не знаю, как начать данный пост. Я действительно не хочу бросаться словами вроде "рецензия" или "критика", скорее в этом посте будет некое послевкусие, оставленное новым романом (рассказом? никогда не различал этих понятий) Фрая.
![](http://pics.livejournal.com/mr_blik/pic/0000rs2z/s320x240)
"Ключ из жёлтого металла" - название далеко не случайно. Данная книга - некий римэйк (тупое слово, лучше сказать ммммм, новый взгляд) на "Буратино". Возможно, прозвучит достаточно глупо, но когда эта книга попала мне в руки я не ожидал от нее ничего. Ну, не то, чтобы ничего совсем, скорее просто историю, сказку, которую приятно прочесть перед сном. И, разумеется, откладывал прочтение вышеупомянутой книги раз за разом, дочитывая Фрая же "Навваждения". Но в один прекрасный день, открыв книгу как раз перед сном, прочитал ровно две страницы и понял, что в эту книгу нужно действительно вдумыватся. Так. Постараюсь немного структурировать восторженно-сумбурные мысли на несколько поэтапных выкладок:
1. Сюжет. Как ни странно, несмотря на наличие действительно умных и толковых мыслей в рассказе, книга не превратилась в некий учебник жизни или набор умных слов (как этот пост), сюжет классический. Буратино ( сын папы Карло) ищет Золотой Ключик ( Ключ из Жёлтого Металла). Конечно, выделить неких канонических персонажей несложно, но проследить параллель со сказкой иногда не так просто, как кажется - хотя оно и к лучшему, ведь автор не собирался переделывать сказку про мальчика-полено на современный лад. Вместо этого на выходе получилась потрясающая мистическая история про дверь, ключ и все такое. Ну вы же читали Буратино, да?
2. Герои. Опять же, сплошные положительные эмоции. В некоторых персонажах легко узнаются и Мальвина, и Пьерро, и Дуремар. Но тем не менее Фрай добавляет кое-что свое в эту историю, но от этого она, повторюсь, ничего не теряет. Хотелось бы написать очень много о героях рассказа, но это убьет некую порци удовольствия от прочтения этой книги (если кто-то вообще её будет читать, пост пишу для себя, ну и для тех, кого уже успел подсадить на творчество этого писателя), поэтому как вывод по этому пункту - герои действительно по-Фраю, чувствуется стиль и та самая атмосфера, во многом создаваемая диалогами.
3. Атмосфера. В процессе чтения книги (ухахаха, избитые штампы) читатель побывает в Европе. И вот стиль письма позволяет нам пройтись по улочкам Кракова, Праги, Вильнюса. Действительно, можно воссоздать картинку старых улочек, наполненных ароматом кофе и красивые площади старых городов - это добавляет чтению мммм некоего эффекта присутсвия что ли.
4. Ну и все остальное. Книга очень во многом перекликается с предыдущими работами Фрая, т.е. это не абстрактное "что-то новенькое", это просто еще одна книга очень хорошего автора. Вернувшись к началу поста - прочитав две страницы, я отложил книгу на следующий день, чтобы через 30 часов, в 3.30 утра закрыть её. Конечно, есть недостатки - есть чрезмерная простота, есть наоборот - чрезмерная драматичность - но они делают книгу более правильной, более живой. Иногда я смеялся над диалогами, иногда перечитывал абзац по нескольку раз, иногда читать книгу было жутковато - она разная.
В конце поста хотелось бы поместить лучшую цитату книги, чтобы вы могли хотя бы частично понять атмосферу произведения, но я не буду рытся по всей книге, я просто открою её на случайном месте и перепишу небольшой отрывок - так будет правильнее:
И правда, стеклянная дверь, вопреки надписи, оповещающей, что музей работает с десяти до восемнадцати, была открыта нараспашку. В вестибюле, заставленном стеллажами с художественными каталогами и сувенирными футболками, горел свет. Откуда-то издалека доносилась электронная музыка. За стойко сидел голубоглазый блондин средних лет, плечистый и такой сердитый, что я невольно оглянулся, проверяя, остался ли путь к отступлению.
Однако, увидев меня, хмурый страж музея лучезарно улыбнулся и дивным образом преобразился. Теперь было ясно, что он - добрый старший брат всего человчества, ежели кому нос утереть или на разбитую коленку подуть, пожалуйте сюда.