ядерная программа:
http://www.iraqwatch.org/profiles/nuclear.html -- Ирак полностью разработал конструкцию атомной бомбы, включая производство взрывной линзы, и нуждался лишь в делящихся материалах; Ирак также обладал технологиями обогащения урана и после 1991 года вёл тайные исследования новых технологий обогащения.
в 2002-м году Саддам был примерно в одном годе от создания ядерной бомбы о нахождении 550 тонн урана yellowcake в Иракеотчет для директора ЦРУ 30.9.2004:
http://web.archive.org/web/20060627075640/www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/chap4.html Подобно программе биологического ОМП, Ирак полностью сокрыл от ООН свою ядерную программу.
кода:
По условиям прекращения огня установленным СБ ООН, Ирак был обязан не просто уничтожить уже созданные запасы ОМП и программы их производства, но доказать их уничтожение образом удовлетворительным для инспекционных групп ООН. Ирак демонстративно отказался выполнять это требование. Ирак не предоставил никаких доказательств уничтожения запасов ОМП (читай: укрыл эти запасы в тайниках). Ирак также не предоставил доказательств уничтожения программ разработки ОМП, Более того, в течение 4 лет после 1991 г. Ирак доказуемо продолжал вести разработку биологических ОМП, с целью возобновления его производства после снятия санкций ООН. Ирак сохранил центры разработки ОМП. Так, например, разработка сухих агентов велась в центре в Аль-Хакаме под видом разработки пестицидов до тех пор, пока она не была обнаружена и прекращена инспекторами UNSCOM. В том же году были демонтированы центры разработки ОМП в Сальман Пак и Аль Манал, однако иракский режим отказался сотрудничать удовлетворительным образом с инспекторами ООН, а в 1998 году закрыл инспекторам доступ в страну. Под давлением ООН и западных стран, Ирак в 2002 вновь допустил инспекторов в страну, но не предоставил им требовавшейся ими информации и подтвержений и приемлемой степени сотрудничества в выполнении порученной UNSCOM миссии.
Что касается утверждений будто запасов ОМП после 2003 года в Ираке не нашли: никакого существенного поиска запасов ОМП в Ираке не происходило и не могло происходить. Было бы чудом, если бы небольшая группа инспекторов действовавшая в течение короткого времени смогла обнаружить тайники в стране размером с Ирак.
Тем не менее, инспекционные группы нашли в Ираке остатки ОМП. Нашли также оставшиеся части программ по производству ОМП, для восстановления которых по оценкам экспертов требовалось (в зависимости от программы) от 3 месяцев до 2 лет, т.е. в случае снятия санкций к 2005 году они могли быть восстановлены. Нашли также продолжавшиеся разработки средств доставки.
Наконец, то, что тайников с запасами ОМП не нашли - само по себе представляет угрозу для безопасности, ибо оно в Ираке во-первых было, во-вторых Ирак имел длинный track record последовательного сокрытия информации о своих программах и запасах ОМП: события 1991-2003 года представляют длинную череду утайки Ираком информации, которую он был обязан предоставить, бесконечных препятствий деятельности инспекционной группе ООН, и следующих разоблачений иракских утаек, которые Ирак раз за разом был вынужден признавать -- лишь затем чтобы продолжать чинить дальнейшие препятствия инспекторам. Ирак должен был не просто уничтожить ОМП, но как установлено резолюциями СБ ООН, обязан был доказать, что он ОМП именно уничтожил, а не спрятал -- будь то внутри Ирака или в Сирии, Иордане или Ливане. Вместо требовавшегося резолюцией СБ ООН неукоснительного сотрудничества с инспекционной комиссией ООН, Ирак беспрестанным занимался сокрытием своих программ и сведений о них. Поэтому когда иракское ОМП пропадает "бесследно" - то напрашивающийся вывод, что оно не исчезло волшебным образом, а спрятано. А жизнь и безопасность десятков и сотен тысяч граждан США и союзных США стран -- это не та вещь, которой ответственное правительство может позволить себе играться. Независимо от того, какова была судьба запасов ОМП (которая когда-нибудь может стать или не стать известной), правительство США обязано было исходить из имеющейся у него информации -- центральным пунктом которой был отказ Ирака выполнять требования СБ ООН по верифицируемому демонтажу иракских программ производства и разработки ОМП.
http://en.wikipedia.org/wiki/Iraq_wmdhttp://en.wikipedia.org/wiki/Iraqi_biological_weapons_programhttp://www.fas.org/nuke/guide/iraq/bw/program.htm Вся подборка документов инспекций ООН:
http://www.iraqwatch.org/profiles/biological.htmlhttp://www.iraqwatch.org/profiles/chemical.html Сводка заключений инспекций ООН:
http://www.unmovic.org/http://www.un.org/Depts/unmovic/new/pages/compendium.asp Интересующиеся списком и объемами утаённого Ираком биологического и химического ОМП могут также погуглить по ключевым словам вроде iraq 8,500 liters anthrax. Для скорости можно ограничить поиск доменом un.org:
http://www.google.com/search?hl=en&q=iraq+8%2C500+liters+anthraxhttp://www.google.com/search?hl=en&safe=off&q=iraq+8%2C500+liters+anthrax+site%3Aun.org&btnG=Search Отчет для директора ЦРУ 30.9.2004 (по результатам инспекций после вторжения, aka Iraq Survey Group final report, aka Duelfer Report):
http://web.archive.org/web/20060706041521/http://www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/index.htmlраздел о биологическом ОМП:
http://web.archive.org/web/20060623031858/www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/chap6.htmlо химическом ОМП:
http://web.archive.org/web/20060623031844/www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/chap5.htmlо ядерной программе Ирака:
http://web.archive.org/web/20060627075640/www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/chap4.htmlо системах доставки:
http://web.archive.org/web/20060623031832/www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/chap3.htmlнекоторые краткие выжимки:
http://www.globalsecurity.org/wmd/library/report/2004/isg-final-report/isg-final-report_vol1_rsi-06.htmи сверхкраткие пересчисления:
http://en.wikipedia.org/wiki/Iraq_Survey_Group О ядерной программе Ирака:
http://www.iraqwatch.org/profiles/nuclear.html -- Ирак полностью разработал конструкцию атомной бомбы, включая производство взрывной линзы, и нуждался лишь в делящихся материалах; Ирак также обладал технологиями обогащения урана и после 1991 года вёл исследования новых технологий обогащения.
в 2002-м году Саддам был примерно в одном годе от создания ядерной бомбы о нахождении 550 тонн урана yellowcake в Иракеотчет для директора ЦРУ 30.9.2004:
http://web.archive.org/web/20060627075640/www.cia.gov/cia/reports/iraq_wmd_2004/chap4.htmlсм. тж.
http://tks.nationalreview.com/post/?q=ZTJjYzYzYmMwNjY3N2YwNWE5NDQ3ZTQzZDczZWU5N2Y= Довесок:
http://arbat.livejournal.com/322697.html?thread=11888521#t11888521 http://arbat.livejournal.com/322697.html?thread=11899529#t11899529 http://arbat.livejournal.com/322697.html?thread=11922569#t11922569 О попытках Ирака закупить в 1998 года уран в Нигерии:
доклад комиссии сената по разведке:
http://www.gpoaccess.gov/serialset/creports/pdf/s108-301/sec2.pdfпопутно, о "деле Вильсона":
http://arbat.livejournal.com/372021.htmlhttp://www.nytimes.com/2004/07/19/opinion/19SAFI.htmlhttp://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A39834-2004Jul9.html UPDATE. В апреле 2009 года, через шесть лет после начала войны и восемнадцать лет после резолюции СБ ООН 687 обязывавшей Ирак уничтожить ОМП и заводы по его производству образом доказуемым для инспекторов ООН, Ирак присоединился к международной Организации по Запрещению Химического Оружия. Генеральный директор
ОЗХО Rogelio Pfirter сообщил, что 12 марта 2009-го года Ирак задекларировал имеющееся у него химическое оружие: два бункера с заполненными и пустыми химическими боеприпасами, компонентами химического оружия, плюс пять бывших фабрик по производству химиического оружия -- то самое оружие и компоненты и те самые фабрики, которые режим Хусейна обязан был уничтожить в 1991 году.
Iraq submitted its initial declaration on 12 March 2009, and has declared two bunkers with filled and unfilled chemical weapons munitions, some precursors, as well as five former chemical weapons production facilities (CWPFs)... In this context, I also wish to mention and thank Iraq for having presented yesterday to the Technical Secretariat additional information on the general plans for destruction of its chemical weapons and former production facilities.
Желающим ознакомиться с дискуссиями про иракское ОМП:
http://arbat.livejournal.com/tag/wmdПро Ирак:
http://arbat.livejournal.com/tag/iraq О формальной легальности вторжения в Ирак:
Формальная легальность -- предмет споров, см.
http://en.wikipedia.org/wiki/Legality_of_the_Iraq_War Позиция правительства США состоит в том, что:
- СБ ООН санкционировал применение силы против Ирака после его вторжения в Кувейт (резолюция СБ ООН 678);
- Ирак не только нарушил установленные СБ ООН условия прекращения огня (резолюция 687), но и в течение более 12 лет систематически и демонстративно отказывался выполнить их;
- резолюция 1154 предупредила Ирак о тягчайших последствиях за нарушение Ираком выставленных к нему требований СБ ООН;
- резолюция 1441 СБ ООН предоставила ираку последнюю (так в тексте резолюции) возможность подчиниться требованиям СБ ООН, предупреждая что продолжающиеся нарушения требований будут рассматриваться как нарушение Ираком его обязательств;
- требования этой резолюции Ирак нарушил, как и всех предыдущих.
вследствие чего прекращение огня оказалось аннулированным действиями Ирака, и имеющаяся совокупность решений ООН санкционировала применение силы по отношению к Ираку (возобновление действия резолюции 678).
«В международном контексте, Соединенные Штаты полагают, что две предыдущие резолюции СБ ООН предоставляют достаточные полномочия для применения силы против Ирака. Резолюция 678 (29.11.90) санкционирует применение силы против Ирака после его вторжения в Кувейт. Резолюция 687 (3.4.91) устанавливает прекращение огня, делая его условным от подчинения Ирака списку устанавливаемых требований, включая инспекции и демонтаж программ разработки и производства ОМП [причём возлагая на Ирак обязанность доказать такой демонтаж]. Резолюция 1154 (2.3.1998) предупреждает Ирак о "тягчайших последствиях" за нарушение предыдущих резолюций. На пресс-конференции 11 марта президент Клинтон сказал: "Мы считаем, что резолюция предоставляет нам полномочия предпринять такие действия, которые мы считаем необходимыми, но безусловно мы будем консультироваться с другими членами Совета Безопасности". Последовавшая затем резолюция 1205 СБ ООН (5.11.1998) категорически осудила отказ Ирака сотрудничать с UNSCOM как "вопиющее нарушение" резолюции 687 и других последующих резолюций.»
http://fpc.state.gov/documents/organization/9043.pdf Резолюция 1441 (8.11.2002) констатировала, что "Ираком нарушены условия прекращения огня установленные резолюцией 687. Нарушения Ирака относятся не только к [обязательствам по] ОМП, но также к производству запрещенных видов ракет, [нелегальной] закупке и импорту запрещенных видов вооружения, и продолжающемуся отказу Ирака компенсировать ущерб нанесенный Кувейту мародерством иракских войск".
Резолюция также дала Ираку
"последнюю возможность подчиниться обязательствам по разоружению", и предупредила, что "ложные утверждения или пробелы в отчетах представляемых Ираком согласно этой резолюции, или неполное сотрудничество Ирака в подчинении настоящей резолюции или осуществлении ее требований, будут рассматриваться как нарушение Ираком его обязательств".
Только со времени начала сосредоточения американских сил подготовляемых к вторжению Ирак начал хоть немого шевелиться, но и тогда его сотрудничество
не оказалось полным, как требовалось резолюцией.
Можно согласиться, что желательным было бы принятие СБ ООН резолюции повторно санкционирующей применение военной силы к Ираку в 2003 году, резолюции которая не оставляла бы почвы для каких-либо возможностей интерпретационных разночтений, и можно сожалеть, что РФ и Китай принявшиеся отстаивать статус суверенного авторитаризма и превратившие ООН в недееспособную для разрешения иракской угрозы организацию, воспрепятствовали принятию такой резолюции. Позиция США состоит в том, что такая резолюция (вне зависимости от её желательности) однако не была обязательной, т.к. имеющаяся совокупность резолюций СБ ООН уже санкционировала применение военной силы к Ираку.
По следам событий в Сенате изучался вопрос, оказывала ли администрация давление на разведывательное сообщество для искажения сведений и оценок о положении с ОМП в Ираке, и было установлено: не оказывала.
http://en.wikipedia.org/wiki/Senate_Report_of_Pre-war_Intelligence_on_Iraq предыдущая часть ЧАСТЬ 5