраться до внутренних комнат манора, неизбежно бы начал ломать красный замок, наделал бы шуму и получил бы пулю из дробовика в лоб.
Предосторожности Пола сработали, когда в дом попытался забраться Уилл, молодой человек, пытающийся найти немного еды и питья. Поймав налетчика, Пол привязал его к дереву и мариновал пару дней под «солнышком», пока не убедился, что Уилл не заразен. После этого выяснилось, что у Уилла есть жена и ребенок, а также некоторое количество домашних животных. Парни решили объединить свои усилия в спасении семей, не подозревая, что затаившееся в лесах зло приготовило им несколько неприятных сюрпризов.
It Comes At Night - показывает реальность пост-апокалипсиса с точки зрения безнадеги и обреченности. Персонажи не пытаются бороться со сложившейся ситуацией (да и как они могут это сделать, если Пол всю жизнь рассказывал детям о исчезнувших странах, а Уилл с утра до вечера вкалывал на стройке). Герои стараются выжить, сотрудничают и пытаются доверять друг другу, пока внезапное событие не разрушает хрупкое равновесие. Действие в фильме разворачивается медленно, неспешно, тем удивительнее, что режиссер пытается развести этот вязкий кисель парой бессмысленных скримеров, совершенно лишенных логики и никоим образом не влияющих на сюжетную линию картины. Когда постановка подходит к финалу, зритель лишь опечаленно кивает головой - он ведь с самого начала знал, что все так и кончится.
Это все что осталось от старого мира, сгинувшего в хаосе и болезни.
Хуже того, сделав ставку на психологическую составляющую, авторы забыли описать внешний мир и нити, связывающие героев с объективной реальностью. Да, здесь есть злобные отморозки с дробовиками (которых валят через две минуты после того, как они выскакивают из кустов). Однако настоящее зло леса даже не появляется на экране, умело мимикрируя под Ведьму Из Блэр. При этом существа (люди?), обитающие в темноте, творят вполне реальные злые дела, цель которых совершенно необъяснима и полностью алогична (если злодеи не полные психи, конечно). Как результат картина оставляется после себя неприятное послевкусие. Герои делали все правильно, не жадничали и не были подлецами. Однако результат их выживания - отрицательный. Кто виноват - неизвестно. Мораль - отсутствует. Авторского отношения к происходящему - нет. Рефлексия героев - да была ли она вообще? Спрашивается, в чем смысл того, что мы видели на экране? Очень похоже на то, что авторы картины так увлеклись процессом съемок, что забыли придумать финал.
Последний бой. Действительно, самый трудный.
Стоит отметить, что It Comes At Night довольно простая картина с точки зрения постановки. Здесь нет каких-то сложных спецэффектов, не используется продвинутая технология съемки. История живет и движется вперед благодаря толковой актерской игре Джоэля Эдгертона (Пол) и Кристофера Эббота (Уилл). Женщины в фильме - герои второго плана и они, вообщем-то, ничего не решают.
На It Comes At Night не надо идти в кинотеатр (она и так собрала больше, чем кто-либо мог подумать). Этой камерной постановке стоит дать шанс в том случае, если вы решили посмотреть ее вечером дома, пребывая в угрюмом настроении. Иначе вы зря потеряете полтора часа драгоценного времени.
ЗА:
- Фильм имеет один из самых депрессивных сюжетов в истории пост-апокалиптического жанра.
- Отличная актерская игра.
ПРОТИВ:
- Слабый конец.
- Логические дыры.
- Авторским произволом герои обрекаются на провал.
- В темноте прячутся рояли, рояльчики и роялищи.
18.09.17
(с) Илья Садчиков