Бумажные войны (Тридентский собор)

Dec 02, 2024 22:42





Слева направо: император Зенон, император Ираклий I и император Констант II. Чего у них общего с Карлом V? Скоро узнаем.

Продолжим повествование о борьбе Римских Пап с Германским императором. Сегодня обойдется без сражений, и читателю предстоит с головой погрузиться в пучину интриг. Череда дипломатических ходов может показаться утомительной, однако знайте: за этим постом стоит сотня страниц на итальянском языке эпохи барокко.

Зачем же все это читать?

- Во-первых, Сарпи - один из немногих, у кого за чередой комиссий и постановлений видна четкая схема: “ход - ответ”.

- Во-вторых, работы сего историка ставят читателю аналитическое мышление. Учат видеть логику в веренице скучных бюрократических действий. А сей навык полезен: его можно применить для анализа и нынешних событий.

Итак, мы оставили Павла III горевать над погибшим сыном, герцогом Пьяченцы. Напомним, что он был убит в сентябре 1547-го года в результате заговора, инспирированного имперцами. А теперь посмотрим на ходы Карла V, коему было впору пожинать плоды победы в Шмалькальденской войне.



Еще в августе Император собрал в Аугсбурге Рейхстаг, дабы обсудить вопросы религиозного примирения Германии, столь необходимого для стабильности страны. Читатель помнит, что в ходе конфликта Св. Престол разжигал в Империи религиозную рознь, в то время как кесарь склонялся к компромиссу.

На Рейхстаге католики требовали продолжения Собора именно в Тренто, что было осуществимо, если бы удалось заставить политически ослабшего Папу вернуть Собор из Болоньи. Мы помним, что кардиналы раскололись на два лагеря, и сторонники Империи остались в именно Тренто. Требования протестантов удовлетворить было труднее: они настаивали на полном невмешательстве Папы в деятельность Собора.

Карл V проделал блестящую работу. Посулами и угрозами - ведь он только выиграл войну - кесарь убедил всех германских князей принять будущие решения собрания иерархов. Но тут заартачились имперские города, объявив, что поддержат лишь те постановления, каковые отвечают их взглядам на веру. Тем не менее, Империя была близка к внутреннему примирению, чего Св. Престол не желал допускать.

Не смотря на смерть сына, Папа не утратил присутствия духа и принялся через посредника убеждать Императора (фактического убийцу) согласиться на перенос Собора в Болонью, обещая в ответ… помочь со вторжением в Англию, ежели таковое будет предпринято.

Карл V не позволил заговорить себе зубы и в декабре 1547-го года официально попросил через посланника вернуть собрание в Тренто, живописуя труды, каковые принял на себя, пытаясь замирить Германию.

КАК ЗАБОЛТАТЬ ЧУЖУЮ ИНИЦИАТИВУ

Отказать открыто Папа не мог - сие сделало бы его злокозненность очевидной всей Европе - и, поблагодарив кесаря за рачение, написал в Болонью, испрашивая собрание, что оно думает о возвращении в Тренто. Учитывая, что в Болонью уехали лишь сторонники Павла III, собрание постановило остаться на месте. Попытка Карла V обратиться к собравшимся в Болонье уже напрямую тоже не дала результата.

Это позволило Императору заявить болонскому сборищу официальный протест и выставить себя правым в глазах общественности: в конце концов, это Карл V примирил разделенную Германию и убедил всех съехаться на Собор, и лишь нежелание итальянцев вернуться в Тренто, куда, в отличие от папской Болоньи, готовы были явиться и немцы, не дает свершиться благому делу примирения.

В порядке курьеза: Император обвинил болонских кардиналов в распространении ложных слухов об эпидемии, что и стало в свое время предлогом к переносу собора. Похоже, в Европе ничего не меняется веками.

Наконец, имперский посланник заявил, что не считает собравшихся в Болонье Собором, а вина за раскол церкви ложиться на плечи понтифика.

Это уже был афронт. Публичное обвинение в расколе церкви, выдвинутое против самого Папы, нужно было парировать. Павел III виртуозно вышел из положения. Призвав имперского посла, он обвинил его… в превышении полномочий. Дескать посланнику было поручено выразить протест кардиналам, собравшимся в Болонье, или Папе в отношении сих кардиналов, но ни в коем случае не обвинять самого понтифика. В ответной речи Папа даже похвалил политику Императора по наведению порядка в Германии, добавил, что никогда не настаивал, чтобы Собор куда-то переезжал, однако при этом объявил оставшихся в Тренто отколовшимися от церкви.

В довершении, Св. Престол провозгласил создание… комиссии из 4-ех кардиналов, каковой надлежало установить, был ли перенос Собора в Болонью законным, или нет. Обеим сторонам (и из Болоньи, и из Тренто) надлежало в течении месяца представить комиссии свои соображения.

По мнению Сарпи, план Папы состоял в следующем: стравить две группы кардиналов и выступить арбитром. Имперские иерархи, оставшиеся в Тренто, не поддались на уловку и промолчали. Тогда понтифик написал им уже сам, недоумевая, почему те, согласившись на перенос Собора, не уехали в Болонью, а ежели были против, то почему не подали протест Папе?

Учитывая сказанное, понтифик подытожил, что перенос Собора легитимен, и если кардиналы считают иначе, то пусть выскажутся. Причем не иначе, как изложив свои тезисы письменно и прибив их список к дверям собора в Тренто (все помнят Лютера?)…

Кардиналы, в основном испанцы, уловили, на что именно их провоцируют, и ответствовали, что не собирались протестовать против Св. Престола, а против переноса Собора голосовали лишь потому, что полагали, будто оный происходит без ведома понтифика. А ехать в Болонью не видят смысла, ибо сами же уехавшие обещали вернуться, лишь только пройдет эпидемия.

У читателя уже кругом пошла голова, но Понтифик, получив сей ответ, переслал его комиссии по обсуждению законности переноса, каковая, в свою очередь, отослала его болонским сидельцам. Те ответили по каждому пункту, попросив Папу выступить посредников в споре. Впрочем, Павел III уже и сам плохо понимал, как выползти из ямы, вырытой собственной казуистикой.

РАЗРУБИТЬ ГОРДИЕВ УЗЕЛ

Тем временем, Император, убедился, что продолжения Собора от Папы не добиться уже никак, в то время как готовность князей к компромиссу может и испариться.  Тогда он совершил шаг, неведанный в истории последних столетий. Карл V созвал свою комиссию, каковой поручил… разработать новый символ веры. Да, вы не ослышались: цезарь узурпировал часть папских полномочий и распорядился разработать нечто, не противоречащее ни “Аугсбургскому исповеданию”, ни догматам католиков.

Комиссия охотно принялась за работу, многократно советовалась с представителями духовенства, городов и князей, несколько раз меняла формулировки и осознанно оставила некоторые темы нераскрытыми, дабы и католики, и протестанты смогли толковать их по-своему. Конечным результатом работы стала книга на 27 глав - от перечисления коих уберегу читателя, - получившее название “Interim”, или “Временная” что указывало на желание учредить позже нечто постоянное, когда Собор, наконец, состоится.



Создатели опуса: Иоганн Агрикола, Юлиус фон Пфлуг и Михаэль Хельдинг. У Сарпи они не упомянуты, пришлось пользоваться иными источниками.

Книгу отправили в Рим, чтобы Папа проникся… В курии разинули рты. Со слов Сарпи, эрудиты принялись вспоминать, когда в последний цезари занимались вопросами доктрины. Знатоки называли “Энотикон” императора Зенона, изданный в 5-ом веке, “Эктезис” Ираклия Первого, вышедший в 7-ом и “Типос” императора Константа II, того же столетия. Многие вопрошали, не желает ли Карл V пойти по стопам Генриха VIII Английского, но тот хотя бы правит далеким островом, а не половиной Западной Европы.

Впрочем, в Риме оставался человек, коего появление книги обрадовало - то был сам Павел III. Предвидя, что опус разозлит, как протестантов, так и католиков, понтифик разработал свою стратегию. Во-первых, стращать католический лагерь Империи перспективой роста влияния кесаря, во-вторых, убедить протестантов, что цель доктрины - не объединение, а подавление лютеранства. При этом было важно, чтобы до самого Карла V папская стратегия дошла как можно позже.

Тем временем, 15-го мая 1548-го года “Interim” был представлен Рейхстагу в Аугсбурге. Произошедшее далее, Сарпи описывает довольно мутно. По традиции должно было пройти голосование, но вместо этого архиепископ Майнца (один из электоров) встал и поблагодарил Императора, что было воспринято как знак всеобщего одобрения. Однако позже многие князья и делегаты городов утверждали, что не могут принять новую концепцию.

Опус отпечатали на латыни и на немецком, а позже перевели на французский с итальянским. Книга включала введение, в коем всем, оставшимся в старой вере, предписывалось придерживаться ее и в дальнейшем, а перешедшим в новую - либо вернуться в католицизм, либо подстроиться под опубликованные инструкции. При этом протестантам запрещалось распространять свою религию и рекомендовалось дожидаться решения Собора.

Еще через месяц, 14-го июня, Император объявляет о церковной реформе. В длиннющем указе на 22 главы кесарь отрегулировал практически все: от проведения церемоний, до вопросов дисциплины. Но это не помешало ему опубликовать в конце месяца публичное заявление, что собор скоро возобновит работу и именно в Тренто. Духовенству предписывалось на него явиться.

ПОНТИФИК НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Что же делает Папа, дабы посеять в Империи хаос? Он посылает в Германию комиссию из трех прелатов, которой предписывается возвращать в лоно истинной веры всех, кто изъявит желание. А чтобы пряник казался слаще, была издана булла, которая уполномочила комиссию не только отпускать грехи по собственному усмотрению, но и освобождать от любых клятв и вассальных присяг… Причем, как частных лиц, так и городские общины.

В качестве приправы: комиссия имела право прощать… двоеженство, а также освобождать от поста. Вероятно, для немцев 16-го столетия это имело особое значение.

Три прелата обладали также полномочиями договариваться с теми, кто ранее приватизировал церковную собственность - речь шла о формальной передаче прав новым владельцам в обмен на неустойку.

В Германии известие о комиссии встретили неоднозначно. Многие высмеивали формулировки буллы и подвергали критике саму затею.

Но не лучше обстояли дела и у кесаря с его “Interim”. Протестанты возненавидели опус даже сильнее католиков, а Иоганн Фридрих - глава разгромленной Лиги - умудрялся выдавать из заточения декларации во славу свободы веры.

Расчеты Павла III оказались верны. Публикация Императором предписаний по вопросам культа расколола страну. В ходе поездки по Саксонии в сентябре 1548-го года некоторые города под благовидными предлогами отказались открывать кесарю ворота. А Магдебург сделал это открыто, за что подвергся официальным имперским санкциям и был вынужден вести самую настоящую войну. Множились публикации и против самого опуса, хотя Карл V строжайше их воспрещал. Особенно отличались Ганзейские города.

Тут Папа понял, что пора ударить изо всех сил и поручил магистру Ордена проповедников начать атаку на “Interim” уже со стороны католиков. Это привело к тому, что критика императорской книги появилась уже и во Франции.

Более того, возникли трения и среди протестантов. Те, кто не принял новшества, подвергали суровой критике адоптировавших свои обряды под имперские предписания.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СОБОРЫ

В ноябре 1548-го года, ко дню Св. Мартина, по всей Германии должны были открыться провинциальные соборы для обсуждения вопросов религии, но строго в рамках священной книги “Interim” - предполагалось, что протестанты сами решат на них, как адоптировать свой культ к императорским ограничениям.

Местные соборы действительно открылись и приняли какие-то постановления, но - со слов Сарпи - они оставались чистой формальностью, не выработав санкций против ослушников.

Единственными, кто отнесся к идее провинциальных соборов серьезно, стали церковные электоры. Напомню, что лишь семь имперских князей имели права участвовать в выборах Императора: четверо светских - король Богемии, герцог Саксонии, граф Пфальца, герцог Баварии, и трое церковных - епископы Майнца, Трира и Кельна.

Кельнский собор открылся к Пасхе 1549-го года и принял принципиальное решение о возвращении к католицизму. Интересен он тем, что к Кельнской метрополии относились и Нидерланды (включая нынешнюю Бельгию). Поэтому решения Кельнского собора были утверждены Карлом V, но не как императором, а в качестве непосредственного суверена Нижних земель. Сие послужит прологом к событиям, известным читателю по советским учебникам истории.

Собор в Майнце подтвердил приверженность тридентским догмам, но принял на себя смелость обзавестись собственным мнением там, где официального высшего мнения не существовало. Например, было решено, что картины и изваяния не должны являться предметом поклонения, что их задача - лишь напоминать, кому следует молиться. И ежели будет замечено, что предметом культа стало именно изображение, то его следует вынести из храма.

ИМПЕРСКИЙ ФИНТ УШАМИ

Но вернемся к нашим баранам, то есть к комиссии из трех прелатов с невиданными полномочиями, каковых Папа наслал на Империю с целью мутить воду и позволять нарушать пост. Как ни странно, на месте они встретили полное непонимание и даже презрение - столь всем претило имя понтифика. Побродив по стране, скитальцы подались в Нидерланды, где уже находился кесарь.

Карл V, желавший наведения полного порядка в своих родовых владениях, быстро приспособил страдальцев к делу. Раз уж им даны были огромные полномочия, включая право снимать епископов, то пускай и снимают их, но по указке Императора, в все недовольство приходится на долю Папы.

Прелаты честно упирались, опасаясь переругаться со всеми в незнакомой стране, но кесарь настаивал, и иерархи дали согласие на печатание бланков с их подписью и пробелом на месте имени снимаемого епископа.

Дурной пример заразителен, и в июле 1549-го король Франции дает позволение своим прелатам созвать собор с целью реформирования французской церкви, что было воспринято в Риме с превеликим недоверием.

А в ноябре, поссорившись с Оттавио Фарнезе - собственным внуком - Папа отдает Богу душу. Так завершилась эпоха сего понтифика, несомненно значимого как политик, который стремился смягчить последствия испанской гегемонии не только для Св. Престола, но и для всей Италии.

Читаем истоники, Италия, Паоло Сарпи, Германия

Previous post Next post
Up