Feb 11, 2010 03:21
Меня несколько пугает, что я довольно быстро забываю прочитанные книги и просмотренные фильмы. Единственное, что остаётся, - примерное ощущение, испытанное по окончании акта потребления. Это, конечно, не касается, например, засмотренной мною до дыр Матрицы, которую я могу довольно долго цитировать. Точнее, раньше мог. Сейчас и она выветривается. Про книги я вообще молчу. Но для простоты буду говорить именно о них.
Можно сказать, что это нормально - что со временем забывается всё, что не требуется в повседневности, но что тогда толку от прочтения книги? Как будто книга - это некий преобразователь, который накладывает на меня свой отпечаток, изменивший моё поведение и дающий право стоять в интеллигентской писькомерке на ступеньку выше.
Неужели польза заключается только в мыслях, которые возникают во время прочтения? Это очень сложно уловить. Я не знаю, как могла на меня повлиять книга, и есть ли действительно толк в том, что я её прочитал. Можно также сказать, что если я задаюсь таким вопросом, то и книги читать мне незачем. Это не совсем так. Я получаю некое удовлетворение, но не вполне могу его описать. Наверное, это возможность посмотреть на мир другими глазами, как если бы всё время смотрел из окна, а тут в гости позвал сосед, живущий этажом выше, а то и в доме напротив. Но вряд ли это основная ценность книги.
Если говорить конкретнее, понятно, что писатель маскирует свои собственные мысли в художественном произведении. Он помещает их в условно существующий мир, чтобы каждый тезис, проходя проверку на прочность в этом условном мире, набирал вес в голове читателя, выглядел убедительнее. В противном случае, без столкновения идей, книга была бы простым сборником афоризмов, работающих по принципу "нравится - не нравится". Может, в этом ценность художественной литературы - моделирование жизненных ситуаций для определения наиболее качественных... идей? А ведь этот метод - моделирование - широко используется в науке.
Стоит также отметить и т.н. выразительные средства, посредством которых авторы стараются максимально точно описать что-либо, ведь, согласно довольно популярному мнению, многие беды человечества происходят от разных трактовок одинаковых слов. Здесь я всё ближе подхожу к рассуждениям о поэзии, но сейчас это выглядит чересчур сложным.
Итак, облечь в словоформы некоторые очевидные достоинства прозы мне удалось, но чувство, что главное я по-прежнему упускаю, не уходит.
self-research,
книги