Продолжим разговоры о войнах 17-18 веков. Старые читатели давно уловили мою склонность к упрощающим теориям, объясняющим суть исторических событий. Посмотрим в этом ключе на перипетии четырехсотлетней давности. Итак, в качестве завязки разговора: для понимания причин европейских конфликтов лучше рассматривать историю с 1600-го по 1750-ый год как противостояние французской королевской династии и дома Габсбургов.
Взглянем на карту. Перед нами образец политической пропаганды 16-го столетия. Европа изображена в виде королевы, одетой по последнему писку испанской моды - Испания являлась наиболее ценной частью габсбургских владений. Карта повернута на 90 градусов по часовой стрелке относительно привычной для нас системы координат: наверху оказался запад, слева - юг, а север, соответственно, справа.
Голову женской фигуры увенчивает корона с надписью “Испания”. Сразу ясно, где находился гегемон тогдашней Европы. На ободке венца различимо “Lusitania”, то есть Португалия - на португальский трон Габсбурги стали претендовать в 1578-ом году, после гибели в битве с маврами короля Себастьяна. В 1580-ом Филипп II Испанский реализовал эти права посредством вооруженной силы.
Пиренейские горы служат воротником. В груди (Галлия) бьется сердце Европы - Париж. Впрочем, здесь автор погрешил против анатомической точности. Правая рука дамы (для зрителя - левая) символизирует Неаполитанское королевство. Если верить Гвиччардини, в начале 16-го столетия оно приносила своему сюзерену больше налогов, чем Франция французскому монарху, хотя к моменту выпуска карты положение, конечно же, изменилось. Отмечу, что короли Арагона сидели на неаполитанском троне с 1504-го года. Царственная рука сжимает державу - остров Сицилию, относящийся к неаполитанским владениям.
Верхняя часть живота соответствует Германии. Показаны крупные города: Argencia (то есть Страсбург) и Франкфурт. Следует помнить, что Габсбурги контролировали престол Священной Римской империи вплоть до ее роспуска в 1806-ом году. И хотя императорская власть являлась ограниченной, в СРИ входили и непосредственные владения габсбургского дома: Австрийское герцогство (с Веной в районе правой почки) и Богемией, олицетворяющей желудок и печень. Монарха в Богемии выбирали, но чехи за редким исключением останавливали свой выбор на представителе одной и той же династии.
Подол платья состоит из земель Восточной Европы, в те времена политически незначимых. Напротив головы витает британский лоскуток. Несколько странно полное игнорирование принадлежавших Испании Нидерландов и Миланского герцогства, сувереном коего с 1540-го года являлся испанский король.
Что же просматривается за этой картой? Незавидное положение Франции. Она просто зажата со всех сторон габсбургскими владениями. И французские монархи решили действовать. Действовать было страшно, ибо, несмотря на впечатляющие географические показатели, экономически их королевство не представляло из себя ничего выдающегося. Пройдемся еще раз по наиболее развитым регионам Европы на 1550-ый год:
- Испания - принадлежит Габсбургам.
- Миланское герцогство - принадлежит Габсбургам.
- Неаполитанское королевство - управляется Габсбургами.
- Бельгия и Нидерланды - управляются Габсбургами.
- Португалия - независима.
- Флоренция - независима.
- Венеция - независима.
- Рим - независим.
- Бургундия - разделена между Габсбургами и Францией.
Европа на 1556-ой год. Габсбургские владения отмечены зеленым.
Навскидку, Габсбурги держат половину европейского экономического потенциала, при том, что Франция - всего лишь один из нескольких игроков первого ранга. Правда, наиболее воинственный. И итальянские полисы, которым концентрация огромной мощи в руках одной семьи стала казаться слишком опасной, хорошо понимали, кому следует помогать.
Итак, 1613-ый год. На севере Италии вспыхивает Война за монферратское наследство. За власть над крошечным герцогством, находящимся под боком у контролируемого Габсбургами Милана борются два претендента. За одним стоит Испания. Второго - герцога Савойи - снабжают деньгами венецианцы. Лишь только мадридский двор втягивается в конфликт, Венеция обрушивается на владения венских Габсбургов в Словении - так начнется Ускокская война. В этом конфликте, пока еще робко, примут участие и французы - в 1617-ом они пришлют в Монферрат войска в поддержку савойцев. Для испанцев конфликт завершится сохранением статуса-кво, однако на следующий год, в 1618-ом, случится нечто, что принято рассматривать как первое действие в цепочке событий, приведших к закату габсбургской гегемонии - в силу венецианских интриг на богемский престол будет избран враждебный Габсбургам кандидат. Так начнется Тридцатилетняя война.
Десять лет наша царственная дама будет мучиться спазмами в животе и груди - это на территории Священной Римской империи, управляемой габсбургским императором, идет резня между католиками и протестантами. В 1628-ом году Франция - снова в союзе с Венецией - открыто вступает в конфликт. Начинается вторая война за монферратское герцогство, еще известная как Война за мантуанское наследство. Вследствие очередного династического кризиса, Габсбурги решают посадить на местный престол своего кандидата. Французы и венецианцы придерживаются иного мнения. Происходит знаменитая осада крепости Казале, красочно описанная Умберто Эко в “Острове накануне”. На сей раз мадридский, и венский дворы дают слабину - Франция торжествует и заключает почетный мир.
Она вступит в войну через семь лет - в 1635-ом. В тот самый момент, когда казалось, что Габсбурги вот-вот восторжествуют. Уже давно отвоеван богемский трон, пресечены поползновения Голландии, разгромлен датский король, пал в битве король шведский - непобедимый Густав Адольф. Интригами прижата внутренняя оппозиция из союзников-князей. Здесь очень кстати пришлись шведы, разгромившие Баварию, начавшую было предъявлять претензии императору. Самих шведов, “сделавших свое дело”, добили объединенные испано-имперские войска в битве при Нердлингене.
Тридцатилетняя война завершится в 1648-ом году. Франко-испанский конфликт продолжится до 1659-го года. Войска Бурбонов вторгнутся в Испанские Нидерланды (современная Бельгия), а на юге перенесут боевые действия за Пиренеи. Вопреки бытующему
мнению, долгожданный мир не принесет переворота в европейской политике. Габсбурги по-прежнему останутся гегемонами, и вся Европа будет смотреть на них сквозь щели забрала.
Положение изменится в результате испано-португальской войны. Португалия, завоеванная в 1580-ом году, отложилась в ходе Тридцатилетней, в 1640-ом. Подписав мирный договор, Габсбурги тешили себя надеждой ее отвоевать. Эти надежды пошли прахом в битве при Монтеш-Кляруше в 1665-ом году. На стороне Альфонса VI Португальского сражались французские наемники. Тайную помощь по поручению молодого Людовика XIV португальцам оказывал знаменитый Фуке.
Впрочем, этого оказалось недостаточным, и, воспользовавшись надуманным предлогом, французы открыто вступают в конфликт. Деволюционная война - знаю, звучит страшно - принесет Парижу небольшие приобретения на территории богатой Бельгии, однако главный ее итогом станет иное: Габсбурги признают независимость Португалии. В 1668-ом году Королева-Европа лишится короны.
Схематичное изображение битвы при Монтеш-Кляруше в 1665-ом году. Она принесет Португалии долгожданную независимость и приведет к дипломатическому перевороту - старые союзники Бурбонов начнут видеть в своих прежних друзьях угрозу и перебегут под крыло Габсбургов.
А дальше на Бурбонов начнет играть сам социальный прогресс. Франция оказалась первой, создавшей централизованное бюрократическое государство. Первой, способной выращивать промышленность под крылом протекционизма. Первой, на государственном уровне занявшейся наукой и культурой. Очевидно, и первой, организовавшей регулярную армию. Этим инструментом Людовик XIV станет орудовать как кувалдой. Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно.
В ходе Голландской войны 1672-1678 годов французы, отнимают у Испании, пришедшей на помощь Республике Соединенных провинций, бывшее бургундское графство. Затем пойдут бесцеремонные аннексии на основании юридических придирок. В 1681-ом Людовик XIV присоединяет Страсбург - кулон на шее нашей королевы. Конечно, его относительный экономический вес к концу 17-го столетия существенно снизился.
Далее будет война 1683-1684 годов, и Империи придется официально признать эту утрату.
Война Аугсбургской лиги. На стороне Габсбургов сражается чуть ли не вся тогдашняя Европа, но французы окажутся сильнее.
И вот, когда отгремят пушки, когда развеется дым, когда сгниют сотни тысяч тел, удобривших поля Фландрии, Людовик XIV устроит свою пятую большую войну. Последнюю войну. Войну, после которой Габсбургов можно будет уже не принимать в расчет. После которой они если и смогут возглавлять антифранцузскую оппозицию, то никогда не будут в состоянии реально Франции угрожать. Людовик решил отрубить королеве голову и приставить себе. Так началась Война за испанское наследство.
Четырнадцать лет боев. Страшный голод, унесший сотни тысяч жизней. Враг на французской земле. Потеря Тулона. Угроза потери Парижа. Бурбоны выдержали все. Внук французского монарха сел на мадридский престол под именем Филиппа V, сменив бездетного Карла II. Империи Габсбургов был нанесен фатальный удар.
Битва при Мальплаке 11 сентября 1709-го года. Одно из сражений Войны за испанское наследство. Почти 200 тысяч солдат на одном поле - в три раза больше, чем под Полтавой. Таких концентраций войск Европа не увидит еще 90 лет - вплоть до эпохи революционной Франции.
Людовику XV выпала удача добить поверженного противника. В своем политическом завещании его предшественник предостерег нового монарха от практики тотальных конфликтов. Франция отказывается от аннексий и ведет войны исключительно для того, чтобы передать очередной кусок территории какому-либо второстепенному игроку, отняв его у более сильного.
Война за польское наследство - самый бестолково названный конфликт в истории. Габсбурги, умудрившиеся переписать на себя Королевство обеих Сицилий после утраты испанской короны, теряют, наконец, и неаполитанский трон. На него садится очередной Бурбон - Карл, сын Филиппа V Испанского. Дама с картинки лишается правой руки.
Владения Габсбургов к 1740-ому году. Потеряны Испания, Португалия, Королевство обеих Сицилий, Силезия. Остались богемские и австрийские земли, часть нынешней Бельгии, Милан. Венгерские владения, наоборот, расширились.
Оставшийся обрубок обгладывают хищники-соседи. После кончины не оставившего сыновей Карла VI, последовавшей в 1740-ом году, разгорается Война за австрийское наследство. Пруссия аннексирует Силезию. Французские войска занимают Австрийские Нидерланды. Затем входят в Прагу. В борьбу с Габсбургами вступит и Бавария - ее курфюрст попытается стать императором Карлом VII.
Верный новым дипломатическим принципам, версальский двор откажется от аннексий, и австрийцы получат Бельгию обратно. Впрочем, сделалось ясно: Габсбурги более неспособны на равных противостоять Бурбонам. Так произошла Дипломатическая революция. Она завершила более чем полуторавековую борьбу.
На момент, когда Мария-Терезия выкинула белый флаг, Европа изменилась радикально. Экономическое первенство Италии и Иберийского полуострова осталось в прошлом. Появились рекрутские армии, и размер доходов перестал быть мерилом военной мощи. На востоке возникли новые великие державы, а нелепый остров, паривший у головы королевы, трансформировался в важнейший центр силы. Именно британцы подхватят выпавшее из рук Габсбургов знамя сопротивления политике Версаля.